Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Рентабельность продукции

10 ноября 2015
3412
Средний балл: 0 из 5

Чтобы оценить рентабельность продукции, нужно составить отчет о продажах по номенклатурным группам и рассчитать известные показатели рентабельности продукции.

Из статьи вы узнаете:

  • Как оценить рентабельность продукции
  • Какие показатели рентабельности продукции использовать

Отчет о продажах по номенклатурным группам

В отчет необходимо включить информацию, которая позволит проанализировать рентабельность продаж каждого наименования продукции, оценить динамику роста объемов реализации, выявить изменения в структуре продаж.

Для разработки удобной и функциональной формы отчета, нужно последовательно определиться:

  • в каком виде отобразить ассортиментную линейку;
  • какую информацию о продажах включить;
  • какие аналитические показатели выбрать;
  • с какой регулярностью составлять отчет и т. д.

Тогда форма отчета о продажах будет иметь вид таблицы 1 (здесь отчет представлен на примере компании «Альфа» – производителе мясных полуфабрикатов).

Таблица 1. Отчет о продажах по номенклатурным группам за I квартал 2013 года (фрагмент)

скачать.xls

Номенклатура Объем продаж за
январь 2013 года
... Объем продаж за
март 2013 года
Итого продаж
за I квартал
2013 года
Структура продаж, %
(объем продаж одного наименования : суммарный объем) × 100
Себестоимость продаж, руб. Прибыль от продаж, руб.
(гр. 10 – гр. 12)
Рентабельность продаж, %
(гр. 13 : гр. 10 × 100)
Доля в прибыли, %
(прибыль по позиции :
общая прибыль × 100)
Доля прибыли нарастающим итогом, % Группа АBC
(по прибыли)
Объем, уп. Сумма, руб. ... Объем, уп. Сумма, руб. Объем, уп.
(гр. 3 + гр. 5 + гр. 7)
Сумма, руб.
(гр. 4 + гр. 6 + гр. 8)
1 3 4 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Люля-кебаб из говядины и свинины «По-домашнему» 3300 759 000 3500 805 000 10 160 2 336 800 10,43 1 518 920 817 880 35,00 8,20 8,20 А
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
Котлеты из говядины и свинины «Оригинальные» 2370 545 100 2610 600 300 7430 1 708 900 7,63 811 356 897 544 52,52 9,00 65,30 В
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
Котлеты говяжьи «Домашние» 2100 483 000 2425 557 750 6725 1 546 750 6,90 721 256 825 494 53,37 8,28 100,00 С
Итого 30 227 6 952 229 34 895 8 025 850 97 432 22 409 379 100,00 12 436 366 9 973 014 44,50 100,00 - -

Оценка рентабельности продукции

Рассмотрим, как детализировать номенклатуру для оценки рентабельности продукции.

Номенклатуру готовой продукции можно представить полным перечнем всех товаров или объединить в группы (подробнее о том, как проверить ассортимент, см. Ревизия ассортиментной политики). Детализацию и способ отражения групп каждая компания выбирает самостоятельно в зависимости от количества наименований и степени их однородности, числа торговых марок и т. д. Так, продукцию можно объединить по брендам, технологическим особенностям производства, типам (как правильно учитывать товары, см. Как учитывать готовую продукцию).

Показатели рентабельности продукции

В качестве информации о продажах выступают:

В отчет нужно включить такие показатели, которые помогут провести ретроспективный анализ, а также оценить вероятность исполнения плана продаж (подробнее о том, как анализировать продажи, см. Как оценить достоверность прогнозов в плане продаж).Чтобы иметь возможность быстро сопоставить данные о структуре отгрузок и сравнить их с прошлыми периодами, в отчет можно добавить расчет доли каждой проданной позиции в общем объеме продаж.

Информация о себестоимости товаров и сумма прибыли от продаж помогут вычислить их рентабельность.

Формула. Расчет рентабельности продаж

K5 = ПР / ВР

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

К5

Рентабельность продаж

ед.

Результат расчета

ПР

Прибыль от реализации

ед.

Отчет о финансовых результатах (о прибылях и убытках), стр. 2200

ВР

Выручка от реализации

руб.

Отчет о финансовых результатах (о прибылях и убытках), стр. 2110

При этом себестоимость указывается в соответствии с установленной в компании учетной политикой. В отчете можно также предусмотреть возможность ABC-анализа (в качестве показателей можно выбрать выручку, прибыль, себестоимость или объем продаж). Например, в себестоимости продаж (гр. 12 таблицы 1) указываются прямые расходы по каждому номенклатурному наименованию. В графе 17 задается категория товара (подробнее об этом см. Как проверить ассортимент компании на экономически невыгодные товары) по степени его влияния на прибыль. В категорию «А» входят товары, суммарно составляющие до 50 процентов в общей прибыли компании, «В» – 35 процентов и «С» – 15 процентов.

Все это позволит:

Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.