Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

SMART-цели: как ставить правильные цели

12 ноября 2018
25957
Средний балл: 0 из 5
менеджер проектов ИК "Русский стартап"
SMART-цели: как ставить правильные цели

SMART – это особая методика постановки целей, популярная во всем мире. Она помогает структурировать процесс формирования четких и конкретных целей. Система СМАРТ находит широкое применение как в бизнесе, так и в повседневной жизни – при формулировании личных целей. В статье расскажем о ней подробнее.

Что такое методика постановки целей SMART

Методику SMART придумал в 1981 году Джордж Т. Доран — консультант и бывший управляющим процессами стратегического планирования в одной из компаний Вашингтона. Он опубликовал статью с названием «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач». Читайте также про постановку и внедрение управленческого учета.

SMART- это аббревиатура из английских слов, описывающих основные свойства правильно поставленной цели. Расшифровка признаков, которым должны соответствовать цели по системе SMART приведена в таблице.

Таблица. Расшифровка SMART

Буква

Значение

Перевод

S

Specific

Конкретная

M

Measurable

Измеримая

A

Attainable

Достижимая

R

Relevant

Актуальная

T

Time Bound

Ограниченная во времени

Цель по СМАРТ должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени. Далее подробно рассмотрим критерии, которым должна соответствовать SMART-цель.

Скачайте дополнительный материал к статье:

SMART-цели: как ставить правильные целиКак финансовому директору ставить правильные личные цели

Чем поможет: если заметили, что не стремитесь к личным целям, а все время посвящаете работе, скорее всего, это результат гиперответственности или трудоголизма. Поймите, что замещаете работой, разработайте стратегический план и начните с небольших изменений. 

S - Конкретная

Очень часто, когда менеджер работает над формулировкой своей цели, он обнаруживает, что она очень общая и не конкретная, и понимает, что ее можно разбить на отдельные, более конкретные подцели. Чтобы упростить задачу формулирования по методике СМАРТ надо задать по каждой цели пять вопросов[1]:

  1. Что: Чего необходимо достичь?
  2. Почему: Конкретные причины для достижения цели.
  3. Кто: Кто участвует?
  4. Где: Определить местоположение.
  5. Какие: Определите требования и ограничения.

В большинстве случаев только часть из этих вопросов можно будет применить, но стоит попытаться использовать их все, чтобы убедиться, что ничего не упущено.

ИконкаЧитайте также:

ИконкаВосемь рабочих привычек, от которых надо избавиться

Чем поможет: понять, какие привычки мешают работать быстрее и эффективнее и отказаться от них.

ИконкаЛичные цели для трудоголиков

Чем поможет: проанализировать, как распределяется время между рабочими процессами и личными задачами и избавиться от трудоголизма.

M – Измеримая

Второй термин, буква М аббревиатуры SMART в нашей системе постановки целей, подчеркивает необходимость конкретных критериев для измерения прогресса в достижении цели. Основная мысль заключается в том, что, если цель не поддается измерению, невозможно узнать, добивается ли команда успеха в реализуемом проекте. Измерение прогресса поможет команде оставаться на намеченном пути, достигать установленных сроков и ощущать то самое чувство выполненного долга, которое мотивирует ее членов на постоянные усилия, необходимые для достижения цели. Поддающаяся измерению цель обычно отвечает на такие вопросы, как:

  • Сколько нужно сделать?
  • Как определить, что заданный уровень достигнут?

Какой бы формат наилучшим образом не соответствовал бы вашей конкретной цели, он должен позволять судить о степени достижения цели и давать возможность оценивать свой прогресс. Этот формат также должен давать возможность распределить объем необходимой работы на временные интервалы, с тем чтобы отслеживать и контролировать ход реализации проекта.

А – Достижимая

Мало смысла в постановке цели, которая либо слишком сложна для достижения, либо не соответствует вашим возможностям и ресурсам, такая цель скорее демотивирует вас и команду проекта и разрушит вашу уверенность в себе. При постановке цели по СМАРТ вы должны использовать свои знания и текущие навыки в качестве весов для определения того, сможете ли вы достичь поставленной вехи, является ли цель «достижимой». Если речь идет о «достижимых» целях в бизнесе следует убедиться, что в вашем распоряжении достаточные ресурсы и что ваша рабочая нагрузка соответствует новым требованиям.

R – Актуальная

Цель, которую вы ставите себе, своей команде, своей организации только тогда должна получить необходимую поддержку, когда вы гарантированно отвечаете «да» на каждый из этих вопросов в отношении ее:

  1. Стоит ли эта цель затрачиваемых усилий и ресурсов?
  2. Подходящее ли сейчас время для подобной цели?
  3. Действительно ли эта цель соответствует выбранной ранее стратегии?

