Акция 6+6 при подписке на полгода. 8(800)505-86-89
Журнал "Финансовый директор"

Что такое дебиторская задолженность – понятие, виды, анализ

5 февраля 2019
28048
Средний балл: 0 из 5
Дебиторская задолженность это

Дебиторская задолженность – это долги контрагентов перед организацией, деньги, которые еще ей не вернули. Читайте подробнее, что такое дебиторская задолженность, какие виды ее бывают и как с ней работать, чтобы не допустить просроченных долгов.

Что такое дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность (или как ее финансисты коротко называют – дебиторка) – это долги контрагентов перед компанией. Это деньги, которые еще не вернули фирме. Другими словами, дебиторская задолженность это все то, что должны вашей организации.

Скачайте и возьмите в работу:

Порядок управления дебиторской задолженностьюЧем поможет: установить порядок работы с дебиторкой, направленный на своевременное выявление просроченной задолженности и ее погашение.

Распоряжение о контроле дебиторкиЧем поможет: закрепить порядок работы с ДЗ в филиалах, срок ее погашения и признания.

Политика управления дебиторской задолженностьюЧем поможет: возьмите за основу правила, регламентирующие предоставление отсрочки и порядок взыскания ДЗ, а также анализ ее влияния на финансовые результаты компании.

Дебиторка относится к активам. Ведь в будущем, когда контрагент погасит задолженность, компания сможет распоряжаться деньгами. В состав дебиторской задолженности организации входят не только деньги, она может быть и в форме других обязательств. Например, контрагент должен передать товары или оказать услугу.

Когда образуется дебиторская задолженность

Главная причина возникновения задолженности – различные даты выполнения своих обязательств сторонами договора. Например, поставщику уже отгрузили продукцию, а покупатель еще не перечислил деньги.

Наличие задолженности – неотъемлемый момент бизнеса (см. подробнее об управлении дебиторской задолженностью). Конечно же, все хотят работать по предоплате или получать деньги в день отгрузки, но на практике это случается редко.  Поставщики предоставляют отсрочку платежка, или коммерческий кредит. Во-первых, не все клиенты соглашаются работать по предоплате. Чтобы не терять рынок сбыта, поставщики предоставляют отсрочку. Поэтому отсрочка платежа выгодна обеим сторонам сделки: для покупателя это возможность временно использовать чужие оборотные средства, а для поставщика – возможность расширить рынок, увеличить количество потребителей.

Рост сбыта, объема продаж практически всегда неразрывно связан с ростом дебиторки. Поэтому когда компания проводит анализ показателей, надо выявлять причину роста количества долгов. Но слишком большая доля этого показателя в активах тоже плохо для организации. Ведь чем больше значение дебиторской задолженности, тем больше рискованная сумма невозврата и финансовых потерь

Дебиторами компании могут быть разные контрагенты и физические лица – поставщики, покупатели, сотрудники, налоговая и т.д. Приведем несколько примеров, когда возникает дебиторская задолженность.

  • компания отгрузила покупателю аванс, но он еще не перечислил оплату;
  • организация перевела продавцу предоплату, но он пока не поставил продукцию;
  • фирма перечислила налоги больше, чем нужно;
  • работодатель выдал сотруднику заем.

Виды дебиторской задолженности

Долги предприятия классифицируют по разным основаниям. Например, для бухгалтерского учета важны сроки погашения долгов. Поэтому задолженность разделяется на два вида в зависимости от срока погашения долга:

  • долгосрочная. Это долги, погашение которых ожидается более чем через 12 месяцев после заключения договора.
  • краткосрочная. Поступления денег по таким долгам компания ждет менее чем через 12 месяцев. Такую дебиторскую задолженность также называют текущей. Когда срок погашения задолженности, которая первоначально была долгосрочной, станет меньше 12 месяцев, долги перейдут в категорию краткосрочных.

В зависимости от поступления оплаты выделяют тоже два вида дебиторской задолженности:

  • срочная. По такой дебиторке срок погашения в соответствии с договором еще не наступил. Такую задолженность еще называют нормальной;
  • просроченная. Это обязательства, которые контрагенты не выполнили в срок. Дату платежа стороны устанавливают в договоре. Просроченная задолженность бывает сомнительной и безнадежной.

Сомнительным является долг, который с высокой вероятность контрагент не погасит полностью или частично. Долг становится сомнительным не только, если контрагент просрочил платеж. Если компания из СМИ или других источников выяснила, что у контрагента начались финансовые трудности. По сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете создают резервы.

