Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Что такое бизнес-план

18 декабря 2018
30536
Средний балл: 0 из 5
менеджер проектов ИК "Русский стартап"
Что такое бизнес-план

Бизнес-план – это, наверное, самый универсальный формат, понимаемый большинством управленцев на разных уровнях, в разных функционалах и из разных отраслей. Документ, который позволяет делать выводы о бизнесе, сравнивать с аналогами и принимать на его основе решения. Поговорим о нем подробнее.

Бизнес-план – что это такое

В большинстве источников под бизнес-планом понимают несколько вариантов одного документа – результата среднесрочного планирования, обосновывающего достижение тактических целей при реализации долгосрочной стратегии.

Сегодня бизнес-план – это не как документ, а фреймворк (framework) – «каркас», формат, облегчающий разработку нового продукта, предприятия, планирование деятельности. Далее этот «скелет» – формат, «одевается мышцами» – информацией и аналитикой, соответствующей «кости». Например, аналитика по рынку – это «мышцы», раздела «План маркетинга». Задача фреймворка дать возможность проектировщику разработать каждый элемент проекта, не упустив ничего существенного, сохранив логику и всесторонне обосновав заложенную в проект идею. См. инструкцию, как составить бизнес-план.

Разработчик в ходе процесса проектирования, следуя логике фреймворка – бизнес-плана прорабатывает вопросы, которые формируют множество необходимых и достаточных ответов на вопрос об эффективности проекта. Благодаря бизнес-плану разработчик не забудет всех составляющих проекта, и обратит внимание на те проблемы, которые не были видны на этапе предварительной проработки.

Среднесрочный горизонт планирования выбирается потому как в документе чаще всего используются достаточно точные инструменты планирования, которые на более длительном периоде дадут столь высокую ошибку, что результат такого планирования не будет оправдывать затрат на его реализацию. Вам также может быть полезна статья, как составить бизнес-план.

Скачайте документы, которые помогут правильно составить бизнес-план:

Цели бизнес-плана

Цель информации, использованной в бизнес-плане, обосновать целесообразность и эффективность реализации идеи, проекта, запуска производства. При этом разработчику следует избегать избыточности, информация должна подаваться с учетом принципа «бритвы Оккама»: не множить сущности без необходимости.

Бизнес-план подразумевает одну из целей – максимизацию прибыли, поэтому среди выводов о целесообразности и эффективности должны присутствовать объективные критерии прибыльности проекта, причем такие, которые дадут возможность сравнить данный проект с аналогичными.

Бизнес-план vs стратегия

Неправильно отождествлять стратегию и бизнес-план. Стратегия, конечно, учитывается в бизнес-плане, по крайней мере должна, но сам документ лишь инструмент достижения целей, но никак не воплощение стратегии. Бизнес-план, однако, вполне может содержать информацию, подготовленную для пакета документации, описывающего стратегию, например, анализ рынка, целевой аудитории, трендов. Но все-таки стратегия – это нечто более концептуальное, долгосрочное и масштабное, где бизнес-план лишь составная часть, веха на «большом пути».

Как составить бизнес-план, под который вам точно дадут кредит

Стремясь получить кредит, компании нередко составляют бизнес-план формально и подгоняют его под требования банка. Как следствие, не учитывают особенности проекта и допускают ошибки. Смотрите шесть советов, которые помогут объективно оценить эффективность будущего проекта и повысят шансы финансирования.

Составить бизнес-план под кредит

Функции бизнес-плана

Бизнес-план может использоваться в целом ряде случаев:

