Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Личная история: от бухгалтера к управленцу собственной компанией

  • 6 июля 2018
  • 695
  • Средний балл: 0 из 5
лектор Высшей школы финансового директора, директор консалтинговой компании «Анджел Лайт»
Личная история: от бухгалтера к управленцу собственной компанией

«Когда читаешь «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова, рассматриваешь произведение с четырех генеральных событий – карьера, любовь, религия, политика. Моя жизнь – не исключение. Эти четыре «стихии» присутствуют в ней и развиваются параллельно. Иногда они переплетаются, но обязательно насыщенны и судьбоносны» – рассказывает Светлана Грачева, лектор Высшей школы финансового директора, директор консалтинговой компании «Анджел Лайт».

Личная история: от бухгалтера к управленцу собственной компаниейПриходи на курс «Мастер корпоративных финансов»

ВШФД: Светлана, вы руководите собственной консалтинговой компанией, преподаете, консультируете. Расскажите, как Вы строили свою карьеру.

Светлана Грачева: Я занимаюсь корпоративными финансами 20 лет. Впервые мысль стать финансовым директором посетила меня, когда мне было тринадцать лет. Но так как я отношусь к постсоветскому поколению, когда пришло время поступать, большого выбора, где изучать финансы, в нашей стране не было. Это начало девяностых. В московский филиал Финансово-Экономического Института, единственного ВУЗа в стране, обучающего финансам, мне, потомку простых инженеров из Волгограда, было просто не попасть. И я решила пойти по стопам семейной династии и поступила в Волгоградскую Архитектурно-Строительную Академию. Сегодня ее переименовали в Университет. Пошла сразу на две специальности – «Промышленное и гражданское строительство» и «Экономика и управление в строительстве». На тот момент, в 90-е, я уже во всю подрабатывала в небольших компаниях главным бухгалтером в единственном лице. «Тянуть» две специальности одновременно с работой становилось сложно. Поэтому после третьего курса я приняла решение изучать только одну специальность – экономику. Тем не менее, все основные фундаментальные строительные науки в ВУЗе я изучить успела.

ВШФД: Когда вы начали преподавать?

Светлана Грачева: Еще в университете у меня появилось желание защитить диссертацию. Поэтому, получив диплом, я поступила в аспирантуру в своем ВУЗе и в течение двух лет преподавала там «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» и «Маркетинг». Но диссертацию я на тот момент защищать не стала. В 2000 году поступило предложение стать главным бухгалтером волгоградской сотовой связи «Сотел». Эта компания оказывала услуги в скандинавском аналоговом стандарте NMT450. Тогда сеть таких операторов насчитывала 500 городов России, включая Волгоград. Компания мне досталась проблемной. В ней пришлось восстанавливать бухгалтерский учет за год, выстраивать систему бизнес-планирования с нуля. Спустя год меня назначили финансовым директором с функциями главного бухгалтера. Основные задачи, которые входили в мою зону ответственности – составление и согласование бизнес-плана компании на три года с ежегодным уточнением, управленческий учет, составление финансовой отчетности, естественно, контроль за движением денежных средств и налоговое планирование. Из значимых можно выделить проект по обоснованию льготы по налогу на имущество. С моим участием компания «Сотел» доказала налоговой службе, что операторы сотовой подвижной связи не являются плательщиками налога на имущество. Соответственно, компания существенно сэкономила на этих расходах.

Личная история: от бухгалтера к управленцу собственной компаниейПриходи на курс «Мастер корпоративных финансов»

ВШФД: Вы достигли серьезных результатов в этой компании. Почему решили уходить?

