Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как не допустить роста затрат на закупки

15 июля 2016
184
Средний балл: 0 из 5

Наши рекомендации подскажут, как избежать роста затрат на закупки. А также как убедить продавцов зафиксировать условия оплаты на необходимый компании период.

Рост закупочных цен для компании означает увеличение расходов, уменьшение чистой прибыли. Чтобы этого не случилось, можно принять следующие меры:

  • договориться с поставщиками о фиксации цены на определенный период времени;
  • найти доверенных и альтернативных поставщиков.

Как договориться с поставщиками о фиксации закупочной цены

Действенный способ сдержать закупочные цены – договориться с поставщиками о фиксации цен на определенный период. Это непросто, придется искать компромисс. Чтобы заинтересовать продавца, ему можно предложить выгодные условия. Например, такие:

  • долгосрочный контракт (как вариант – на три года);
  • предоплату;
  • гарантированный объем закупок;
  • отказ от доставки силами поставщика;
  • сокращение отсрочки платежа;
  • рекламу среди своих клиентов.

Договоренности о фиксации цены легче достичь с теми контрагентами, которые осваивают новый рынок сбыта, чей товар имеет ограниченный или ярко выраженный сезонный спрос. Нужно быть готовым к тому, что поставщики взамен могут потребовать выполнения дополнительных условий. Например, таких:

  • предоставление банковской гарантии (подробнее об этом см. Что проверить в тексте банковской гарантии);
  • вывоз товара со склада продавца по утвержденному им графику (если транспортировку на себя берет покупатель);
  • обязанность закупать некондиционный, неходовой товар;
  • открытие новых торговых точек;
  • страхование дебиторской задолженности;
  • предоплата;
  • участие в акциях поставщика по продвижению товаров;
  • невозможность возврата бракованного товара.

Если переговоры с поставщиками о фиксации цены прошли успешно, новые договоренности стоит оформить приложением к договору (см. пример).

Как сформировать перечень доверенных и альтернативных поставщиков товара

Нередки ситуации, когда сотрудники службы снабжения вступают в сговор с контрагентами. Выбирают для сотрудничества тех поставщиков, которые предоставляют им персональные премии за объем закупок (подробнее см. Как контролировать закупки). Соответственно, продавцы включают эти премии в цену закупки товара, тем самым ее увеличивая.

Избежать этой ситуации можно, если заранее составить список доверенных и альтернативных поставщиков (подробнее см. Как обосновать выбор поставщика). Доверенные продавцы – те контрагенты, у которых компания планирует покупать товар в ближайшее время, альтернативные – те, к которым можно прибегнуть, если первые начинают поднимать цену, условия оплаты и качество поставляемого ими товара перестают устраивать руководство компании.

Составляя оба перечня, можно использовать рейтинговый метод – оценивать каждого потенциального контрагента по балльной шкале. Продавцы, набравшие максимальное количество баллов, попадают в список доверенных, то есть тех, кому отдается приоритет по закупке в первую очередь (минимальная цена, хорошее качество). Остальных контрагентов можно отнести к альтернативным контрагентам.

Список доверенных поставщиков в обязательном порядке согласовывается с генеральным директором и собственником компании. Все заявки на закупки у продавцов, не входящих в этот перечень, должны утверждаться руководством. Критерии выбора поставщиков могут быть такими:

  • цена;
  • качество поставляемых товаров;
  • условия поставки – сроки, комплектация, полнота выполнения заказа, возможность оформления внеплановой партии, оптимальный размер заказа;
  • условия оплаты – длительность отсрочки платежа, форма оплаты (подробнее см. Что выгоднее: скидка или отсрочка платежа от поставщика);
  • возможность отгрузки по экстренным заказам;
  • срок поставки;
  • удаленность поставщика от компании;
  • репутация поставщика (срок его работы на рынке, финансовое положение, деловые контакты);
  • ассортиментный ряд;
  • возможные скидки и премии;
  • условия возвратов товара.

Формула. Расчет оптимального размера заказа

Как не допустить роста затрат на закупки

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

EOQ

Оптимальный размер заказа

ед.

Результат расчета

C

Затраты на размещение заказа

руб.

Рассчитывается по формуле

З

Затраты на хранение единицы сырья

руб.

Рассчитываются службой снабжения (см. формулу)

Р

Среднемесячная потребность (среднемесячный спрос) в сырье и материалах

ед.

Рассчитывается как среднее арифметическое значение спроса за период на основании производственной программы (см. формулу). Данные предоставляет служба снабжения и производство

Важность критериев разная, поэтому целесообразнее присвоить каждому из них удельный вес по значимости.

Формируя список альтернативных поставщиков, лучше заранее запросить их коммерческие предложения и с ними ознакомиться. Это поможет быстро переключиться на продавцов из этого списка, не тратя время на поиск новых. Чем больше выбор у компании, тем больше шансов найти поставщика с оптимальными ценами. Портфель альтернативных поставщиков можно представить в таком виде.

Особенно актуален такой инструмент при значительном объеме закупок сырья или товаров по договорам в иностранной валюте. Если курс евро растет, можно переключаться на поставщиков, расчеты с которыми возможны в другой валюте. Для контроля закупочных цен финансовому директору стоит на регулярной основе запрашивать информацию у руководителя службы закупок об изменениях в условиях работы с ключевыми продавцами компании (подробнее см. Как выстроить систему внутреннего контроля продаж и снабжения).

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.