Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как планировать логистику при составлении бюджета

  • 9 января 2018
  • 466
Как планировать логистику при составлении бюджета

Если в компании затраты на транспортировку и хранение товаров существенны, для их планирования стоит сформировать отдельный бюджет логистических расходов. Эти рекомендации помогут определиться с принципами его составления, перечнем статей затрат, необходимыми исходными данными.

Как планировать логистику при составлении бюджета

Расходы компании на логистику включают оплату транспортировки, хранения, страхования товаров и готовой продукции, таможенные пошлины и сборы, зарплату сотрудников, отвечающих за перевозки и хранение, и т. д.

Их плановые значения отражаются в бюджете производственно-логистических расходов, который формируется на основе прогнозов по товарообороту (закупкам и реализации), информации о ставках и стоимости услуг на доставку, хранение и т. д.

Отправная точка при формировании логистических бюджетов производственной компании – производственно-логистическая цепочка, которая отражает все операции (закупку, переработку, хранение, страхование, транспортировку), последовательность и место их совершения, а также длительность каждой из них. На основании этой информации составляются функциональные планы и бюджеты: производственная программа, бюджет транспортно-экспедиторских расходов, бюджет страхования, бюджет хранения, бюджет таможенных расходов.

Как сформировать производственную программу и материально-стоимостной баланс

Производственная программа и материально-стоимостной баланс – взаимосвязанные планы. Производственная программа определяет, какой объем продукции и в каком структурном подразделении будет произведен, с учетом имеющихся мощностей и технологических ограничений. Материально-стоимостной баланс – это план, который отражает в натуральном и стоимостном выражении информацию об остатках, поступлении и выбытии готовой продукции. Информация о произведенной продукции попадает в материально-стоимостной баланс, и дальше ее движение отслеживается посредством этого документа. Он формируется в разрезе групп продукции, мест нахождения складов, каналов продаж.

Как планировать транспортно-экспедиторские расходы

Бюджет транспортно-экспедиторских расходов содержит информацию о том, сколько компания планирует потратить на транспортировку продукции. Перевозки могут проводиться сторонней специализированной транспортной компанией либо с использованием собственного автопарка предприятия.

Если для транспортировки грузов компания пользуется услугами сторонних предприятий, расходы определяются объемом перевозок (информацию о нем можно получить из плана продаж) и их стоимостью. Последняя зависит от следующих аспектов:

  • ставка фрахта, которая может рассчитываться за вес, объем, количество перевозимых контейнеров, вагонов, мест и т. д.;
  • тип перевозки (морским, железнодорожным, авиа- или автомобильным транспортом; возможен также вариант мультимодальных перевозок с использованием нескольких видов транспортных средств);
  • характеристики транспортного средства. Также важен показатель грузоподъемности для расчета количества необходимых транспортных средств;
  • тип груза. Груз может быть однородным или сборным. Он может иметь нестандартные габариты, быть радиоактивным, требовать специальных условий перевозки;
  • необходимость в услугах по погрузке/разгрузке. Стоимость данных услуг зависит от характера груза и от способа погрузки/разгрузки – ручная, механизированная с применением специальной техники;
  • сопутствующие сборы, возникающие в процессе транспортировки. Например, при морских перевозках необходимо учитывать портовые сборы, при железнодорожных перевозках – станционные сборы;
  • прочие расходы – услуги по пломбированию груза, экспедиторские расходы, услуги по хранению в порту и т. д.

В случае использования собственного автомобильного парка компании, следует скалькулировать затраты на транспорт по следующим статьям:

  • зарплата водителей с начислениями;
  • топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ);
  • техническое обслуживание и ремонт;
  • расходы на хранение автотранспорта;
  • страхование автотранспорта;
  • медицинское освидетельствование водителей.

Также к расходам на содержание автотранспорта будет относиться часть общехозяйственных расходов компании.

Как составить бюджет расходов на хранение грузов

Услуги хранения могут предоставляться сторонними предприятиями, а кроме того – компания может использовать собственные или арендованные складские помещения.

Если используются услуги сторонних компаний, то необходимо учитывать:

  • тариф на хранение (зависит от условий размещения груза: открытая или закрытая площадка, холодильная камера и т. д.);
  • размер занимаемой складской площади;
  • время, в течение которого будет храниться груз;
  • стоимость дополнительных услуг – погрузка/разгрузка, упаковка.

