Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как создать скоринговую систему оценки надежности контрагентов

  • 23 июля 2018
  • 1624
  • Средний балл: 0 из 5
Как создать скоринговую систему оценки надежности контрагентов

Многие банки при оценке надежности заемщиков используют скоринговые системы, которые дают возможность быстро принять решение о возможности предоставления кредита. Компаниям реального сектора, работающим с большим количеством покупателей на условиях отсрочки платежа, будет совсем не лишне использовать ту же технологию. Предлагаемые рекомендации помогут создать собственную двухфакторную скоринговую модель.

Решение о предоставлении отсрочки платежа должно основываться на оценке кредитоспособности контрагента. Сама идея проста и понятна, сложности возникают с ее реализацией на практике.

Какие финансовые показатели включить в скоринговую систему оценки надежности контрагента

Чтобы проанализировать финансовое состояние покупателя и сделать вывод о том, можно ли ему верить в долг, необходимо следующее. Первое: обеспечить сбор данных о потенциальном дебиторе. Второе: создать эффективный инструмент оценки.

При этом должен выполняться еще один важный критерий – простота механизма оценки кредитоспособности. Для внедрения сложной комплексной многофакторной модели нужно время, средства, дополнительные сотрудники, а в идеале и информационная система. Чтобы избежать серьезных трат и получить результат в кратчайшие сроки, можно использовать несложные двухфакторные модели оценки платежеспособности клиента.

Оценку контрагентов вполне оправданно проводить по следующим показателям: рентабельность активов и коэффициент текущей ликвидности.

Формула 1. Расчет рентабельности активов

Ра = ЧП(У) : СА × 100%

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Ра

Рентабельность активов

%

Результат расчета

ЧП(У)

Чистая прибыль (убыток)

руб.

Отчет о прибылях и убытках (стр. 2400)

СА

Совокупные активы (пассивы)

руб.

Баланс (стр. 1600)

Формула 2. Расчет коэффициента текущей ликвидности

Ктл = ЛА : ТО

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Ктл

Коэффициент текущей ликвидности

ед.

Результат расчета

ЛА

Ликвидные активы

руб.

Рассчитывается на основе бухгалтерского баланса как сумма денежных средств (стр. 1250), краткосрочных финансовых вложений (стр. 1240), собственных акций, выкупленных у акционеров (стр. 1320), краткосрочной дебиторской задолженности (стр. 1232, вводится дополнительно в соответствии с п. 19 ПБУ 4/99) и прочих оборотных активов (стр. 1260)

ТО

Текущие обязательства

руб.

Рассчитывается на основе баланса как сумма краткосрочных заемных обязательств (стр. 1510), краткосрочной кредиторской задолженности (стр. 1520) и прочих краткосрочных обязательств (стр. 1550)

Убедить заинтересованного в льготных условиях контрагента предоставить данные бухгалтерской (управленческой) отчетности и рассчитать два показателя не составит труда. Вопрос в том, какими должны быть значения этих коэффициентов, чтобы покупателю можно было смело предоставлять отсрочку платежа.

Для решения этой задачи придется поднять архивы (или начать собирать статистику по контрагентам – аналог кредитной истории, которую ведут банки (подробнее о формировании и использовании отчетности по состоянию дебиторки см. Как контролировать состояние дебиторской задолженности) и выяснить, кто из покупателей постоянно опаздывает с погашением дебиторки, а кто – нет.

Далее для каждого контрагента рассчитать текущую ликвидность и рентабельность собственного капитала на основании данных предоставленной ими бухгалтерской отчетности.

Найдите контрагента для проверки

Как построить карту платежеспособности контрагентов при анализе их надежности

Чтобы построить карту платежеспособности контрагентов, по вертикальной оси укажите значения показателя текущей ликвидности, по горизонтальной – рентабельности активов. Причем все компании, погасившие дебиторскую задолженность, обозначаются знаком плюс, остальные – минус.

Схема. Карта платежеспособности контрагентов

NPV формула

Следующий шаг – проложить на карте платежеспособности линию, которая отделит всех (или почти всех) «положительных» контрагентов от «отрицательных» (что делать с непогашенными долгами, см. Как добиться погашения просроченной дебиторской задолженности).

В нашем случае – четко отделить дебиторов, строго исполняющих свои обязательства по погашению задолженности, от злостных неплательщиков не удалось. По одну сторону от разграничительной линии среди «отрицательных» компаний оказался один контрагент со знаком плюс, а по другую, где большинство «положительных» – два со знаком минус. Но это неплохой результат, закономерность легко прослеживается. Это свидетельствует о том, что финансовые показатели для создания скоринговой модели были выбраны правильно. Если же разделить контрагентов на две группы линией не получается, имеет смысл использовать другие коэффициенты, характеризующие кредитоспособность компаний-дебиторов.

Остается определить уравнение, описывающее поведение разграничительной линии. В случае с приведенной картой платежеспособности контрагента уравнение прямой будет выглядеть следующим образом: рентабельность активов + 10 × коэффициент текущей ликвидности = 12. Иначе говоря, опираясь на собранную статистику и карту платежеспособности контрагентов можно сделать следующий вывод: все контрагенты, у которых индекс кредитоспособности выше 12, могут пользоваться отсрочкой платежа, так как с высокой степенью вероятности погасят свой долг. Для создания скоринговой модели этой информации достаточно.

Найдите контрагента для проверки

Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.