Светлана Грачева: В 2004 году мне предложили переехать в Москву работать главным бухгалтером в московском офисе польской компании «Макрохем». Быть не просто главбухом, а по сути помогать собственнику развивать офис и бизнес в Москве. В этой компании я проработала два года в должности финансового директора с функциями главного бухгалтера – рассчитывала  экономическое обоснование сделок, управляла оборотными средствами, выстраивала контроль и взаимоотношения с таможней, проводила оптимизацию налогов. Одна из интересных задач – возмещение экспортного НДС из бюджета. По факту я была исполнительным директором. За эти два года выручка компании выросла с нуля до 60 млн рублей. Из значимых проектов, которые я реализовала за это время – работа с Московским Коксогазовым заводом, заводом Мозырьсоль в Белоруссии, заводом Рекитт Бенкизер в Клину. Моей задачей было «зайти» на завод и «взять» объем товара. В некоторых случаях компания выступала как покупатель, в некоторых как поставщик – я вела все переговоры, заключала сделки. В 2006 я приняла решение покинуть компанию.

ВШФД: Поступило более интересное предложение?

Светлана Грачева: Да. Моей целью, как вы помните, было сделать карьеру именно финансового директора. В 2006 году меня пригласили в компанию RDI Group. Но снова не финансовым директором, а главным бухгалтером. Я согласилась, потому что компания RDI Group на тот момент была очень крупной компанией, работая в области управления земельными активами. Только головной офис насчитывал 500 человек, плюс подведомственные компании – сельхозпроизводители и проектные компании с общей численностью в 2000 человек. В мою зону ответственности входил контроль учета и отчетности в налоговые органы по всей группе компаний, а также согласование финансово-юридических схем и расчет налоговой нагрузки для них, составление ликвидационной отчетности для старых колхозов, тянущих долговую нагрузку еще с советских времен. Глобальный проект, который можно особо отметить за время работы – это автоматизация всей группы и переход на единую ERP-систему учета с единым планом счетов, аналитикой и методологией учета. Я, как руководитель бухгалтерии, выступала главным редактором и создателем единого плана счетов, аналитики и методологии учета, а также заказчиком для IT-службы, которая реализовывала внедрение и настройку системы. Нужно было обучить работе в новой программе департаменты на местах – пригодился и преподавательский опыт. Задачу мы выполнили с успехом, но в 2008 году произошел финансовый кризис, и активы компании обесценились на глазах. Нам пришлось сократить до 80% персонала. Компания оставалась в «спящем» режиме почти до 2015 года. Поэтому я перешла в московский офис норвежской компании Petroleum Geo Services.

Личная история: от бухгалтера к управленцу собственной компаниейПриходи на курс «Мастер корпоративных финансов»

ВШФД: Финансовым директором?

Светлана Грачева: Финансовым директором, но опять с функциями главного бухгалтера. Через полгода я стала генеральным директором московского офиса. Кроме бюджетирования, обоснования финансирования и составления финансовой отчетности по российским и международным стандартам, в мои задачи входило полное администрирование московского офиса, и самое главное – взаимодействие с контролирующими и силовыми структурами РФ. Наиболее значимым проектом за этот период я выделяю решение вопроса в части неразглашения государственной тайны по балансовым запасам нефти.

ВШФД: Вы лично руководили проектом?

Светлана Грачева: Я управляла проектом на территории России – ставила задачи юристам от лица PGS. Результат – с нас сняли все претензии. Мы доказали, что не нарушали законодательство. Закон о балансовых запасах нефти уже отменили, к тому же прошел период конфиденциальности, так что я могу об этом рассказывать.

ВШФД: Когда вы решили, что пришло время развивать собственное дело?

