Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как оценить реалистичность бюджета расходов

2 февраля 2016
516
Средний балл: 0 из 5

Чтобы сформировать реальный бюджет расходов, важно учесть несколько моментов. Оценивать расходы сквозь призму отчета о прибылях и убытках; применять инструменты комплексного анализа; делать акцент на базовые параметры: тарифы на сырье и энергию, курсы валют.

Как оценить реалистичность бюджета расходовМария Верхотурова, независимый эксперт в области построения систем управления экономикой и финансами


Оценка планируемых расходов подразделений, как правило, происходит на этапе согласования и верстки бюджета и относится к компетенции бюджетного управления компании. В зависимости от уровня развития бюджетной системы процесс идет в 2-3 итерации. Я бы выделила три ключевых момента в работе, которые позволят сформировать правдивый бюджет расходов.

1. Смотрите на расходы подразделений сквозь призму отчета о прибылях и убытках.

Речь идет о том, что задолго до формирования основных бюджетов (PL,CF,BS), пусть даже не имея единых бюджетных форм для функциональных бюджетов, следует раскладывать статьи затрат каждого подразделения на постоянные и переменные, поэтапно учитывать их влияние на показатели валовой, операционной прибыли, EBITDA. Расходы переменного характера всегда имеют понятный драйвер, и предполагают соответствующий расчет, то есть их невозможно взять с потолка, просто поставить цифру. Так, для прямых затрат по себестоимости мы смотрим объем реализации, для транспортных – объем перевозок, для финансовых – объем долговой нагрузки, расходы на оплату труда коррелируют с объемом производства и штатным расписанием. Вторым множителем, соответственно, выступают цены, тарифы и ставки.

Идеально, если бюджетное управление заранее разработает формат функциональных бюджетов со встроенными алгоритмами по ключевым расчетам переменных затрат. Условно-постоянные затраты можно получить отдельным списком статей, правдивость которых проще оценить в динамике факта прошлых лет к рассматриваемому плану. Новые позиции должны иметь свой факт обоснования (новый продукт, нетипичные операции, изменения в способе хозяйствования). К примеру, в новом периоде компания решила часть услуг передать на аутсорсинг, либо отказаться от использования собственных мощностей и перейти на стороннюю аренду. Так, помимо того, что мы получаем новые статьи расходов, следует не забыть проконтролировать, произошло ли выбытие основных фондов и снижение амортизации, уменьшились ли производственные затраты, сократился штат и т.д. по ситуации.

2. Применяйте классические инструменты комплексного анализа: сравнительный анализ по периодам (план+2/3 года факта, расчет темпов прироста), вертикальный анализ (% расходов в выручке, отношение к валовой и операционной прибыли, вес статьи в структуре расходов), расчет удельных величин (руб./объем реализации, руб./объем производства, руб/ФОТ), динамика выделенных точек анализа по периодам.

Построение сплошной аналитической матрицы, в первом приближении, позволит высветить расходы с нетипичным поведением. К примеру, скачки амплитуды или прирост более 10%. По ним следует запросить у подразделений расшифровки и обоснования. Далее, на этапе утверждения бюджета расходов, эта же матрица позволит сформировать предложения по оптимизации расходов и, в случае напряженного плана, сформулировать бюджетное правило.

 3. Акцентируйте базовые предпосылки стратегического характера (рост тарифов на ключевые виды сырья и энергоносители, транспортные услуги; изменения в штатном расписании, CAPEX и M&A). Обозначьте макроэкономические параметры, как то: индексы PPI, CPI, курсы валют, налоговые и процентные ставки.

И последнее, максимально нивелируйте в бюджете расходов статью «прочие расходы». Как правило, она используется подразделениями как источник необоснованного резервирования средств.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.