Робот-пылесос + 3 мес. в подарок! 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Маржинальная прибыль

1 октября 2019
28316
Средний балл: 0 из 5
Маржинальная прибыль

Маржинальная прибыль – это разница между прибылью от продаж и переменными затратами. Смотрите, как рассчитать и проанализировать показатель. Расскажем, как его прогнозировать.

Маржинальная прибыль - это

Маржинальная прибыль считают как разницу между доходами от продаж или реализации и переменными затратами.

После вычета переменных расходов из выручки, компания получит маржинальную прибыль – параметр, который показывает необходимый объем продукции для преодоления точки безубыточности (см., что такое точка безубыточности). То есть в точке безубыточности маржинальная прибыль равна величине постоянных затрат. Цель любого бизнеса — преодолеть эту точку.

Скачайте и возьмите в работу:

Прогноз маржинальной прибыли Чем поможет: планировать затраты, а также выручку и финансовый результат.

Отчет о маржинальном доходеЧем поможет: отчет поможет финансовому директору понять, как и под влиянием каких факторов изменился маржинальный доход, по сравнению с предыдущим периодом.

Переменные расходы – это затраты, которые зависят от объема выпущенной продукции. Затраты могут быть прямыми и косвенными. К прямым относят расходы на покупку сырья и полуфабрикатов, энергоресурсы и горюче-смазочные материалы, запасные части для оборудования, а также затраты на оплату труда рабочего персонала. К косвенным - затраты на зарплату менеджеров, обслуживающего и вспомогательного персонала, затраты на отопление и освещение.

Маржинальную прибыль часто путают с маржинальным доходом. Простыми словами маржинальный доход – это доход полученный компанией от реализации одной единицы товара. Иногда его еще называют «удельная маржинальная прибыль».

Кроме этих есть и другие виды прибыли и расходов (см. рисунок).

Рисунок. Схема распределения прибылей и расходов

Схема распределения прибылей и расходов

Маржинальная прибыль: формула

Для расчета необходимо знать объем выручки за единицу времени и переменные расходы на производство реализованного количества товара. Формула примет следующий вид:

МП = В - ПР

МП маржинальная прибыль
В выручка
ПР переменные расходы

Для расчета выручки можно использовать следующую формулу:

В = k * ЦПk

 k количество проданной продукции
ЦПk цена продажи одной единицы продукции (читайте подробнее, как найти выручку)

Если необходимо определить удельную маржинальную прибыль, то применяется следующая формула:

УМП = ЦПk – (ПР / k)

УМП удельная маржинальная прибыль

Формула расчета по балансу

При расчете МП на основе бухгалтерского баланса, вместо переменных расходов можно взять технологическую себестоимость продукции.

МП = строка 2110 – строка 2120

Норма маржинальной прибыли

Норма маржинальной прибыли = Маржинальная прибыль / Цена реализации

Пример расчета

Допустим, предприятие показало следующие данные по итогам работы за три последних года (в рублях).

Таблица 1. Данные для расчета

Показатель

Код

2017 год

2018 год

2019 год

Выручка

2110

30 000

100 000

200 000

Технологическая себестоимость

2120

30 000

65 000

110 000

Тогда маржинальная прибыль по годам будет равна:

МП2017 = В2017 – ПР2017 = 30 000 – 30 000 = 0 руб. (точка безубыточности).

МП2018 = В2018 – ПР2018 = 100 000 – 65 000 = 35 000 руб.

МП2019 = В2019 – ПР2019 = 200 000 – 110 000 = 90 000 руб.

Как составить прогноз маржинальной прибыли по покупателям

Планировать затраты, возникающие при работе с отдельными клиентами, а также выручку и финансовый результат можно с помощью прогноза маржинальной прибыли по покупателям. Такой прогноз может применяться для сценарного анализа при определении оптимальных условий продаж (например, предоставить клиенту большую скидку, но отгружать ему продукцию на условиях самовывоза). 

 Составить прогноз по маржинальной прибыли

Маржинальная прибыль при большом ассортименте продукции

Для анализа МП на предприятиях, которые выпускают широкий ассортимент продукции, имеет смысл использовать коэффициент маржинальной прибыли или маржинальную рентабельность. Это коэффициент позволяет сравнивать между собой не абсолютные рублевые значения различных товарных позиций, что может быть не совсем верным, а относительное значение. Формула для расчета коэффициента имеет следующий вид:

КМП = (МП / ЦПk) * 100%

КМП коэффициент маржинальной прибыли

Пример расчета

Допустим, компания выпускает пять товарных позиций и по итогам года показатели работы составили следующие значения дохода от продажи и переменных расходов для одной единицы товара (в рублях).

Таблица 2. Данные для расчета

Позиция

Цена продажи одной единицы

Переменные расходы

Маржинальная прибыль

№1

11

6

5

№2

27

22

5

№3

45

30

15

№4

92

62

30

Тогда коэффициент маржинальной прибыли по позициям примет следующие значения:

КМП1 = (МП1 / ЦПk1) * 100% = 5 / 11 * 100% = 45%.

