Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-87
Журнал "Финансовый директор"

Нематериальные активы: определение, бухгалтерский и налоговый учет

  • 14 марта 2019
  • 6023
  • Средний балл: 0 из 5
Нематериальные активы

Нематериальные активы – это объекты, не имеющие материальной формы, которые компании используют в производственной деятельности. Далее разберемся, что к ним относится, а что нет, приведем их примеры, и расскажем, как их учитывать.

Что такое нематериальные активы

Понятие нематериальных активов (НМА) очень подробно раскрыто в Положении по бухгалтерскому учету 14/07, а также в Налоговом кодексе РФ (ст. 257 НК РФ).

В соответствии с НК РФ нематериальный актив в бухгалтерском учете – это объекты интеллектуальной собственности, которые организация приобрела или создала самостоятельно и использует при производстве продукции или для управленческих нужд в течение длительного времени – более одного года (см. про защиту интеллектуальной собственности).

Такие объекты должны обладать следующими признаками:

  • не иметь материальной формы;
  • их стоимость можно четко определить;
  • способны приносить экономическую выгоду в будущем;
  • их можно отделить от других объектов НМА.

При этом также должны соблюдаться следующие условия:

  1. Организация имеет документы, подтверждающие права на объекты нематериальных активов и на экономическую выгоду от их использования.
  2. Не планируется продажа НМА в течение 12 месяцев.
  3. Предполагается, что объекты НМА будут использоваться в течение длительного времени (как правило, сроком более 12 месяцев).

Все эти условия должны выполняться одновременно! В противном случае объект нельзя считать нематериальным активом.

Скачайте и возьмите в работу:

Порядок учета нематериальных активовДокумент регламентирует порядок и правила учета нематериальных активов компании. В нем закреплен список ответственных сотрудников, вовлеченных в процесс, а также перечислена последовательность их действий.

Примеры нематериальных активов

  1. Товарные знаки и знаки обслуживания.
  2. Научные изобретения.
  3. Ноу-хау (различные секреты производства).
  4. Компьютерные программы.
  5. Произведения культуры и искусства (например, песни, музыка и т.д.).
  6. Деловая репутация компании (возникает, если расходы на приобретение компании больше суммы всех активов компании по бух. балансу) и т. д.

Что не является нематериальным активом

  1. НИОКР, которые не дали положительного результата, так как не способны принести экономическую выгоду компании в будущем. Либо незавершенные НИОКР – еще не оформлены документально права на этот объект.
  2. Профессиональные и деловые качества работников компании. Хоть они и формируют деловую репутацию компании, но их нельзя передать и продать.
  3. Расходы организации на образование юридического лица.
  4. Объекты НИОКР, имеющие материально-вещественную форму.
  5. Активы, являющиеся финансовыми вложениями.

Организация может приобретать нематериальный актив, например, в результате продажи, вклада в уставный капитал и т. д., или создавать самостоятельно. В первом случае первоначальной стоимостью будет цена, указанная в документах на его приобретение. Например, стоимость НМА, стоимость посреднических услуг, таможенные сборы и т.д. Во втором – совокупность всех расходов и затрат на создание нематериального актива. В обоих случаях права на НМА нужно подтвердить документально.

Как проверить качество учета нематериальных активов

Если нужно оперативно проверить корректность учета НМА, используя минимум документов, воспользуйтесь решением «Системы Финансовый директор». Вы узнаете, как определить периоды, за которые стоит проверить корректность учета, как оценить правильность идентификации объектов в качестве НМА и рассчитать итоговую сумму этих активов.

Поверить качество учета НМА

Основания для возникновения прав на нематериальный актив

Для подтверждения права на нематериальный актив предприятию нужно:

  1. Получить патент, когда создаем своими силами (например, при разработке компьютерной программы или производственной технологии).
  2. Оформить договор на передачу права на НМА, договор купли-продажи и т. п., если приобретаем у другого лица. Например, если сотрудник предприятия изобрел новый нематериальный актив, то заключаем с ним договор на передачу прав на этот НМА, и только потом отражаем у себя в учете.
  1. Товарные знаки и знаки обслуживания.
  2. Научные изобретения.
  3. Ноу-хау (различные секреты производства);
  4. Компьютерные программы;
  5. Произведения культуры и искусства (например, песни, музыка и т.д.);
  6. Деловая репутация компании (возникает, если расходы на приобретение компании больше суммы всех активов компании по бух. балансу) и т. д.

