Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Годовой бюджет мы корректируем несколько раз в год

  • 24 января 2017
  • 395
  • Средний балл: 0 из 5
финансовый директор «Метриум Групп», к. э. н.

Формируя бюджет, не стоит слишком увлекаться доходной частью. У финансистов всегда есть соблазн еще немного поднять план доходов, который предложили коллеги из коммерческого подразделения. Однако если планка слишком завышена, это может привести к невыполению плана по продажам. О других типичных ошибках, которые допускают при работе над бюджетом, а также о том, как «устроено» бюджетирование в крупной риелтерской компании, читайте в нашем интервью.

– Дмитрий, расскажите, пожалуйста, об основных этапах работы над бюджетом.

 – Бюджетный процесс у нас состоит из следующих этапов. Сначала мы совместно с коммерческой службой составляем прогноз продаж на год по месяцам и в разрезе проектов. После чего руководители центров бюджетирования формируют под эти продажи бюджеты расходов. Далее из экспертных бюджетов финансовая служба собирает мастер-бюджет, рассчитывает налоги на бизнес и представляет бюджет на рассмотрение акционерам.Помимо мастер-бюджетов – это классические БДР, БДДС, инвестиционный бюджет – у нас формируются два уровня бюджетирования. Первый бюджеты доходных ЦФО и второй бюджетыисполнителей – Центры бюджетирования. Центры бюджетирования – это расходные помогающие подразделения для коммерческих служб – такие как департамент маркетинга, АХО, отдел ИТ.

– Часто ли приходится корректировать бюджет в течение года?

– Мы риелторы и наш бизнес весьма динамичный. Мы живем от доходной части – риелторской комиссии. А эта самая комиссия может меняться в зависимости от набранного портфеля объектов – поэтому годовой бюджет мы корректируем несколько раз в год. По принятому в компании регламенту мы имеем право выносить бюджет на корректировку не чаще 1 раза в квартал. И, как правило, мы используем это право после каждого квартала. Однако в своих корректировках мы стараемся ориентироваться все же на заданный ранее годовой показатель чистой прибыли.

– Каков оптимальный срок для планирования бюджета в текущих условиях? Есть ли смысл составлять бюджеты более чем на год?

– В текущей экономической действительности смысла в бюджетировании на срок больше года, на мой взгляд, нет. В условиях экономических и политических санкций, как в любые сложные периоды развития экономики, горизонт планирования сужается. Поэтому год – это тот период бюджетирования на который еще можно дать реалистичный прогноз.

– В вашей компании процесс бюджетирования автоматизирован? Если да, то в какой системе?

 – Пока, к сожалению, нет. Но надеюсь, что это будет последний год «ручной» сборки. Мы автоматизировали уже управленческий учет в разрезе проектов на базе программы «Бит-Финанс» – это надстройка над «1С». Там же мы реализовали казначейство и согласование договоров. Следующим шагом у нас является автоматизация бюджетирования. Уже утверждено ТЗ по процессу и начались работы. Хотелось бы к началу второй половины следующего года внедрить, чтобы до ноября 2017 года у нас было еще время на пилотное тестирование и устранение недочетов. А также обучение персонала.

– Может быть, есть какие-то типичные ошибки, которые допускают компании в процессе бюджетирования, от которых Вы хотели бы их предостеречь?

– В первую очередь не стоит увлекаться доходной частью. У финансистов всегда есть соблазн еще немного поднять план доходов, который предложили коллеги из коммерческого подразделения. Это стремление может быть и оправданно, однако надо отдавать себе отчет в том, если «планка задрана слишком высоко», то по факту мы можем столкнуться с невыполнением плана продаж и тем самым обманем ожидания и акционеров, и свои собственные планы по исполнению бюджета.

В другой части бюджета расходы. Здесь типичной ошибкой бывает пренебрежение расходами, слабая проработка деталей при планировании. Если те же доходы можно брать крупными мазками (ориентируясь на общий их уровень), то в расходах лучше разбираться подробнее. Не стоит какие-то расходы выставлять в бюджете просто как процент от доходной части. Лучше собирать расходы постатейно – идти «снизу вверх». Сначала оценить и внести те расходы, которые у нас имеются на текущей день, затем добавить планируемые новые расходы из-за выхода новых объектов, нового персонала, переезда офиса или его ремонта. Надо не пренебрегать такой детализацией со стороны финансового директора – чем тщательнее проработаны статьи бюджета, тем они понятнее и тем более управляемым будет бюджет.

–Можете ли Вы дать совет финансовым директорам, которые сейчас формируют бюджет?

– Даже если у вас бюджетный процесс составлен так, что он собирается из более мелких бюджетов, которые формируют смежные подразделения, не поленитесь набросать сами свою версию бюджета, исходя из вашего видения. В таком случае у вас всегда под рукой будет некая «шпаргалка» с которой вы можете сравнить представленный на согласование иной бюджет. Даже при общем сравнении, если есть статьи в двух версиях бюджетов, которые сильно отличаются между собой – это явный повод обратить более пристальное внимание на них. Может выясниться, что что-то не учли коллеги в своих расчетах. А может статься, что и вы о чем то забыли. В общем полезная штука.

Второй совет. Учитывая сложную ситуацию в стране в целом, стоит заранее проработать ряд мероприятий по сокращению / оптимизации расходов в согласованном бюджете на тот случай, если план по доходам не будет впоследствии выполняться. Финансовый директор, как правило, слабо влияет на исполнение доходной части бюджета, но вот поработать с расходами и быть готовым в нужный момент «завинчивать гайки» - это в его власти.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.