Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как обеспечить оперативный контроль себестоимости

  • 14 января 2019
  • 2596
  • Средний балл: 0 из 5
Как обеспечить оперативный контроль себестоимости

Для оперативного контроля себестоимости необходимо отслеживать точность исполнения производственной программы, проверять изменения цен на ресурсы, которые требуются производству. О том, как это сделать, подробнее в наших рекомендациях.

Чтобы оперативно контролировать себестоимость продукции, используйте данные:

  • об исполнении плана производства;
  • об изменении цен на ключевые ресурсы.

Как регулировать выпуск готовой продукции при оперативном контроле себестоимости

Чтобы оперативно контролировать исполнение плана себестоимости, анализируйте фактический выпуск продукции в сравнении с планом производства (о том, как проверить план производства, см. Как финансовому директору убедиться в достоверности плана производства):

  • нарастающим итогом с начала месяца;
  • за каждый день.

Если в этот же отчет включить данные о продажах, вы сможете отслеживать, как соотносятся выручка и себестоимость, получит ли компания запланированную прибыль.

Формула 1. Расчет себестоимости единицы продукции

Как обеспечить оперативный контроль себестоимости

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Сi

Себестоимость единицы i-го вида продукции

руб./шт.

Результат расчета

i

Порядковый номер номенклатуры (вида) продукции

ед.

Производственная программа, управленческая отчетность

VBПi

Объем производства i-го вида продукции

шт.

Производственная программа, управленческая отчетность

Bi

Переменные затраты на единицу продукции (услуг)

руб./шт.

Управленческая отчетность

Ai

Постоянные затраты на i-й вид продукции

руб.

Управленческая отчетность

Анализируйте такой отчет раз в месяц или еженедельно – в зависимости от того, стабильно ли финансовое положение компании. Если производственные подразделения не выполняют план – разберитесь, в чем причины. Например, это могут быть простои из-за отсутствия необходимых ресурсов (о том, как контролировать и оценить потери компании в такой ситуации, см. Как анализировать потери от простоя оборудования из-за отсутствия ресурсов, Как контролировать потери компании из-за простоя оборудования).

Таблица 1. Контроль производства и продаж на 07.05.16

Показатель

Предыдущий рабочий день

С начала месяца

06.05.16

01.05.16– 06.05.16

План

Факт

Отклонение

План

Факт

Отклонение

Выручка, тыс. руб.

2000

2200

200

7000

6500

-500

Производство, в т. ч.:

– количество, шт.;

1000

1000

5000

5100

100

– стоимость (по плановой себестоимости), тыс. руб.

15 000

15 000

75 000

76 500

1500

Как отслеживать цены на сырье и материалы при оперативном контроле себестоимости

Ключевые ресурсы – это товарно-материальные ценности и услуги (работы), стоимость которых составляет более 50 процентов производственной себестоимости. От того, меняются ли цены на них, зависит, сможет ли компания выполнить бюджет доходов и расходов. При стабильном рынке цены достаточно контролировать раз в месяц, иначе – еженедельно. Исходные данные предоставляет финансовая служба совместно с отделом закупок. В оперативный отчет включайте не только цены, но и даты, когда их установили.

Таблица 2. Динамика цен без НДС на ключевые ресурсы, руб.

Номенклатура

Предыдущая цена

Текущая цена

Отклонение,
(гр. 5 – гр. 3)

С какого числа действует

Значение

С какого числа действует

Значение

1

2

3

4

5

6

Молоко

20.04.2016

20

10.05.2016

21

1

Сахар

25.04.2016

40

15.05.2016

45

5

Если цены меняются, придется корректировать бюджет движения денежных средств (в части планирования закупок, подробнее о том, как контролировать соблюдение цен и объемов закупок, чтобы избежать роста себестоимости, см. Как оценить достоверность плана закупок).

Возможно, компании нужно продавать свою продукцию дороже, чтобы получить запланированную прибыль. Заранее определите, при каком росте цен на ключевые ресурсы (в %) нужно повысить свои цены. Чтобы избежать сложностей со сбытом, попробуйте заранее договориться с поставщиками о фиксации закупочных цен.

Формула 2. Расчет валовой прибыли

ВП = ЧВ — СС

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

ВП

Валовая прибыль

руб.

Результат расчета

ЧВ

Выручка без НДС

руб.

Управленческий отчет о прибылях и убытках

СС

Себестоимость товара (включая расходы на таможенное оформление и доставку до склада)

руб.

Управленческий отчет о прибылях и убытках

Подготовлено по материалам
"Системы Финансовый директор"

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.