Цели, отвечающие приведенным смарт-критериям, двигают команду, отдел и организацию вперед. Цель, которая поддерживает и согласуется с другими целями, будет считаться актуальной целью. Только тщательный анализ того, чего вы хотите достичь, и где вы хотите быть, позволит определить релевантность и актуальность ваших целей. Это относится как к личным целям, так и к бизнесу – необходимо тщательно проанализировать любую цель на предмет актуальности и релевантности.

T – Ограниченная по времени

Крайне важно, чтобы SMART-цели имели временные рамки или контрольную дату. Приверженность крайнему сроку помогает команде сосредоточить свои усилия на достижении цели и не позволяет сбивать фокус выполняя другие, несвязанные рутинные задачи, которые могут возникнуть по ходу реализации проекта или на пути к цели. Срочная цель призвана создать чувство неотложности. Именно этот аспект концепции SMART позволяет достигать цели, ставя ее в центр деятельности вашей или вашей организации. Читайте также про планирование и тайм-менеджемент для финансового директора.

Пример постановки целей по SMART

Если применить все возможные: что? почему? кто? где? и какие? при рассмотрении цели «Улучшить обработку запросов в рамках технической поддержки клиентов», получим следующее:

  • Что значит «улучшить» – сделать быстрее, точнее или есть какой-то другой показатель улучшения?
  • Почему необходимо это сделать и что это даст организации?
  • Кто должен принимать меры и, кто в итоге выиграет?
  • Где это будет сделано?
  • Какие части процесса будут затронуты?

В этом примере ответственный менеджер может решить, что наибольшие выгоды для бизнеса будут достигнуты за счет сокращения времени, необходимого клиенту для получения обратного звонка от своего экаунт-менеджера. То есть необходимо добиться сокращения времени ожидания клиентом звонка от своего менеджера техподдержки после размещения запроса на сайте. Многие клиенты жалуются на время, необходимое для решения технических проблем и эта информация появляется на интернет-форумах, в социальных сетях. Это явно наносит ущерб репутации компании. Конкретные действия могут быть предприняты в отношении нескольких узких мест процесса: слабая подготовка клиентов на начальном этапе работы с продуктом компании, провалы в работе технической поддержки веб-сайта, или отсутствие программы действий (скрипта) для экаунт-менеджеров на случай отсутствия конкретных сотрудников, закрепленных за клиентом и т. д. Читайте также про ключевые показатели эффективности.

Формулирование целей в такой форме приведет к тому, что менеджер сформулирует несколько более конкретных целей, а не одну всеобъемлющую. Например:

  1. Проводить первоначальное обучение клиентов, в которое включить, в том числе решения пяти наиболее часто встречающихся технических проблем.
  2. Реализовать решение, позволяющее обновлять область технической поддержки веб-сайта в течение двух часов после появления новой проблемы.
  3. Внедрить формализованную систему дублирования функций сотрудников на случай отсутствия закрепленного за обратившимся в техническую службу клиентом менеджера.

Каждая из этих конкретных целей влияет на разных людей и разные сферы деятельности. Например, пункт 1 будет включать отдел подготовки и отдел технической поддержки; Пункт 2 будет включать только службу технической поддержки; и пункт 3 будет включать экаунт-менеджеров и их руководителя.

В этом примере СМАРТ-анализа, изначальная цель «улучшить обработку запроса технической поддержки клиентов», была декомпозирована на три отдельные независимые подцели, которые уже можно делегировать соответствующим сотрудникам или подразделениям с тем чтобы в итоге получить консолидированный результат, формулируемый очень неконкретно в изначальной цели.

ИконкаЕще по теме:

ИконкаКак отразить цели собственников в стратегии развития компании

Чем поможет: выяснить, каким видит будущее компании ее собственник, какие результаты он планирует получить от бизнеса к определенному сроку, чтобы сформулировать стратегию развития компании.

ИконкаКак заинтересовать персонал в достижении целей компании

Чем поможет: достичь целей, поставленных акционерам, замотивировав каждого сотружника.

Заключение

Постановка конкретных целей – отличный способ оставаться на правильном пути и гарантировать, что менеджмент и команда прилагают усилия в нужном направлении.

Четкие цели являются чрезвычайно полезным инструментом. Возможность донести и разделить с партнерами, сотрудниками и менеджментом понимание стоящих перед ними целей и задач, очень полезно тем, что мотивирует и фокусирует внимание на поставленных целях всех заинтересованных сторон, а не только автора проекта или ответственного топ-менеджера компании. В этом поможет методика постановки целей по методу SMART.

[1] Данный принцип схож с известной концепцией Five Ws, которую применяют журналисты и аналитики при сборе и анализе информации: Who was involved? What happened? Where did it take place? When did it take place? Why did that happen?

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.