Читайте также: Кредиторская задолженность в бухгалтерском учете

Долг становится безнадежным, если его уже нереально взыскать. Такое происходит в двух случаях:

  • истек срок исковой давности. Считать срок нужно с даты, когда организация узнала о нарушении своих прав. Например, если по договору покупатель должен оплатить товар не позднее 1 октября, то со следующего дня начинается просрочка. Другой пример — в договоре займа не определены сроки возврата денег. Тогда кредитор вправе предъявить требование о возврате, а покупатель должен вернуть деньги в течение 30 календарных дней (см., как вернуть просроченную дебиторку).
  • обязательство прекращено в связи с невозможностью его исполнения. Например, контрагента исключили из ЕГРЮЛ, приставы приняли постановление о невозможности взыскания долга. Правило об исключении из госреестра распространяется только на юридических лиц. Индивидуальный предприниматель даже после снятия с учета продолжает отвечать по своим долгам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 24 ГК РФ). Долг бизнесмена станет безнадежным, если суд признал его банкротом или пристав не сможет взыскать долги.

Как определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности

Управление дебиторской задолженностью подразумевает поиск баланса между двумя рисками: «заморозить» деньги в дебиторке или потерять в выручке, упустив потенциальных клиентов. Смотрите, как определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности, принимая во внимание стоимость заемного финансирования, которое придется привлечь до момента поступления денег от покупателей, а также учитывая вероятность нарушения клиентами платежной дисциплины.

Определить максимальный размер дебиторки

Как снизить риск появления сомнительных и безнадежных долгов

Каждая компания стремится, чтобы в ее деятельности сомнительных и безнадежных долгов не появлялось. Есть несколько действенных способов их избежать.

Предоплата. Компания избежит рисков невозврата, если включит в договор условие о 100-процентой предоплате. Недостаток способа – не все покупатели готовы работать на таких условиях.

Обеспечение поставки. Например, банковской гарантией, договором поручительства, залогом. Если контрагент не исполняет обязательств, то  компания получит залог, долг за него оплатил поручитель.

Аккредитив. Этой формой расчетов пользуются не часто. В таком случае в сделке появляется третье лицо – банк, который и открывает аккредитив. Средства на оплату покупатель переводит не поставщику, а в банк на специальный счет. О том, что деньги на счете, банк сообщит поставщику. После этого продавец отгружает товар. Как только покупатель предоставит в банк документы, которые подтверждают отгрузку, банк переводит деньги на счет поставщика. Это способ безопасен как для покупателя, так и для продавца. Но он не пользуется популярность из-за своей стоимости –  услуги банка стоят недешево.

ВИДЕО: С чем связаны риски неоплаты дебиторской задолженности

Константин Аношкин, финансовый эксперт рассказывает на видео, с чем связаны риски неоплаты долгов и как их избежать.

Как анализировать дебиторку в Excel

Можно построить график анализа дебиторской задолженности, который позволит наглядно увидеть ее состав по срокам просрочки платежа. График подойдет для анализа не только по видам просрочки, но и по клиентским менеджерам или филиалам. Динамика дебиторки с указанием общих сумм избавит от необходимости считать их дополнительно. Смотрите, как это сделать.

Построить график анализа дебиторки в Excel

Как анализировать дебиторку предприятия

Компания отслеживает не только величину задолженности, но и показатели, рассчитанные на ее основе:

Коэффициент дебиторской задолженности (Кдз). Он показывает, какую часть активов компании составляют долги. Рассчитывают его следующим образом:

Кдз = ДЗ/А, где

ДЗ – общая сумма дебиторской задолженности

А – все активы организации.

Другим показателем является коэффициент оборачиваемости. То есть скорость погашения дебиторской задолженности – как быстро контрагенты перечисляют фирме деньги за проданные товары.

Этот коэффициент показывает, сколько раз за период компания получает от клиентов оплату в размере среднего остатка неоплаченной задолженности. Он показывает, на сколько эффективно компания взыскивает с контрагентов долги. Показатель рассчитывают по формуле:

Кодз = Выр /  СрОстдз, где

Кодз – коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности,

Выр – выручка за период (см. подробнее про расчет оборачиваемости дебиторской задолженности).

СрОстдз – средний остаток дебиторки. Чтобы его рассчитать, складывают дебиторскую задолженность на начало и конец периода и делят на два.

На основе коэффициента оборачиваемости рассчитывают среднее количество дней, в течение которых задолженность остается неоплаченной.

Одз= 365 / Кодз

У этих показателей нет нормальных значений. Каждая компания в зависимости от особенностей работы определяет, в каких пределах должны находиться показатели.  Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем быстрее покупатели гасят долги. А это лучше для любого предприятия. Но высокая оборачиваемость не всегда свидетельствует об эффективной работе фирмы.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.