Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

ROI: формула и примеры расчета

15 октября 2019
14227
Средний балл: 0 из 5
начальник экономического управления ООО «НПП ОЗНА-Инжиниринг»
ROI: формулы и примеры расчета

ROI (return on investment) – это показатель окупаемости инвестиций. Он позволяет рассчитать эффективность вложений компании. ROI часто считают для всего бизнеса, однако считать его можно для отдельных проектов, рекламных кампаний и даже отделов. В статье рассмотрим, как считать коэффициент: приведем формулы и примеры расчета.

ROI - что это?

ROI – это показатель возврата инвестиций, который используют, чтобы оценить рентабельность вложений. Он отражает прибыльность проекта в процентном соотношении – при значении больше 100%, или убыточность – при значении меньше 100%. См., какие еще показатели расскажут об эффективности инвестиционного проекта>>

Вопрос оценки альтернативных предложений приобретает особую значимость в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Прежде чем вкладывать деньги, инвесторы определяют целесообразность и ожидаемую эффективность своих вложений, для чего и рассчитывают рентабельность инвестиций (ROI). См. подробнее о критериях, по которым принимают решение о целесообразности инвестиций>> 

Скачайте полезные документы:

Положение об инвестиционном планированииДокумент, который регламентирует процесс инвестиционного планирования и взаимоотношения субъектов этого процесса

ROI формула расчета

Существует несколько формул расчета ROI. Универсальная формула:

ROI = (Доход - Себестоимость) / Сумма инвестиций * 100% (1)

Для расчета коэффициента ROI необходимы следующие данные:

Нормативное значение коэффициента окупаемости инвестиций

Отношение прибыли к сумме инвестиций показывает, во сколько раз первое больше второго. Если полученное значение меньше 100, то вложения не окупятся (см. также пример реального инвестиционного проекта с расчетами).

Пример расчета ROI

На условном примере определим отдачу от инвестиций в развитие трех видов продуктов:

Продукт

Инвестиции в развитие

Количество

Себестоимость

Доход

ROI, %

Продукт 1

2 804

9

1 012

1 350

108,5%

Продукт 2

4 600

11

1 015

1 450

104,0%

Продукт 3

1 581

8

755

980

113,9%

Вычисления:

Продукт 1 = ((1 350 – 1012) * 9) / 2 804 = 108,5%   

Продукт 2 = ((1 450 – 1015) * 11) / 4 600 = 104%     

Продукт 3 = ((980– 755) * 8) / 1 581 = 113,9%         

Результаты расчетов говорят о том, что Продукт 2 имеет самое высокое значение по маржинальной рентабельности и в абсолютном значении приносит больше прибыли, однако отдача от инвестиций в него наименьшая. А вот Продукт 3 с самой низкой маржинальной рентабельностью показал наилучшие результаты по эффективности вложений. Менеджеры могут скорректировать политику продвижения продуктов: увеличить объемы по Продукту 3, оптимизировать себестоимость, чтобы повысить маржинальную рентабельность. При этом важно соблюдать баланс, чтобы активность и увеличение вложений в Продукт 3 не привели к снижению показателя ROI. Для этого важно рассчитывать его на постоянной основе и следить за динамикой, своевременно принимая управленческие решения. См. также, как анализировать рентабельность и управлять ею>>.

Читайте также: Excel-модель для оценки эффективности инвестиционного проекта

Оценка доходности за период

Если в формулу (1) добавить период, то она позволит оценить доходность за период владения активом и узнать, насколько объем вложенных средств вырос к концу периода:

ROI = (Общие инвестиции на конец периода + Прибыль за период - Сумма инвестиции в периоде) / Сумма инвестиции в периоде * 100% (2)

Тогда рассчитать ROI можно так:

ROI = (Прибыль + (Цена продажи – Цена приобретения)) / Цена приобретения * 100% (3)

Прибыль доходы, которые получены за все время владения активом (капиталом)
Цена продажи цена, по которой продастся актив (капитал) в конце срока владения
Цена приобретения цена, по которой был куплен актив (капитал)

Анализ ROI

ROI – это относительный показатель. При сравнительном анализе нескольких инвестиционных проектов с помощью ROI можно выявить проект, который даст наибольшую отдачу от вложений. При этом в абсолютном значении показатели прибыли других проектов могут быть выше.

После ранжирования проектов становится очевидно, какие из них требуют дальнейшего развития и продвижения, а какие следует приостановить.

