Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-87
Журнал "Финансовый директор"

Как провести реорганизацию компании в форме разделения

  • 5 сентября 2016
  • 324
  • Средний балл: 0 из 5

Если собственники компании планируют ее разделить, воспользуйтесь нашими рекомендациями. Они подскажут, какие расходы предстоят и как их планировать, а также как контролировать саму процедуру реорганизации, чтобы избежать незапланированных трат.

Чтобы провести реорганизацию компании в форме разделения, финансовому директору предстоит:

  •          детально изучить порядок и основные этапы этой реорганизационной формы;
  •          распланировать расходы на реализацию всех мероприятий;
  •          установить ответственных исполнителей и сроки проведения;
  •          проконтролировать реализацию мероприятий и исполнение бюджета расходов.

Что финансовому директору стоит знать о предстоящей реорганизации в форме разделения

Независимо от того, в какой из новых компаний вы будете работать после разделения прежнего юрлица, разберитесь, как будет проходить реорганизация. Так вы сможете оперативно сформировать и утвердить бюджет расходов на процедуру и избежать незапланированных трат в ходе процедуры.

В рамках реорганизации в форме разделения создают несколько новых компаний из одной, которую впоследствии ликвидируют. Процедура возможна и по инициативе собственников, и в принудительном порядке по решению уполномоченных государственных органов или суда. Пока реорганизация не закончится, компания не лишается полномочий и должна работать в прежнем режиме, в частности, сдавать отчетность.

План действий финансового директора для реорганизации в форме разделения следующий:

  •          подготовить предложения по общим вопросам этой реорганизационной формы (деление имущества, обязательств, сокращение и мотивация персонала, оформление лицензии и др.);
  •          провести мероприятия экономического характера (инвентаризировать имущество и обязательства, разделить автоматизированные системы учета) и подготовить необходимые документы (инвентарную опись, передаточный акт и др.).

Решение о разделении имущества и обязательств компании принимайте по итогам сплошной инвентаризации. Изучите отдельные описи по производственным фондам, товарно-материальным ценностям, дебиторке, прочим активам и обязательствам, скорректированным на объекты, подлежащие списанию. Для имущества, которое предстоит перерегистрировать (здания, сооружения, земельные участки и транспортные средства), сразу начните приводить в порядок технические и правоподтверждающие документы.

Имущество и долги пропорционально распределите по новым компаниям. Нельзя допускать того, чтобы в одной оказались только долги, а в другой – имущество. Это может привести к негативным последствиям, например, реорганизацию признают недействительной. И еще: учтите системы налогообложения и виды основной деятельности в новых компаниях.

Распределив активы и обязательства по новым компаниям, составьте передаточный акт (разделительный баланс).

Далее уточните, кого из сотрудников и когда планируется перевести в новые предприятия. Наверняка среди них появятся недовольные, те, кто не желает переходить, – создайте резерв для выплат в связи с увольнением (в частности, на компенсации за неиспользованный отпуск). Обратите внимание, если реорганизовать компанию в середине года, то можно упустить возможность использовать пониженные тарифы страховых взносов по работникам. Реорганизацию в форме разделения проводить лучше в начале года.

Не забудьте дополнительно мотивировать сотрудников, которые будут участвовать в реорганизационных мероприятиях. В зависимости от обязанностей и степени загруженности можно выплатить им премии по итогам работы или предложить отгулы. И на это тоже запланировать деньги в бюджете расходов на реорганизацию.

Чтобы без остановки деятельности приступить к работе в новых компаниях, заранее (например, параллельно с инвентаризацией) выберите подходящий вариант учетной системы:

  •          в каждой новой компании своя система учета (с покупкой дополнительных блоков, настроек и т. п.);
  •          единая (комплексная) система учета. При условии, что существующая система позволяет вести учет нескольких компаний.

Сколько времени уйдет на реорганизацию в форме разделения, зависит от размера, организационно-правовой формы и организационной структуры разделяемой компании. Точную цифру рассчитаете, как только определитесь с этапами реорганизации.

Например, в среднем на весь процесс от подготовки к разделению до создания новых предприятий уходит четыре–шесть месяцев. В ООО он завершится быстрее, чем в акционерном обществе. Если у компании есть учредители-нерезиденты, на общение с ними потребуется дополнительное время.

Планируя реорганизацию в форме разделения, учтите и продолжительность постреорганизационных процедур, которая зависит от:

  •          количества объектов для перерегистрации;
  •          численности штата сотрудников компании до разделения;
  •          количества разрешительных и регистрационных документов для продолжения деятельности и т. д. Это еще может увеличить период регистрационных процедур от трех до шести месяцев.

Какие статьи включить в бюджет расходов на реорганизацию в форме разделения

Планируя бюджет на реорганизацию компании в форме разделения, детально изучите порядок ее проведения. Для каждого мероприятия задайте статьи затрат, причем учтите расходы не только на разделение, но и на постреорганизационный период.

Стоимость реорганизации в форме разделения может включать затраты на:

  •          собрание участников (акционеров) (решение о реорганизации), услуги регистратора;
  •          инвентаризацию;
  •          подготовку передаточных актов;
  •          уведомление кредиторов;
  •          персонал;
  •          регистрационные пошлины и документальное оформление реорганизации, в том числе;
  •          регистрацию перехода прав собственности на недвижимость, земельные участки;
  •          оформление технических документов;
  •          перерегистрацию транспортных средств на вновь созданные компании;
  •          оформление сертификатов, лицензий;
  •          вступительные взносы в саморегулируемую организацию (для новых компаний);
  •          изготовление печатей (штампов) для новых компаний;
  •          расходы, связанные с IT-обеспечением новых компаний, в том числе на автоматизацию учетных систем управления.

Сформировав бюджет расходов на реорганизацию в форме разделения, обеспечьте контроль за расходами по каждому мероприятию. Незапланированные траты нужно обосновать, а согласовать их – право генерального директора.

Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.