Светлана Грачева: В 2011 году PGS ушли с российского рынка, а я, что называется, ушла в «свободное плавание». Реализовала множество проектов в самых различных отраслях, руковожу своей компанией и развиваю свой собственный бренд «Анджел Лайт». За это время я помогла многим компаниям с финансовым анализом, бюджетированием и бизнес-планированием, сопровождала при выездных проверках, помогала отстаивать акты разногласий и многие другое. Из наиболее крупных проектов выделю проект по обоснованию изменения категории земельного участка. Мы смогли сменить категорию участка с сельхозназначения на поселение. Основывались на том, что изменилась география Москвы, присоединились новые территории, произошла перепланировка границ города. В принципе закон позволяет провести смену назначения целевого использования земель. Еще один важный проект – сокращение расходов и вывод компании на безубыточность. Это была компания, которая оказывала услуги – боулинг, спорт-бары. То есть основная доля расходов это аренда и заработная плата. Я проводила анализ финансово-хозяйственной деятельности и обнаружила, что компания не переоформляла договоры аренды примерно с 2004 года. Несмотря на финансовый кризис и существенное удешевление арендных ставок за это время, все ставки в договорах были привязаны к долларовому эквиваленту. Соответственно, они значительно выросли за это время – ведь произошел скачок курса. Компания накопила убытков на 50 млн рублей именно по этой причине. Когда мы выявили ее, смогли оптимизировать работу и вернуть компании ее доходность. Еще один интересный проект – подготовка бизнес-плана с объемом финансирования 17 млн евро. Я сейчас не буду перечислять всех проектов, поскольку их очень много, они все интересные и результативные. Хочу сказать следующее – несмотря на разносторонность задач, всю свою жизнь я работаю в области корпоративных финансов, а это и было моей главной целью.

Личная история: от бухгалтера к управленцу собственной компаниейПриходи на курс «Мастер корпоративных финансов»

ВШФД: Как вы считаете, финансисту с опытом нужно дополнительное образование?

Светлана Грачева: Я очень люблю свою профессию и постоянно в ней совершенствуюсь. Да, у меня отличный опыт главного бухгалтера. У меня есть аттестат профессионального бухгалтера и сейчас я сдаю на квалификационный аттестат АССА. У меня есть опыт работы генеральным директором, способным управлять всей компанией целиком. Я разбираюсь в области налогового планирования и права. Все это отличные дополнительные навыки, помогающие мне управлять бизнесом. Но так как основная «страсть» и цель моей жизни – это финансовый менеджмент, для меня в первую очередь интересно и полезно совершенствоваться именно в нем. Помимо обширной практики, я искренне заинтересована в теоретической базе. Опыт мировых профессионалов в данной сфере бесценен, и я никогда не прекращу черпать дополнительную информацию в части финансового анализа и финансового управления. Плюс – нет более эффективного способа понять, правильно ты ориентируешься в вопросе или нет, пока не начнешь о нем рассказывать. Вот здесь полезен опыт преподавания. Я не только «жадная» до научной информации, я также с удовольствием ею делюсь, как в жизни, так и на лекциях с коллегами и партнерами. Как сказал Сократ: «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю». Да, нет предела совершенству, и все узнать невозможно. Именно поэтому учиться нужно всегда.

ВШФД: Какие цели ставите на будущее?

Светлана Грачева: Моя сегодняшняя глобальная цель повысить стоимость моей компании на рынке, все-таки защитить диссертацию и написать книгу.

ВШФД: Какой совет вы бы дали тем, кто хочет перестроить свою карьеру?

Светлана Грачева: В жизни возможно все, если знаешь, чего хочешь. Оглядываясь на свои двадцать лет карьеры, я обратила внимание, что мне никто и никогда не говорил «у тебя не получится», «у тебя нет вариантов», «ты не сможешь» и прочее. Родители не сомневались во мне. Потому что у меня всегда были желание и цель, а также уверенность, твердость, воля и, в хорошем смысле, наглость. Все понимали, что говорить бесполезно – я буду идти до конца и добиваться своего. Если хотите добиться цели, первое – не загружайте мозг лишней информацией. Лишняя информация – это лишние эмоции, которые вас дезориентируют. Высказывания из серии «ты не сможешь» – это лишняя информация. Второе – что бы ни происходило и как бы трудно ни было, никогда не останавливайтесь. Даже, если вам кажется, что вы двигаетесь медленно, не грузитесь на этот счет – просто идите к цели. И последнее –  никогда и никому, ни при каких обстоятельствах не позволяйте внушить себе комплекс неполноценности.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.