Нематериальные активы в бухгалтерском учете

НМА учитываются на счете 04 «Нематериальные активы», амортизируются и отражаются в балансе по остаточной (балансовой) стоимости в составе внеоборотных активов по строке 1110 «Нематериальные активы».

Расшифровка информации о нематериальных активах приводится в таблицах 1.1 – 1.5 Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (Приложение № 3 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н).

Налоговый учет НМА

Если первоначальная стоимость НМА превышает 40 000 руб., то такое имущество является амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Если первоначальная стоимость НМА не превышает 40 000 руб., расходы на приобретение (создание) НМА можно учитывать единовременно в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Управленческий учет

Для квалификации нематериальных активов в управленческом учете можно взять определение из МСФО (IAS) 38: «Нематериальный актив определяется как немонетарный актив, не имеющий физической формы».

Нематериальные активы лучше разделить на приобретенные (например, патенты, лицензии, товарные знаки и т. д.) и созданные силами компании (НИОКР или программное обеспечение, разрабатываемое для собственных нужд предприятия). От того, к какой группе относится актив, будут зависеть правила его учета (порядок признания, оценка). Созданные в компании активы можно разделить на две категории: на стадии исследований и стадии разработок.

Стадия исследований определяется как плановые изыскания, проводимые для получения новых научных или технических знаний. Например, изучение того, как влияют генно-модифицированные продукты на здоровье человека или как определенное открытие в области химии можно использовать в нефтяной промышленности для снижения количества присадок в топливе.

На стадии разработок применяются результаты исследований или иных знаний при планировании либо проектировании производства новых продуктов до начала их производства или использования. При этом не обязательно, чтобы разработка была уникальна.

Как оценивать и переоценивать нематериальные активы

Нематериальные активы оценивают и переоценивают, чтобы:

  • поставить на учет;
  • улучшить структуру баланса;
  • продать.

Как залог нематериальные активы используют редко.

Постановка на учет

Если компания приобрела нематериальный актив, то его стоимость включает:

  • цену приобретения;
  • налоги и пошлины;
  • затраты на подготовку к использованию.

Если предприятие создает актив собственными силами, в стоимость нужно включить все затраты на разработку:

  • оплату труда персонала;
  • расходы на обеспечение материальной базы – лабораторные испытания, опытное производство и т. п.

Компания самостоятельно рассчитывает затраты в соответствии с учетной политикой. Она определяет, зарплату каких работников отнести на стоимость нематериального актива, какую часть расходов по содержанию лаборатории включить в нее и т. п. Так, финансовая служба может установить более низкую или высокую первоначальную стоимость нематериального актива – в зависимости от потребностей предприятия.

Улучшение структуры баланса

 Если банк не рассматривает нематериальные активы как предмет залога, их стоимость не вызовет у него вопросов. Поэтому, если компании нужно улучшить структуру баланса, дооцените эти активы.

Переоценку нематериальных активов поручите финансовой службе. Используйте доходный подход. Сравнение с аналогами и затратный подход неприменимы, так как нематериальные активы, как правило, уникальны.

Результаты переоценки бухгалтерии отразите в учете на основе положений ПБУ 14/2007. В балансе увеличится стоимость нематериальных активов и добавочный капитал.

Продажа

Компания может продать нематериальный актив, например, созданную технологию (речь не идет о специализированных организациях, профессионально занимающихся разработками). Чтобы оценить, по какой стоимости его реализовать, можно как привлечь оценщика, так и поручить эту задачу собственной финансовой службе. Подход к оценке в этом случае – затратный.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.