КМП2 = (МП2 / ЦПk2) * 100% = 5 / 27 * 100% = 18%.

КМП3 = (МП3 / ЦПk3) * 100% = 15 / 45 * 100% = 33%.

КМП4 = (МП4 / ЦПk4) * 100% = 30 / 92 * 100% = 32%.

Анализ показывает, что наибольшая маржинальная прибыль у товара №4 – 30 рублей. Наименьшие значения у товаров №1 и №2 – по пять рублей. Можно сделать допущение, что выгоднее всего производить товар №4.

Однако анализ коэффициента изменяет картину. Наибольшую прибыль даст производство товара №1. У него соотношение МП к выручке – 45%. Маржинальная рентабельность 45% говорит о том, что на каждый вырученный рубль приходится 55 коп. переменных затрат, а 45 коп. остается у компании на постоянные расходы, проценты по кредитам, налоги. Товар №4 показывает коэффициента в 32%. Худший показатель у товара №2, его коэффициент всего 18%. Таким образом, от производства товара №2 можно отказаться и перенаправить ресурсы на производство товара №1, как наиболее рентабельного.

Скачать расчетчик рентабельности

Также можно проанализировать маржинальную прибыль одной ассортиментной позиции товара, реализованного в разных объемах. Например, три партии полностью идентичной продукции. Первая – объемом 1000 единиц, вторая – 1400 единиц, третья – 1900 единиц. Возьмем следующие значения выручки, переменных расходов и маржинальной прибыли (таблица 3).

Таблица 3. Данные для расчета

Позиция

Объем

Выручка

Переменные расходы на единицу

Переменные расходы

МП

Коэффициент МП

№1

1 000 единиц

30 000 руб.

11 руб.

11 000 руб.

19 000 руб.

63%

№1

1 400 единиц

42 000 руб.

10 руб.

14 000 руб.

28 000 руб.

66%

№1

1 900 единиц

57 000 руб.

8 руб.

15 200 руб.

41 800 руб.

73%

Полученный коэффициент показывает, что отдача повышается с ростом объема производства – имеет место так называемый эффект масштаба. Это происходит из-за влияния множества факторов. При повышении объемов закупки сырья, полуфабрикатов и прочих материалов, относящихся к переменным расходам, обычно удается снизить затраты в перерасчете на одну единицу. Поставщики дают дополнительные скидки за объемы, снижаются простои и брак, в итоге производитель делает товар более высокого качества при меньшей себестоимости. А это влияет на конкурентное преимущество товара. С другой стороны у эффекта масштаба есть и опасные моменты – многие предприниматели теряли контроль над чрезмерно разросшимся производством. Чем больше компания, тем сложнее ею управлять в «ручном режиме», тем выше цена ошибок – необходимо внедрять другие способы управления.

Как повысить маржинальную прибыль

Постоянная работа по увеличению маржинальной прибыли – основная задача топ-менеджеров и аналитиков компании. С учетом того, что постоянный рост цены продажи одной единицы продукции невозможен, необходимо искать потенциал в других составляющих. В первую очередь – это снижение переменных расходов на одну единицу товара. См., как разработать программу снижения себестоимости продукции. Наиболее привлекательным здесь выглядит способ увеличения количества произведенной продукции, что в итоге даст эффект снижения затрат. Однако здесь необходимо помнить про емкость рынка, его насыщение, а также опасность неконтролируемого расширения производства, которое часто приводит к потере управления над компанией. Поэтому к увеличению объемов выпуска товаров следует относиться очень внимательно, просчитывая каждое изменение.

Переменные расходы можно снизить за счет постоянного поиска дешевых поставщиков, которые могут предложить более выгодные условия сотрудничества за счет снижения закупочной цены сырья, полуфабрикатов и других материалов.

Одним из самых действенных способов увеличения МП – повышение оборотов продаж за счет выхода на новые рынки и расширения географии присутствия компании. См., как выбрать бизнес-стратегию и конкурентную стратегию. Другой способ – госзаказ. Если компания стремится получить стабильный контракт, который позволит более уверенно планировать работу, то необходимо участвовать в государственных тендерах и бороться за победу в них.

Как финансовый директор может помочь подразделениям сократить расходы

Стоит помнить, что постоянные расходы – это не константа, на которую невозможно повлиять. Это такой же ресурс повышения рентабельности всего предприятия и им не стоит пренебрегать. Оптимизация возможна за счет повышения качества работы обслуживающего персонала, уменьшения затрат на аренду. Как сэкономить до трети расходов на нужды офиса. Дополнительно можно перевести наиболее затратную, но непрофильную деятельность аутсорсинговым компаниям или вовсе отказаться от нее. 

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.