Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Лидер-слуга: почему начальнику лучше без власти

  • 13 августа 2018
  • 213
управляющий партнер ScrumTrek
Лидер-слуга: почему начальнику лучше без власти

Лидер, которые делится своей властью, вместо того, чтобы бороться за место в иерархии, может добиться самых невероятных результатов. Почему модель «лидерство как служение» стала одной из наиболее эффективных стратегий управления в современных компаниях.

Внедрение гибких методологий в различных сферах привело к тому, что компаниям потребовался новый тип лидеров. Не тех, кто опирается на превосходство и доминирование, а тех, кто способен создать среду, в которой потенциал каждого сотрудника реализуется наилучшим образом. По данным опросов в России, до 83% IT-компаний используют agile полностью или частично, в мире этот показатель составляет 94%.

Agile-методологии уже давно вышли за  пределы IT-сферы. Соответственно, бизнес все больше нуждается в лидерах, которые сфокусированы на развитии своих подчиненных.

ИконкаПолучи бесплатный доступ к журналу «Финансовый директор»

Все начинается с желания служить

Лидер, который неустанно трудится ради развития своих подчиненных — такая модель управления получила название «лидер-слуга» (servant leader) .  Впервые этот термин был  был использован топ-менеджером компании AT&T  Робертом К. Гринлифом в  эссе «Слуга в роли лидера», опубликованном в 1970 году. «Все начинается с естественного желания служить. После этого сознательный выбор приводит к стремлению к руководству. Такой человек отличается от того, в первую очередь хочет быть лидером, возможно из-за потребности власти или желания обогатиться. Это два прямо противоположных вида. Разница между ними проявляется в том, что лидер-слуга отдает приоритет нуждам людей», -утверждал Гринлиф.

Примерами выдающихся лидеров, которые посвятили себя служению другим и изменили мир, можно назвать Мартина Лютера Кинга, Махатму Ганди, Нельсона Мандела.

В основе  этой концепции лежит не набор инструментов, а скорее образ лидера, чьи внутренние ценности способствуют тому, что все окружающие действуют с наибольшей эффективностью и отдачей.  

ИконкаСкачай надстройку для Excel «Финансовый директор»

Инакомыслие как угроза для власти

Традиционное понимание лидерства, зачастую, сводится к удержанию своего места на вершине пирамиды власти. В закрытых структурах, там где идет борьба не за результативность и эффективность, а за то, чтобы отстоять свой статус, основной угрозой становятся свои же люди. Например,  молодежь или те, кто по-другому мыслит. Такая модель может быть эффективна в условиях стабильности и постоянства. Но в ситуации, когда не можем предсказать поведение людей и поведение рынков, самоорганизация, способность каждого принимать решения, не дожидаясь приказа, будет значительно выгоднее.  98% бизнеса постоянно находится в  ситуации неопределенности. И модель servant leader практически единственное, что работает в таких условиях достаточно эффективно. Лидер, который делится своей властью, чтобы создавать новых лидеров, таким образом задействует потенциал каждого участника команды или сообщества, и добивается невероятных результатов.

Роберт Гринлиф предлагал задаться следующими вопросами в качестве теста: «Растут ли те, кому вы служите, как личности? Становятся ли они более благополучными, мудрыми, свободными? Каково их влияние на других?».

Лидер-слуга: почему начальнику лучше без властиПроверь свою компанию по ИНН

Вовлекать и вдохновлять

Такой подход  означает, что как лидер вы фокусируетесь на потребностях своей команды, предоставляете поддержку своим подчиненным, вовлекаете их в принятие решений и создаете ощущение безопасности. Лидер-слуга фокусируется  на развитии и благополучии людей, которые относятся к его сообществу. «Если мы посмотрим вперед, в следующее столетие, мы увидим, что лидерами будут те, кто вдохновляет других» – говорит Билл Гейтс, со-основатель компании Microsoft.

Лидер-слуга действует личным примером, он полностью вовлечен в то, что делает и  тогда людям становится интересно делать это вместе с ним. Покажите свой энтузиазм и умение действовать и это увлечет остальных.

ИконкаЗапишись на курс «Финансовый директор 2.0»

Не лидер-слуга, а лидер-служанка?

Иногда  служение  может принимать неправильные формы. Например, когда не очень опытному скрам-мастеру предлагают клеить стикеры или засекать время. В результате получается не servant leader, а «лидер-служанка». Но бессильный слуга не сможет создать сильных лидеров. Мы не можем научить тому, чего не умеем сами. Servant leader это не тот, кто оказывает сервис, а тот кто за счет своих лидерских качеств создает новых лидеров. «Моя работа заключается не в том, чтобы упрощать людям жизнь. Моя работа — делать людей лучше», — говорил один из лидеров, чей стиль руководства вряд ли можно было назвать мягким, Стив Джобс.

Лидер-слуга: почему начальнику лучше без властиСкачай финансовые Excel-модели для управления финансами

Слышать каждого

Для того, чтобы научиться слышать всех участников команды, а также  определить то , что осталось невысказанным и услышать тех, чьи голоса не приняли во внимание, необходимо попытаться на время забыть о собственных взглядах. Не отвергайте предлагаемые идеи, попробуйте узнать, почему человек это предлагает и как он к этому пришел. Еще один совет  — как можно чаще участвуйте в групповых и личных беседах.

Создайте максимально количество вариантов поддержки для ваших сотрудников в любых жизненных ситуациях, а также позаботьтесь о том, чтобы у них были возможности для саморазвития.  Обсуждайте  личные и профессиональные цели с участниками вашей команды. Понимая, в каком направлении они хотят развиваться, вы можете предоставить им инструменты для достижения этих целей.

Создайте каналы для эффективной обратной связи, чтобы знать, как воспринимаются ваши действия и как они влияют на вашу команду.

Вам необходимо быть экспертом в своей области, чтобы команда видела, что ваши опыт и знания помогают принимать верные решения. Это означает, что необходимо постоянно совершенствовать свои знания и повышать квалификацию. Это также поможет в принятии стратегических решений.

ИконкаВоспользуйся бесплатным доступом к «Системе Финансовый директор»

Ключевые характеристики лидера-слуги

  • Умение слушать и понимать людей, стремление понять их намерения;
  • Поддержка и  забота об эмоциональном и физическом здоровье своих подчиненных;
  • Самосоознание, как способность задумываться о своих эмоциях и поведении, а также учитывать то, как они влияют на других;
  • Личная вовлеченность и умение побуждать людей к действию;
  • Умение создать консенсус внутри группы;
  • Концептуальное видение, умение выйти за рамки повседневных проблем;
  • Ответственность за собственные действия и действия команды;
  • Помощь другим в реализации личного и профессионального потенциала.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.