  • при проектировании нового предприятия под новый проект (старт-ап). Так до недавнего времени формат классического бизнес-плана на 50–150 страниц был необходимым условием для запуска нового проекта и презентации его партнерам, инвесторам, банкам;
  • при проектировании нового проекта в составе действующего бизнеса. Менеджмент использует формат бизнес-плана для проработки новых проектов в составе действующего предприятия, как универсальную, согласованную и понятную в большинстве подразделений форму представления. Чаще всего разрабатывается внутренний методический документ в компании, принимаемый и используемый всеми заинтересованными подразделениями при разработке новых проектов и инициатив;
  • для получения кредита в банке. Банки, специализирующиеся на проектах по инвестиционному кредитованию и проектному финансированию, разрабатывают собственные форматы представления данных для рассмотрения запросов на инвестиции. Компании, обращающиеся за финансированием, должны готовить информацию в соответствии с эти рекомендациями и формами;
  • для получения финансирования в международной организации развития или государственном финансовом институте. Государственные и международные институты, реализуют программы, где прибыль не является основной целью, поэтому в требованиях к проектам, претендующим на финансирование из своих источников, они могут добавлять критерии или условия, относящиеся к их целям. Так государственные финансовые институты часто требуют включение в проектные материалы описания соответствия проекта стратегическим целям государства, анализа бюджетного эффекта и обоснования социальной значимости, тогда как международные – в свою очередь, требуют гарантий экологической безопасности, обязательств не финансировать запрещенные сферы деятельности, соблюдения экономических и политических санкций и т.п.;
  • для получения одобрения деятельности, планов или инициатив менеджмента со стороны стейкхолдеров, в первую очередь собственников-акционеров. В ситуации, когда управление компанией отделено от собственности, акционеры лишь раз в год или чаще, если это предусмотрено уставными документами, могут включиться в процесс принятия решения и поучаствовать в определении будущего своей компании. Одним из основных инструментов такого влияние является утверждение решений отнесенных к компетенции собрания акционеров, формой обоснования выносимых на собрание решений может быть и часто является формат бизнес-плана, рассылаемый заранее акционерам на рассмотрение. Бизнес-план – формат понятный подавляющему большинству профессиональных менеджеров и собственников, данный формат для каждой конкретной организации также может быть согласован по форме и содержанию на уровне методических рекомендаций;
  • для принятия управленческих решений и контроля. Бизнес-план как в формате документа, так и в форме расчетной таблицы, выполняет функцию управленческого инструмента, позволяющего контролировать выполнение принимаемых решений и корректировать их в соответствии с выполнением заложенных в утвержденном документе решений.

Что входит в бизнес-план

Над методологией бизнес-плана много лет работали сотрудники ООН, анализируя, а затем синтезируя успешный опыт и «лучшую мировую практику», небезосновательно предполагая высокую синергию от применения универсального формата для анализа эффективности проектов на мировом уровне.

Полученная в результате методология легла в основу большинства национальных разработок (в России «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477). Сама разработка известная как Стандарты или Методика UNIDO применяется в проектах, предполагающих получение финансирование от структурных подразделений ООН, таких как Всемирный банк и МФК.

Методологии, последовавшие за стандартами UNIDO, в большинстве своем повторяют ту же структуру, отличаясь лишь степенью детализации и последовательностью компонентов.

Современный бизнес-план должен включать:

