Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

SMART-задачи: правила постановки, примеры

14 февраля 2019
2061
Средний балл: 0 из 5
Постановка задач по SMART

Постановка задач по SMART применяется в менеджменте и проектном управлении и помогает достигать целей. Расскажем, как.

Любой руководитель, стремящийся к постоянному развитию компании, в определенный момент начинает упорядочивать свой бизнес. И постановка задач по СМАРТ подходит для этого как нельзя лучше. Разберем, что это такое и как работают SMART-цели.

Что такое SMART-задачи

В мире существует огромное количество идей, описывающих различные способы постановки задач для наиболее быстрого и четкого достижения целей. Один из таких способов строится на аббревиатуре SMART, что переводится как «умный». Причем эта аббревиатура применима к любым целям – личным, политическим финансовым. Именно поэтому она стала наиболее распространенной и принятой к использованию в различных организациях или в индивидуальном порядке.

Скачайте дополнительный материал к статье:

Как финансовому директору ставить личные целиЧем поможет: если заметили, что не стремитесь к личным целям, а все время посвящаете работе, скорее всего, это результат гиперответственности или трудоголизма. Поймите, что замещаете работой, разработайте стратегический план и начните с небольших изменений.

По большому счету правило СМАРТ поясняет, какими должны быть цели и задачи. Одна буква аббревиатуры относится к одному, описанию, из которого становится понятно, как именно надо описать цель, чтобы она стала именно целью, а не мечтой или фантазией.

Аббревиатура SMART чаще всего расшифровывается следующим образом.

Specific – Конкретика.

Measurable – Измеримость.

Achievable – Достижимость.

Realistic – Реалистичность.

Time-bound – Привязанность ко времени.

Чем задачи по смарт полезны бизнесу

Правильное целеполагание облегчает управление. В основе постановки SMART целей лежит структурированность. Каждый этап разбивается на несколько простых и эффективных шагов – СМАРТ задач. Эти шаги можно оценить и измерить, благодаря этому движение к цели становится наглядным.

В результате возникает возможность создать стратегию, наполненную не общими словами и неизмеряемыми показателями. СМАРТ создает четкую и понятную, измеряемую и управляемую стратегию действия буквально каждого члена команды. В результате каждый сотрудник функционирует осознанно, разумно выполняет работу, а менеджеры понимают какими ресурсами они владеют, за что отвечают и кому подчиняются.

А руководитель компании получает возможность количественно и качественно отслеживать состояние компании в любой момент времени, оперативно реагировать на непредвиденные обстоятельства.

Измеряемые показатели работы изменяют сам подход к управлению бизнесом. Управление перестает быть интуитивным. Руководитель при принятии решений опирается на показатели, стратегию, ресурсы и иные данные. В этом случае возможность ошибки из-за эмоциональной составляющей сводится к нулю.

Ну и не стоит забывать о том, что ясные цели и SMART постановка задач привлекают и объединяют людей. Каждый человек компании находит применение своих навыков, реализовывает себя, а это важный элемент жизнедеятельности в самом широком смысле. Мотивированные сотрудники без ясных задач в компании увольняются, так как ценят свое время и хотят развиваться. А немотивированные просто отнимают ресурсы организации и не приносят никакой пользы.

Как заинтересовать персонал в достижении целей компании

Достичь целей, поставленных акционерами, будет легче, если в их достижении будет заинтересован буквально каждый сотрудник. Есть три способа добиться этого с минимальными затратами.

Заинтересовать персонал в достижении целей

Правила постановки СМАРТ-целей

Правила достаточно просты – задачи надо ставить так, чтобы они соответствовали принципам, заложенным в самой аббревиатуре SMART. А что такое «СМАРТ задачи»? Надо помнить про разницу между целью и задачей. Цель – это место назначения. Задача – это все то, что приводит к цели. То есть целеполагание отвечает на вопрос «куда». Постановка задач отвечает на вопрос «как».

