Акция 6+6 при подписке на полгода. 8(800)505-86-89
Журнал "Финансовый директор"

Банковская гарантия: что это и как получить

19 июня 2019
2550
Средний балл: 0 из 5
Руководитель проектов отдела контроллинга и репортинга ООО "СВИЛАР"
Банковская гарантия – что это и как ее получить

Для ведения тендерной деятельности по 44-ФЗ и 223-ФЗ привлечение банковской гарантии - лучшая форма гарантии добросовестности. Но многие финансисты путаются в схемах работы. Давайте разбираться.

Банковская гарантия – что это?

При заключении любой сделки невозможно быть на 100% уверенным, что контрагент исполнит свои обязательства по договору, даже если он имеет отличную репутацию в деловых кругах.

Есть несколько вариантов снизить риски по сделке или исключить их негативное влияние. Это:

  1. Получение от контрагента обеспечительного платежа (до 50% от суммы договора)
  2. Заключение договора страхования обязательств (от 0,5 % до 4% от суммы договора)
  3. Хеджирование
  4. Заключение договора поручительства
  5. Банковская гарантия (от 0,5% до 6% от суммы договора)

Среди перечисленных вариантов выделяется банковская гарантия. Во-первых, она легка в оформлении, во-вторых, она сравнительно недорого стоит.

Банковская гарантия предусматривает письменное обещание банка заплатить бенефициару по договору, кредиту или ценной бумаге за принципала в случае, если принципал не выполнит свои обязательства.

Принципал - это физическое или юридическое лицо, за кого выдается гарантия. Обычно он же и является инициатором выпуска гарантии.

Бенефициар - получатель денежных средств по гарантии.

Банк, который гарантирует, называется гарантом.


Схема действия банковской гарантии выглядит так:

Оформление банковской гарантии

Фактически банк берет риски по исполнению Принципалом обязательств на себя и требует за это вознаграждение в размере 0,5–6% от суммы гарантии.

Принципал, конечно, может обойтись без участия банка, внеся на счет контрагента обеспечительный платеж. Но это будет означать отвлечение денег из оборота, что обернется потерянной прибылью. Или кредитами, которые стоят в 3–5 раз дороже, чем вознаграждение банка.

Виды банковских гарантий

По области применения можно разделить на несколько видов:

  1. Тендерная. Предусматривает защиту компании, проводящей тендер, от отказа победителя тендера заключить. Обычно одним из условий участия в тендере является обязательное получение участниками такой гарантии. Для компании-организатора это является гарантом покрытия расходов на проведение тендера.
  2. На исполнение обязательств по контракту (в более узком применении обязательств по госконтракту и договору по 223-ФЗ). Для сделок, одним из контрагентов в которых выступает государство, использование обеспечения обязательно. В связи с чем и появился данный тип гарантии, которая составляется обычно на сумму предоплаты по договору.
  3. Гарантия возврата платежа. Ее можно оформить, если в договорах присутствует авансовый платеж от заказчика. Она будет страховать заказчика от потери суммы авансового платежа в случае, если подрядчик не выполнит обязательства по договору.
  4. Гарантия оплаты. Необходимость в ее оформлении возникает при работе с заказчиком на условии «открытого счета». Она минимизирует риски продавца от неисполнения условий по оплате покупателем.
  5. Таможенная. Выдается компаниям, обязанным платить таможенные платежи, и является альтернативой «заморозки» денежных средств ан счетах ФТС
  6. Судебная. Выдается ответчику с тем, чтобы предоставить ее в суд как альтернативу аресту имущества.

Как получить банковскую гарантию

Предложений так много, что, казалось бы, достаточно написать запрос в интернет-поисковике и выбрать из множества предлагаемых вариантов.