  • Резюме проекта. Здесь требуется изложить суть проекта, краткое описание инициатора проекта, ключевые выводы всех последующих разделов бизнес-плана и результирующее заключение о целесообразности проекта. Зачастую только этот раздел прочитает инвестор, которому будет направлен на рассмотрение материал, поэтому резюме имеет также и презентационную нагрузку, оно должно заинтересовать читателя. Объем – чем короче, тем лучше, не более 5 страниц, а лучше 2.
  • Предыстория и основная идея. Эта часть может называться по-разному в конкретном бизнес-плане, но важно, чтобы в нем были отражены:
    • сведения об инициаторе проекта, в т.ч. наименование, юридическая форма и статус, реквизиты, его опыте;
    • информация о команде, реализующей проект (резюме членов команды);
    • суть проекта и идеи, лежащие в основе;
    • ресурсы, которыми располагает инициатор для реализации проекта;
    • существенные факты о проекте, команде, инициаторе и др. (например, финансовые проблемы компании-инициатора, судебное преследование, долговая нагрузка и т.п.).
  • Анализ рынка и стратегия маркетинга. Это один из ключевых блоков информации в бизнес-плане, именно здесь необходимо обосновать наличие и размеры рынка сбыта продукции или услуги, создаваемых в рамках проекта. Здесь должны содержаться:
    • анализ рынка;
    • описание целевой аудитории;
    • анализ конкуренции и конкурентные преимущества проекта;
    • анализ каналов сбыта;
    • предлагается ценовая политика в отношении продуктов проекта;
    • и, собственно, планы продвижения продукции и услуг проекта на рынок.
  • Сырье и материалы. Раздел посвящен сырьевой базе проекта:
    • применяемые сырье и материалы;
    • основные поставщики;
    • ценовая политика и условия поставок;
    • логистика снабжения.
  • Место осуществления, строительная площадка и экологическая оценка. Этот блок может разбиваться в зависимости от значимости и объема информации на отдельные составляющие, но должен давать как минимум информацию об экономико-географических условиях размещения проекта, обосновывать выбор места размещения с точки зрения логистики, ресурсной базы, удаленности от рынков сбыта и экологического взаимовлияния места и проекта.
  • Инженерное проектирование и технология. Один из ключевых блоков, обосновывающих технологическую реализуемость проекта, особенно важен для новых инновационных технологий. Тот самый раздел, который содержит узкоспециализированную техническую информацию по проекту, который предназначен для технических экспертов и аналитиков. Должен продемонстрировать, в том числе, техническую состоятельность команды проекта.
  • Организация производства. Блок, посвященный описанию бизнес-процессов в будущем производстве или компании, распределение обязанностей и сферы ответственности членов команды. В данном разделе описываются и оцениваются, в том числе накладные расходы по проекту, которые не войдут в себестоимость.
  • Людские ресурсы. Раздел, аккумулирующий информацию о потребности в людских ресурсах в разрезе требований и численности. Описывается рынок труда в районе реализации проекта и возможность обеспечить проект персоналом необходимого уровня квалификации. В этом разделе приводится организационная структура проекта. Здесь же описывается социальная политика руководства в отношении персонала – социальный пакет, система мотивации, политика премирования и штрафования, повышение квалификации и прочее.
  • Планирование и сметная стоимость работ по проекту. Данный блок информации содержит календарный план с пояснительными материалами, а также сметы на строительство, возможные НИР и НИОКР по проекту.
  • Финансовая оценка. В этом блоке информации представляется расчет проекта эффективности и реализуемости проекта в форме финансовых форм:

Все формы следует дополнять подробными описаниями, в том числе предпосылки и допущения расчетов. Уделяется особое внимание кассовым разрывам, то есть реализуемости проекта.

  • Экономический анализ издержек и прибыли. Данный раздел посвящен оценке эффективности проекта с использованием определенного набора индикаторов и критериев, в первую очередь это – чистая приведенная стоимость проекта (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), простой и дисконтированный срок окупаемости проекта.

Этот список разделов может дополняться и развиваться за счет следующих пунктов:

  • анализ рисков;
  • схема финансирования проекта и анализ эффективности проекта для инвесторов;
  • бюджетная эффективность и социальная значимость проекта;

Могут быть включены дополнительные исследования: SWOT- и PEST-анализ (см. про него подробнее), анализ чувствительности и т.п.

Формы представления

В последнее время существует устойчивая тенденция к уменьшению размеров финального представления проектных материалов, для интернет-стартапов речь уже идет о микропрезентациях, в которых в течение 2–5 минут следует изложить основную суть и интерес инвестора к проекту, так называемый питч-формат.

Но на следующем этапе взаимодействия, в случае привлечения интереса на этапе питча, инвестор все равно захочет увидеть более развернутое изложение проекта, чаще всего в форме презентации: один слайд-одна законченная и обоснованная идея. Инвесторы технологических стартапов больше внимания уделяют команде, наличию рынка и команде проекта, не финансовым планам.

Проекты в традиционных отраслях с устоявшимся и понятным рынком, процессами больше внимания уделяют технологическому, организационному и финансовым разделам, и их презентации могут дополняться текстовой документацией.

Бизнес-планы для инвестиционных фондов, государственных и международных организаций и банков составляются в соответствии с требованиями этих организаций, и чаще всего это значительные по объему текстовые материалы.

Внутрикорпоративные бизнес-планы отвечают требованиям внутренних нормативов и их формат может варьироваться от презентаций и коротких ТЭО до существенных по объему презентационных материалов, как правило, есть прямая зависимость между размером компании и толщиной бизнес-плана.

В любом случае за любой финальной формой должна стоять глубокая аналитическая проработка всех аспектов указанных выше в структуре бизнес-плана.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.