Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как небольшой компании корректировать бюджет в кризис

25 декабря 2015
245
Средний балл: 0 из 5

Если в экономике кризисная ситуация, то скорее всего те бюджеты, которые компании сверстали в конце года, не будут выполнены. Значит в течение года их придется корректировать. Поговорим о том, как сделать это наиболее эффективно.

Есть несколько методик составления бюджета, которые позволяют оперативно скорректировать бюджет в течение года, если становится понятно, что он не может быть выполнен в первоначальном виде.

Сценарное бюджетирование

Самая распространенная методика – сценарное бюджетирование.  Каждое ЦФО формирует три бюджета: оптимистичный, пессимистичный, базовый. Соответственно, формируются 3 варианта общего бюджета компании и какой-то бюджет берется за основу. Компания начинает по нему работать. Если финансовая служба понимает, что ситуация изменилась в ту или иную сторону, то переключается на тот бюджет, который больше заточен на ситуацию.

Недостаток этого метода в том, что очень тяжело составить три варианта бюджета. Если базовый сценарий основан на видении того, как будет развиваться ситуация. (например, отдел продаж считает, что продажи составят 1 млн руб.), то остальные сценарии мало что отражают. Отделам бывает трудно составить пессимистичный и оптимистичный сценарий. Например,  непонятно, насколько должны упасть продажи, чтобы применять пессимистичный сценарий и  они цифры берутся «с потолка».

Это рабочая схема рабочая, потому что финансовая служба имеет  вилку бюджета:  диапазон и по доходам, и по расходам, в рамках которого может действовать. Проблема в том, что границы этого диапазона часто размытые  и не очень коррелируют с реальностью.

Адаптивное бюджетирование

Если финансовая служба прибегает к методика адаптивного бюджетирования, то формируется только базовый вариант бюджета. Причем, этот базовый вариант формируется достаточно консервативно. Например, если отдел продаж считает, что телевизоры будут продаваться, а насчет пылесосов не уверен, то доходы от продажи пылесосов из бюджета исключаются.

Компания начинает работать по этому бюджету,  а финансовая служба его регулярно анализирует. В первую очередь, анализируется бюджет продаж. Если финансовый директор видит, что продаже меньше, чем заложено, начинается корректировка расходной части. Уже на стадии формирования бюджета финансовая служба и руководители подразделений  должны понимать, какие расходы и в каком порядке они будут резать. Например, в первую очередь сокращаются представительские расходы (участие в выставках, снятие видеороликов) – расходы, которыми можно пожертвовать, если развития нет. Во вторую очередь – командировочные расходы (например, топ-менеджер пересаживается из бизнес-класса в эконом).Удобно, если вместе с бюджетом будет составлена таблица расходов в том порядке, в котором они будут сокращаться при ухудшении ситуации. Это позволит быстро и эффективно корректировать расходы, если фактические доходы меньше ожидаемых.

Если доходы больше, чем заложено в бюджете, у финансовой службы и руководства компании должен быть план того, как эти доходы можно освоить. Например, досрочно погасить кредит в банке,  или инвестировать в новые проекты, на которые в базовом сценарии денег нет, но при наличии дополнительных ресурсов есть возможность их воплотить.

Адаптивное бюджетирование наиболее актуально для компаний малого и среднего бизнеса, потому что факт доходов и расходов – та объективная информация, которая есть в компаниях и которой компании могут апеллировать. Все остальное – фантазии, мысли, домыслы и т.д.

Крупные компании часто опираются на различные макроэкономические обзоры, на статьи в газетах – это все можно проигнорировать. Для небольших компаний важны отношения с собственными контрагентами, нежели макроэкономическая ситуация. Например,  во время кризиса 2008-2009 года у компаний, которые торгуют интернет-рекламой произошел взрывной рост продаж, благодаря тому, что рекламодатели в поисках экономии перешли на интернет-рекламу).

Натуральное бюджетирование

Еще одна эффективная методика анализа деятельности компании – натуральное бюджетирование.  Суть в том, что помимо финансовых показателей в бюджете БДДС и БДР, бюджет дополняется информацией о натуральных продажах. Например, компания планирует продать товары на 1 млн руб. Очень полезно дополнительно к бюджету в денежном выражении указать количество и единиц товара, который будет продан. Например, 5000 телевизоров. Это важно потому, что компания может выполнить план в натуральном выражении, но не выполнить в денежном. И наоборот. В таком случае бюджет в денежном выражении не даст полноты картины  и не позволит руководителю компании принять объективное решение. Натуральный показатель полезен для планирования, потому что им  проще управлять.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.