Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Снижение затрат на обслуживание кредитов в кризис – это миф

30 мая 2016
133
Средний балл: 0 из 5

Алексей Пурусов считает, что во время кризиса перед компаниями стоит вопрос не об уменьшении стоимости кредитов, а о выживании. Что означает: любой кредит за любые деньги, лишь бы получить.

Снижение затрат на обслуживание кредитов в кризис – это мифАлексей Пурусов, финансовый директор торговой компании


 – В 2010 году, во время прошлого кризиса, Вы делились на страницах нашего журнала опытом, как удержать выручку компании на докризисном уровне. Изменились ли Ваши подходы к этой работе? Расскажите о них, пожалуйста.

– Вопрос сохранения выручки – это всегда вопрос стратегии на кризисный период. Обычно, все сложное на самом деле просто. Кризис – это всегда падение спроса из-за банальной причины – отсутствия денег у непосредственных потребителей, или, скорее, из-за их недостатка. Выручка – это не только деньги, это баланс между ценой продажи и заработком владельцев или прибылью. Эластичность спроса резко возрастает в кризисный период.

Наверное, неправильно оперировать понятием «сохранить выручку». Более правильно говорить о сохранении доли рынка, а выручка – это уже следствие. Формула понятна и проста: ниже цена – больше спрос. Причем, не всегда рост цены на единицу приводит к росту прибыли на продаваемый объем. В какой-то момент прибыль будет одинаковой как при высокой цене, но маленьких объемах, так и при низкой цене и больших объемах. И с этого момента снижение цены, провоцирующей рост, может не только сохранить выручку, но и увеличить ее.

Рассмотрим виртуальный пример: бизнес по продаже тортиков. Аппетитные и манящие сладколюбов торты до кризиса стоили, скажем, 300 руб. В кризис продажи упали, а общефирменные расходы (аренда, коммуналка, зарплата офиса и прочее) существенно не изменились. Чтобы не уйти в минус, стали увеличивать цену пропорционально падению продаж. Результат не замедлил себя показать – скорость падения спроса увеличилась. Итог понятный и печальный.

Или иная вариация в серьезный кризис – но на ту же самую тему. 1999 год – одномоментный рост валюты в разы. Продажи импортного товара встали, а российский производитель гордо расправил плечи и вышел на уже свободный рынок со своими низкими ценами. Пошел спрос. Что произошло дальше? Все просто. Импортные поставщики заморозили цены в ущерб прибыли и по гос. программам. Греческое, турецкое и китайское правительства ввели дотации для своих.

Но наши тоже не лыком шиты. Видя, что импортный товар намного выше отечественного по цене, стали поднимать цены (мы ж не дураки терять прибыль). И ситуация пришла к тому, что цены совпали, а остальное – не очень. Результат – торговые и бизнес-центры на месте производящих производств.

В общем и частном рецепт прост: здравый смысл и здоровая логика. Конечно, на самом деле алгоритм более сложный, но подход один.

– А как Вы оцениваете доступность кредитов для бизнеса в целом? Что можно предпринять для снижения затрат на обслуживание кредитов?

– Доступность кредитов в кризис всегда падает. Банки начинают перестраховываться. А это получается за счет ужесточения требований, увеличения ставок на рискованных клиентов и отказа от кредитования определенных бизнес-групп. Например,  автопродавцов.

Снижение затрат на обслуживание кредитов – это МИФ.  В этот кризис банки ввели интересное новшество: чтобы компании не «рисовали» отчетность, банки попросили доступ к их бухгалтерским базам. Подход простой: хочешь деньги – дай доступ. Многие уже погорели.

– Посоветуйте, пожалуста, как действовать финансистам, когда денег не хватает?

– Это прописные истины. Ранжирую:

  1. Кредит или займы.
  2. Устойчивые (или неустойчивые) пассивы, что означает: по возможности не платим по своим обязательствам.
  3. Деньги владельцев.
  4. Продажа доли владения.

– Можете рассказать коллегам, чего не стоит делать, пытаясь урезать затраты?

– Не всегда урезание затрат – путь к росту выручки. Как и в любом другом случае, здесь должна быть золотая середина. Отвечу аллегорическим и гипотетическим примером. Некий журналист зарабатывает на жизнь статьями. Пишет дома вечерами в темноте. Если совсем темно, писать не может. Нужен свет (затраты). Купил слабую лампочку – пишется с трудом, а есть-то надо. Купил хорошую лампочку (увеличил затраты) – писать стало комфортно и быстро, смог хорошо питаться. Появились свободные деньги – купил хрустальную люстру – деньги потратил, расходы увеличил – а писать быстрее и лучше не стал…


Вам также могут быть интересны интервью:

2015 год Inventive Retail Group закончила с очень хорошими результатами. Продажи выросли на 29 процентов, а абсолютный показатель EBITDA – на 31 процент, по сравнению с 2014 годом. Секретами успеха делится финансовый директор компании Роман Борисов.

Финансовый директор компании Essence Development Игорь Фурносов – о семи заповедях управления ликвидностью, а также о самых сложных задачах, который стоят перед финансовой службой.


Методические рекомендации по управлению финансами компании

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.