Но здесь есть подводные камни:

  1. Не все финансовые организации добросовестны. В погоне за экономией есть риск получить гарантию, не зарегистрированную в «Реестре банковских гарантий». Проверяйте потенциальный банк в «Реестре банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий».
  2. Во-вторых, гарантия в банке – это полноценный кредитный продукт, для получения которого требуется открыть счет, собрать пакет документов, предоставить обеспечение и прочее. Все это требует времени, порой до 20 календарных дней. Хотя сам срок выдачи ограничивается 3–5 рабочими днями.
  3. Банковские гарантии выдаются под обеспечение, которого у компании может просто не быть в должном объеме. Молодым компаниям (до 9 месяцев с момента регистрации) продукт, скорее всего, не оформят.
  4. Большое внимание уделяется деловой репутации заемщика. В случае одноразового неисполнения обязательств по прошлым контрактам гарантию будет получить сложнее, а стоимость оформления будет выше. В случае многократных нарушений получить гарантию практически невозможно.

Оформление в банке начинается с подачи инициатором (Принципалом) заявки в банк в устной или письменной форме. Уже на этапе заявки Принципал должен знать условия Бенефициара.

Среди таких условий могут быть:

  1. Сумма покрытия.
  2. Срок покрытия.
  3. Срок требования.
  4. Условность / безусловность.
  5. Прочие условия.

Если гарантия нужна для участия в тендере, то все условия бенефициара можно взять из тендерной документации.

Мы рекомендуем подавать заявки на оформление гарантии сразу в несколько банков (3–5), потому что:

  • возможны отказы в оформлении,
  • появится возможность выбрать наиболее выгодные условия.

Если у вашей компании есть одобренные кредитные продукты в одном или нескольких банках, то советуем обращаться за именно в эти банки. Ведь фактически вы сможете пропустить второй этап – сбор документов и открытие расчетного счета, так как раньше уже сделали эту работу для получения кредитного продукта. Кроме того, велика вероятность, что условия по гарантии для вашей компании окажутся лучше.

Какие документы нужны

Документы, которые чаще всего запрашивают банки, это:

  1. Документы для открытия расчетного счета: заявление, договор, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации, о постановке на учет, выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), банковская карточка, лицензии, документы назначения на должность генерального директора и главного бухгалтера и их удостоверения личности и т. д.
  2. Поручительство собственников компании и документы на залог.
  3. Заявление о предоставлении банковской гарантии.
  4. Финансовая отчетность на последнюю дату и за период три года.
  5. Конкурсная документация, реестровый номер закупки.

Некоторые из бумаг, например, выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), справку из налогового органа можно получить только в течение нескольких дней. Поэтому рекомендуем начинать собирать общие документы заранее, еще на этапе подачи заявки в банк.

Третьим этапом будет подписание договора с банком и оплата вознаграждения. Только после выполнения этих действий банк выпустит официальную гарантию и зарегистрирует ее в реестре.

Гарантия действует на протяжении указанного в ней срока и по прошествии него становится просто напечатанным листом бумаги. Если по окончании срока Бенефициар по тем или иным причинам будет иметь претензии к исполнению договора, к гарантии это не будет иметь никакого отношения.

Если же Принципал нарушит свои обязанности, то Бенефициар будет иметь право выставить Гаранту требование.

Требование по гарантии

Требование предоставляется Бенефициаром в письменной форме в банк-гарант. Сама форма требования и перечень сопроводительных документов утверждены законодательно Постановлением №1005 от 08.11.2013.

В зависимости от вида банковской гарантии, Бенефициар должен предоставить в банк в качестве сопроводительных документов расчет суммы требования, подтверждение наступления гарантийного случая, подтверждение произведенного аванса.

Чем раньше Бенефициар обратится в банк с требованием, тем лучше, но однозначно это надо сделать до завершения срока действия гарантии. Срок произведения выплаты по требованию регулируется банковской гарантией. Саму выплату можно сделать уже после  окончания срока действия гарантии.

Банк-гарант не может отказать Бенефициару в выплате, если выполнены два условия: не истек срок действия гарантии и основания выплаты гарантии заполнены верно.

Довольно часто условиями договора банковской гарантии предусматривается регрессивное требование Гаранта к Принципалу. Это значит, что после уплаты сумм по требованию Бенефициару банк может выставить часть затрат по регрессу Принципалу. И даже, если регрессивное требование не прописано прямо в договоре, ст. 379 ГК РФ косвенно разрешает банкам требовать возмещение. Для банка это необходимая страховка от финансовых потерь, а вот для Принципала такое условие договора может обернуться головной болью.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.