В состав расходов на содержание складских помещений необходимо включать:

  • зарплату с начислениями основных работников собственных складских помещений (рабочих склада, кладовщиков, водителей специальной техники);
  • расходы на содержание и ремонт складского оборудования;
  • расходы на содержание складского помещения – к ним относятся оплата тепло- и электроэнергии и водоснабжения, уборка, аренда (если помещение арендованное), амортизация (если помещение находится в собственности);
  • накладные расходы компании.

Формула. Расчет затрат на хранение сырья и материалов

 Зхран = Схран х Тоб х Vпп

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

  Зхран

Затраты на хранение

руб.

Результат расчета

  Схран

Период оборота запасов

дн.

Рассчитывается по формуле

  Тоб

Удельная стоимость хранения

руб./нат. ед.

Рассчитывается по формуле

  Vпп

Объем сырья и материалов для производства

нат. ед.

По данным производственной программы. Период – год

После того как получена общая величина затрат на содержание склада, необходимо рассчитать стоимость хранения. Разделив совокупные затраты за квартал на полезную площадь склада и на количество дней в квартале, можно определить, во что компании обходится содержание одного метра складской площади в день. Зная, сколько метров потребуется для хранения груза по конкретной сделке, нужно их количество умножить на расходы по содержанию одного метра и на количество дней, в течение которых будет храниться груз по сделке.

Что учесть при планировании расходов на страхование груза

Необходимость страхования перевозимых грузов часто определяется условиями договора и (или) условиями поставки. При расчете расходов на страхование необходимо:

  • выбрать страховую компанию, которая оказывает услуги по страхованию перевозимых компанией грузов и имеет конкурентоспособный тариф;
  • рассчитать количество дней, в течение которых груз будет застрахован. Отдельно надо посчитать, сколько дней он будет находиться на территории РФ, а сколько – на территории других стран, поскольку страховые тарифы могут отличаться, а в некоторых случаях услуги могут оказывать разные страховые компании;
  • выяснить, есть ли у страховой компании особые условия, предъявляемые к условиям транспортировки и хранения груза (например, он должен быть определенным образом упакован, закреплен, опломбирован и т. д.). Этот вопрос возникает, например, при страховании взрывчатых или радиоактивных веществ.

Расходы компании будут зависеть от периода, на который необходимо застраховать груз, от стоимости и класса последнего, от страхового тарифа. Этот бюджет формируется в разрезе производственно-логистических цепочек, страховых компаний.

Как планировать таможенные расходы

Бюджет таможенных расходов может содержать информацию о планируемых издержках, связанных с таможенным оформлением, растаможиванием, сертификацией товара, а также о таможенных пошлинах, сборах и других расходах.

Этот бюджет формируется в разрезе производственно-логистических цепочек, типов операций: импорт-экспорт.

Как сформировать годовой бюджет расходов на логистику

Чтобы составить бюджеты логистических расходов на год, необходимо прежде всего определиться с тем, какие сделки компания планирует на этот период.

Для формирования годового бюджета необходима следующая информация:

  • о планируемых сделках. Она базируется на сведениях о заключенных и планируемых к заключению договорах, прогнозах, анализе данных за прошлые периоды;
  • о плановых тарифах на транспортные услуги, услуги страхования, хранения и др. Здесь также могут иметь место заключенные договоры (например, на транспортировку железнодорожным и морским транспортом), тарифы по которым известны. Недостающую информацию можно спрогнозировать исходя из тарифов, действующих на рынке, и коэффициента инфляции;
  • о стоимости сырья/продукции. Эти данные также определяются на основе заключенных (планируемых к заключению) договоров или путем прогнозирования;
  • о производственных и инфраструктурных мощностях компании.

После того как вся исходная информация подготовлена, можно формировать бюджет. Менеджеры, ответственные за реализацию (сотрудники отдела продаж), определяют перечень производственно-логистических цепочек и согласовывают их с производственными, транспортными и другими заинтересованными службами.

После того как производственно-логистические цепочки согласованы, они передаются в планово-экономические службы для расчета плановой стоимости. Полученные результаты сводятся в функциональные бюджеты, которые затем объединяются в сводный бюджет производственно-логистических расходов.

Сводный бюджет производственно-логистических расходов формируется в разрезе статей расходов. Он используется при формировании других планов и бюджетов по принятой в компании схеме бюджетирования.

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.