Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как планировать сумму авансов от клиентов при составлении бюджета

26 июля 2016
251
Средний балл: 0 из 5

Рекомендации позволят достоверно спланировать сумму авансов от клиентов в будущем периоде и убедиться в исполнении договорных. В них представлено, какую информацию потребуется собрать для такого прогноза и как ее трактовать, чтобы избежать ошибок в финансовых планах.

Чтобы спрогнозировать в бюджете кредиторской задолженности сумму по статье «Авансы полученные», потребуется собрать данные об объемах будущих продаж клиентам на условиях предоплаты и информацию об этих условиях.

Как учесть объем продаж по предоплате в прогнозе кредиторской задолженности

Прежде всего стоит уточнить в отделе продаж планируемые изменения условий оплаты от клиентов на будущий год. Согласование этих изменений – достаточно серьезный вопрос, решаемый департаментом продаж совместно с финансовой службой. Для прогноза используют уже согласованный план продаж, в котором детализированы условия оплаты, предлагаемые каждому контрагенту (например, наличие предоплаты, размер аванса, регулярность отгрузок и т. д.). Из него необходимо взять данные о клиентах, работающих по предоплате, и планируемый по ним объем продаж в стоимостном выражении.

Как условия предоплаты клиента повлияют на прогноз кредиторской задолженности

В большинстве крупных компаний всех клиентов делят на категории по степени их кредитоспособности и надежности (см. Какие клиенты действительно выгодны компании). В зависимости от этого им предоставляют разные условия оплаты. Например, 50-процентную предоплату под каждую отгрузку товара или неснижаемый аванс в размере 20-дневного объема предоставляемых услуг. Для упрощения расчета можно разделить объем продаж клиентам, работающим по предоплате, на такие категории.

Универсальной формулы расчета прогнозной суммы авансов не существует, поскольку условия предоплаты и отсрочки платежа могут сильно варьироваться в различных компаниях (например, для одного контрагента отсрочка платежа 30 дней, для другого – 10). Однако в общем, если размер аванса зависит от стоимости одной отгрузки (по данным отчетов о продаже), рассчитать прогнозную сумму полученных авансов можно. При этом важно учесть, что условия предоплаты у всех контрагентов могут быть разные. Так, если от контрагента получают аванс за каждую отгрузку, то сумму этой предоплаты можно определить по формуле:

Формула 1. Расчет прогнозной суммы полученного аванса за одну отгрузку определенного контрагента

АП' = (Оп : Ко) х А

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

АП' 

Прогнозная сумма аванса, полученного за одну отгрузку

руб.

Результат расчета

Оп

Планируемый объем продаж клиенту в отчетном периоде

руб.

План продаж

Ко

Прогнозное количество отгрузок

ед.

Данные отдела логистики о регулярности отгрузки (например, если отгрузки идут ежедневно без выходных в течение квартала, то этот показатель равен 90 (количество дней в трех кварталах))

А

Размер аванса по условиям договора

%

Договор с покупателем

Если же договорные условия включают предоплату минимального количества отгрузок, то для прогноза полученного аванса используют другую формулу

Формула 2. Расчет прогнозной суммы полученного аванса за минимальное количество отгрузок

АП'' = (Оп : Ко) х КОм

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

АП'' 

Прогнозная сумма авансов, полученных за минимальную партию отгрузок в периоде

руб.

Результат расчета

Оп

Планируемый объем продаж клиенту в отчетном периоде

руб.

План продаж

Ко

Прогнозное количество отгрузок

ед.

Данные отдела логистики о регулярности отгрузки (например, если отгрузки идут ежедневно без выходных в течение квартала, то этот показатель равен 90 (количество дней в трех кварталах))

КОм

Минимальное количество отгрузок, которые должны быть покрыты авансом

ед.

Текущий договор с покупателем

Затем полученные прогнозные суммы авансов, выдаваемых на разных условиях, складывают и получают общую сумму предоплаты на конец будущего периода от всех контрагентов.

Формула 3. Расчет прогнозной суммы полученных авансов от контрагентов на разных условиях

Как планировать сумму авансов от клиентов при составлении бюджета

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

АП

Прогнозная сумма полученных авансов в периоде

руб.

Результат расчета

АП'i

Прогнозная сумма полученного аванса за одну отгрузку по i-у контрагенту

руб.

Расчет по формуле

i

Порядковый номер контрагента, оплачивающего аванс за одну отгрузку

ед.

План продаж

N

Количество контрагентов, оплачивающих аванс за одну отгрузку

ед.

План продаж

АП''j

Прогнозная сумма авансов, полученных за минимальную партию отгрузок в периоде

руб.

Расчет по формуле

j

Порядковый номер контрагента, оплачивающего аванс за несколько отгрузок (установленное количество)

ед.

План продаж

M

Количество контрагентов, оплачивающих аванс за несколько отгрузок (установленное количество)

ед.

План продаж

Стоит заметить, что указанные формулы помогут спрогнозировать точные результаты при условии соблюдения договорных условий по срокам предоплаты.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.