Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как оправданно сменить вид деятельности компании

  • 28 сентября 2018
  • 151
Как оправданно сменить вид деятельности компании

Если вы задумываетесь о смене основного вида деятельности компании, вам потребуется спланировать возможные расходы, составить точный прогноз будущей рентабельности и т.д. Наши рекомендации помогут вам оценить целесообразность предстоящей смены.

Чтобы оценить целесообразность смены основного вида деятельности, действуйте по плану:

  • изучите программу перепрофилирования производства (смены основного вида деятельности);
  • оцените стоимость реализации каждого ее этапа;
  • спрогнозируйте рентабельность нового вида деятельности.

Что проверить в плане перепрофилирования производства

Чтобы оценить целесообразность смены деятельности, подробно изучите программу перепрофилирования производства. Нередко это часть антикризисного плана. Оцените стоимость каждого пункта программы. Уточните детали всех подготовительных, пусковых и отладочных мероприятий. Определите, какие из них можно реализовать силами компании, не привлекая дополнительных материальных и трудовых ресурсов. Выясните, сколько на это потребуется времени, кто назначен ответственным за выполнение. Проверьте:

  • как планируется подготовить производственные фонды. Понадобится ли полностью обновлять оборудование или достаточно адаптировать старое под новое производство;
  • нужно ли формировать новый штат работников. Если предполагаете увольнять неквалифицированный персонал, готовьтесь к дополнительным расходам на выплату выходных пособий и компенсаций за неиспользованные отпуска;
  • понадобится ли переобучать специалистов. Сколько времени займет обучение и кто им займется. Например, если курсы проведут поставщики нового оборудования, стоимость обучения может входить в стоимость основных средств;
  • нужно ли формировать производственную программу на ближайший год. Понадобится ли для запуска новой деятельности покупать оборотные активы: сырье, полуфабрикаты, товары для перепродажи и т. д.

Как оценить стоимость перепрофилирования производства

Проверив план перепрофилирования производства, оцените стоимость реализации каждого мероприятия. Заложите расходы на:

  • замену производственных мощностей – учтите не только покупку новых производственных фондов, но и их установку, отладку, страховку, регистрационные расходы (для недвижимости и техники). Тут же отдельно заложите расходы на переобучение сотрудников, если эти издержки не входят в стоимость договора купли-продажи нового оборудования;
  • оптимизацию штата персонала – рассчитайте стоимость увольнения неквалифицированных работников, в том числе учтите сумму выходных пособий и компенсацию неиспользованных отпусков. Запланируйте на предстоящий отчетный период зарплату вновь принимаемых сотрудников и временно привлеченных сторонних специалистов;
  • покупку оборотных активов – рассчитайте, во что обойдется покупка оборотных активов, необходимых для запуска нового вида деятельности. Для этого составьте производственную программу на предстоящий отчетный период с учетом прогнозной стоимости неснижаемого складского остатка.

Как сформировать прогноз рентабельности

Решаясь на смену основного вида деятельности, недостаточно ориентироваться только на прошлые и текущие показатели рентабельности. Необходимо составить их прогноз.

Как правило, решение о перепрофилировании производства принимают в рамках антикризисной программы при недостаточной текущей рентабельности (убыточности) основной деятельности компании. Сначала оцените целесообразность такой замены. Чтобы определить прогнозную рентабельность новой деятельности, рассчитайте:

  • пусковые затраты (стоимость перепрофилирования производства);
  • прогнозные финансовые результаты.

В числе пусковых затрат могут быть, например, затраты на обновление оборудования и техники, штата сотрудников, оборотные средства, коммерческие и управленческие расходы и т. д.

Рассчитав, во что обойдется смена деятельности, можно решить, подъемная ли для вашей компании эта сумма, за счет каких источников финансирования ее оплатить. Если средств компании и (или) учредителей хватает на запуск, дальше прогнозируйте рентабельность новой деятельности на основании плановых финансовых результатов. Если же очевидно, что без заемных средств не обойтись, целесообразность перепрофилирования производства может оказаться под вопросом. Если речь идет о финансировании запуска больше чем на 40–50 процентов за счет внешних (платных) источников, от перепрофилирования деятельности лучше отказаться. Особенно если решение принимали в рамках антикризисной программы. Значит, у компании дела и так не очень хороши и она не готова к новым долгам. В таких случаях выгоднее ликвидировать бизнес и распродать все имущество, чем искать средства для новой деятельности. Если необходимо привлечь займов на сумму меньше 40 процентов от стоимости запуска, оцените прогнозные финансовые результаты. Выясните, сможет ли компания вести безубыточную деятельность, оплачивать эти долги после запуска.

Чтобы вычислить прогнозную рентабельность продаж после смены деятельности, сформируйте плановый отчет о финансовых результатах. В нем отразите прогнозную выручку, себестоимость, коммерческие и управленческие расходы. Если планируете брать процентный заем, то учтите проценты за пользование займом.

Планируя показатели отчета о финансовых результатах, не учитывайте разовые пусковые затраты. Например, регистрацию имущества, расходы на утилизацию старого оборудования и т. п. Чтобы сформировать точный прогноз, берите в расчет только расходы, связанные с будущей основной деятельностью после перепрофилирования производства. Для прогноза используйте данные за отчетную дату, следующую сразу после периода окупаемости разовых пусковых затрат. Не забудьте учесть проценты по займам на приобретение нового оборудования, техники, прочих производственных мощностей.

Сформировав плановый отчет о финансовых результатах, вычислите по его данным прогнозную рентабельность продаж. Если она окажется ниже среднеотраслевой на 10 процентов – перепрофилирование производства под вопросом.

Формула. Расчет рентабельности продаж

NPV формула

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Рп

Рентабельность продаж

%

Результат расчета

ПР

Прибыль (убыток) от продаж

руб.

Отчет о финансовых результатах (строка 2200)

С

Себестоимость

руб.

Отчет о финансовых результатах (строка 2120)

КР

Коммерческие расходы

руб.

Отчет о финансовых результатах (строка 2210)

УР

Управленческие расходы

руб.

Отчет о финансовых результатах (строка 2220)

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.