Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Вторая проблема при построении бюджетирования

11 сентября 2015
1602
Средний балл: 0 из 5

В своем первом блоге про бюджетирование* я предположил, что первая проблема бюджетирования традиционной системы кроется в одинаковом подходе уложиться в запланированные лимиты ко всем статьям бюджета: к статьям постоянных расходов, к статьям инвестиций, к статьям переменных расходов. Второй проблемой считаю попытку построить бюджет движения денежных средств по статьям переменных расходов на длительный период времени, например, на год.

Вторая проблема при построении бюджетирования
Сергей Смирнов, генеральный директор ЗАО «КАРАВАНН» (исполняет обязанности финансового директора)


Проблемы бюджетирования на предприятии

Сложно рассчитать дату оплаты за комплектующие, даже зная плановую дату списания комплектующих в производство. И компьютерные системы управления здесь не помощники. Отечественные системы, включая все версии «1С», не предоставляют такого функционала. Западные системы не настроены работать с предоплатами, которые часто используются в расчетах между контрагентами в России.

Возникает вопрос, как все-таки можно управлять переменными расходами (цепочкой добавленной стоимости закупки => производство => продажи) на производственном предприятии?

Есть три основных финансовых отчета / плана (бюджета):

Постоянные расходы легче всего планировать, если брать за основу бюджет доходов и расходов.

Инвестиции – через бюджет движения денег.

А переменные расходы производственного предприятия – через бюджет баланса – через управление оборотными средствами.

Управлять оборотными средствами (оборотным фондом) – это значит объединить несколько статей баланса (цепочку добавленной стоимости) в один отчет:

Вторая проблема при построении бюджетирования

Имея такой отчет, мы сможем ежедневно знать свой оборотный фонд. Но знать мало, надо еще понимать: достаточен или избыточен текущий размер оборотного фонда, нуждается ли он в дополнительном финансировании или наоборот распределен нерационально. Чтобы получать ответы на такие вопросы, надо не просто оценивать текущий размер оборотного фонда, а сравнивать его с нормативом.

Оценку или расчет норматива оборотного фонда можно считать процедурой планирования, бюджетирования для переменных расходов предприятия.

К сожалению, найти разработанные системы, позволяющие проводить оценку оборотного фонда, мне найти не удалось. Помощником в этом деле стал Excel. С помощью нескольких таблиц можно рассчитать нормативы для каждой статьи оборотного фонда, затем сложить их и получить норматив всего оборотного фонда.

Если ежедневно отслеживать отклонения фактического оборотного фонда от нормативного, то по результатам таких оценок принимать взвешенные решения будет просто.

Примеры таблиц по оценке (нормированию) оборотного фонда я приведу в следующей статье.

Сейчас же хочу остановиться на структуре статей оборотного фонда.

Структура статей оборотного фонда предприятия

Первая статья (комплектующие и сборки) – это материалы для производства (10 счет) и незавершенное производство (20 счет).
Но обратите внимание, в расчет нужно брать не весь 10 счет, а только материалы и комплектующие для производства (канцтовары, конечно, попасть в расчет не должны).

  • Продукция на складе – это 43 счет.
  • А расчеты с поставщиками – 60 счет, но только по контрагентам, поставляющим производственные материалы и комплектующие.
  • Расчеты с покупателями – 62 счет.
  • Остаток на банковском счете – это не весь 51 счет.

Рекомендую открыть для расчетов с поставщиками комплектующих обособленный расчетный счет, чтобы не смешивать платежи за комплектующие с оплатой остальных расходов,  и подкреплять такой счет с главного счета по мере потребностей.

Тогда указанные статьи оборотного фонда составят единый контур цепочки добавленной стоимости предприятия, «не загрязненный» прочими (постоянными) расходами.

Возложить контроль оборотного фонда необходимо на менеджера – распорядителя, который прежде чем принимать решение о платеже или об отгрузке продукции, сможет оценить, как отразится его решение на оборотном фонде всего предприятия.

Отчет для оценки оборотного фонда довольно легко разработать даже в «1С». Это позволит «одной кнопкой» увидеть состояние оборотного фонда и отслеживать его динамику.

Безусловно, чтобы такая система заработала, все первичные документы по цепочке: по закупкам, производству, продажам, должны обрабатываться «день-вдень», без задержек.

Чтобы настроить систему управления оборотным фондом, придется приложить усилия:

  • рассчитать нормативы;
  • отслеживать ежедневно отклонение фактического фонда от нормативного;
  • добиться своевременной обработки первичных документов.

Но такие усилия очень скоро окупятся, потому что решения об оплатах, об отгрузках, о размере страховых запасов будут быстрыми и обоснованными.

* Главный мотив традиционного бюджетирования – уложиться в запланированные лимиты

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.