Говоря о структуре ROI, следует назвать четыре категории потенциальной прибыли, которые компания может получить в результате проекта:

  • сокращение трудоемкости (затраты на труд);
  • снижение капитальных затрат (сокращение стоимости материалов, канцелярских принадлежностей, затрат на электроэнергию и прочих);
  • увеличение производительности труда (обычно достигается от внедрения решений, приводящих к снижению времени вынужденного простоя системы или увеличению эффективности выполнения определенных задач);
  • бизнес-прибыль (как правило, это увеличение реальной прибыли компании, что может быть достигнуто за счет увеличения уровня продаж, прибыли от одного покупателя и т. д.).

Часто возникает вопрос: зачем использовать четыре показателя. Ответ очевиден - аналитические выводы никогда не формируются по одному показателю - использование нескольких показателей позволяет сделать прогноз более точным.

Читайте также: Формула рентабельности продаж по чистой прибыли

Преимущества и недостатки показателя ROI

Коэффициент возврата инвестиций дает потенциальным инвесторам представление о том, насколько, в первом приближении, вложения в проект рентабельны. Кроме того, показатель:
  • прост в использовании - ROI одной компании можно напрямую сравнить с ROI другой компании;
  • наглядно показывает эффективность инвестиционных решений;
  • удобен для экспресс - оценки  - гибкость вариантов расчета позволяет применять коэффициент в большинстве случаев.
Сегодня, опасаясь простоты ROI, многие финансисты предпочитают не использовать его для оценки. К существенным недостаткам показателя можно отнести следующие:
  1. Коэффициент рассчитывается на определенную дату и игнорирует временную стоимость денег. 
  2. Показатель рассчитывается на основе данных финансовой отчетности, а значит зависит от правил бухучета, которые применяет та или иная компания.
  3. Иногда значение рентабельности может быть приравнено к показателям внутренних норм доходности. Это происходит, например, когда: средства инвестируют с безграничным сроком, оборотный капитал не меняется в процессе реализации проекта, сумма амортизационных отчислений равна сумме, которая необходима для полной замены выбывшего объекта.
  4. ROI не дает исчерпывающую оценку эффективности. Обязателен расчет других показателей и их совместное применение.

ROI формула расчета эффективности рекламы

В индустрии рекламы показатель рентабельности инвестиций используют для оценки отдельных рекламных кампаний. Для этого применяют упрощенный расчет, который не учитывает затраты на закуп, логистику, зарплату и прочее. В оценку включают только затраты на рекламную кампанию. Учитывая это, показатель корректнее называть ROMI (return on marketing investment), поскольку он оценивает эффективность только маркетинговых вложений. Формула для расчета выглядит так:

ROMI = (Валовая прибыль – Затраты на рекламу) / Затраты на рекламу * 100% (4)

Чтобы подсчитать ROMI, необходимы:

Значение показателя выше 100%, означает, что вложения в рекламу окупились и принесли прибыль. Если значение равно 100%, вы заработали в два раза больше, чем вложили в кампанию. Отрицательное значение говорит об обратном – вложения в рекламу не были эффективными.

Пример расчета ROMI

Рассчитаем на примере значение ROMI, если нам известна маржинальная рентабельность (%):

  • маржинальная рентабельность 25%,
  • затраты на рекламу 190 тыс. руб.,
  • доход 970 тыс. руб. 

Результат: Валовая прибыль = 970 * 0,25 = 242,5 тыс. руб.

ROMI  = (242,5 – 190) / 190 *100% = 27,6%

В приведенном примере вложения на рекламную кампанию полностью окупились и принесли 27,6% прибыли от затрат.

Показатель ROMI имеет погрешности, т.к. не учитывает другие траты бизнеса во время рекламной кампании. Но в данном случае важна динамика изменений – это объективный показатель. Такой анализ рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц. Отслеживать окупаемость инвестиций полезно - так появляется возможность грамотно распределять их, чтобы увеличить отдачу от вложенных средств.

Чем отличаются ROI И ROMI

Различия двух показателей ROI и ROMI в том, что ROI - общий показатель, иллюстрирует эффективность любых инвестиций. ROMI - частный случай, позволяет оценить эффективность маркетинговой активности бизнеса.

Выводы

Для полноценной оценки эффективности инвестиционных вложений с точки зрения собственника, инвестора, банка или государственных органов необходимо рассматривать различные составляющие проекта. При формировании только одного набора показателей эффективности может возникнуть опасность неадекватного представления проекта с точки зрения других заинтересованных сторон.

Не нашли ответа на свой вопрос? Задайте его экспертам «Системы Финансовый директор»



logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.