Конкретика. Цель должна быть конкретной. Нельзя использовать размытые формулировки. Цель не должна иметь возможности трактовки, все участники процесса должны однозначно понимать её. Не просто «продавать больше, чем раньше», а «продать больше финансовых услуг по сравнению с прошлым периодом на 10%».

Измеримость. Цель должна быть измеряемой. Необходимо указать, в каких единицах будет измеряться эта цель. Например – заработать миллион рублей, похудеть на 15 кг, пробежать 100 км, заключить 20 контрактов.

Достижимость. Цель должна быть достижимой. В противном случае есть высокий шанс не сдвинуться с мертвой точки. Сотрудники компании должны понимать, что к цели можно прийти и для этого необходимо выполнить понятные и разумные шаги. Цель для регионального банка «обогнать Сбербанк по капитализации» – недостижима. Цель – «обогнать Сбербанк по качеству обслуживания» – достижима.

Реалистичность. Также необходимо, чтобы цель была реалистичной. Разница между достижимостью и реалистичностью в том, что достижимость –  это теоретическая возможность, а реалистичность – это практическая возможность. Надо ставить не просто достижимые, а и реалистичные цели. Исходя из реального положения дел, имеющихся ресурсов, компетенции персонала, спроса на рынке и прочих обстоятельств. Например, повысить уровень продаж на 20% – достижимо. Но повысить уровень продаж на 20% в январе по сравнению с декабрем – нереалистично.

Привязанность ко времени. Цель должна иметь свой дедлайн. В противном случае ее исполнение растянется на неопределенный срок. То есть – заключить 20 контрактов за квартал. Или Заработать миллион рублей за год. Или пробежать 100 км за месяц. В таком случае по окончанию срока будет понятно, достигнута цель или нет, необходимо ставить новые задачи или затея окончилась провалом.

Как ставить смарт-задачи в компании

В целом постановка задач по СМАРТ не отличается от постановки задач в некоммерческой организации или даже в индивидуальном планировании человека. Важно соблюдать правила и SMART подход.

Понятно, что в компании надо ориентироваться на основополагающие цели работы. Это, в основном, финансовые показатели. Традиционно считается, что чем они выше, тем компания лучше работает. Однако не стоит забывать про развитие, инвестиционную деятельность и социальные обязательства. Эти цели также влияют на капитализацию, успех на рынке, общественное признание и ценность бренда.

Кроме того, СМАРТ постановку задач можно масштабировать. Если в рамках всей компании это могут быть задачи стратегического характера, то при распределении задач между отделами они приобретают большую детализацию. Хотя сам подход постановки задач не меняется. Таким образом можно прописать задачи буквально для каждого сотрудника.

Как управлять по СМАРТ-целям

Важное преимущество СМАРТ целей – измеримость. SMART постановка задач и целей существенно облегчает управление. Для адекватного контроля необходимо установить периодичность сверки со стратегией и выбрать контролируемые параметры.

Возможны три основных варианта управления по СМАРТ целям:

  1. Все задуманное идет по плану. В этом случае можно сконцентрировать усилия на развитии перспективных направлений бизнеса, протестировать потенциально выгодные сегменты, уделить внимание чему-то новому. Впрочем, как иногда шутят опытные управляющие, если все идет по плану, значит, вы что-то упустили.
  2. Практически все задуманное идет по плану, но есть проблемы на отдельных направлениях. Это самый распространенный формат работы практически любой организации. Все зависит от пропорций – на скольких направлениях есть проблемы. В этом случае необходимо оперативно корректировать работу компании по полученным данным.
  3. Ничего из запланированного не выполняется. Тогда необходимо полностью пересмотреть стратегию работы компании и поставить новые цели с учетом полученных данных.

В любом случае управление по СМАРТ целям основывается на периодическом сборе информации, ее сравнении с контрольными данными, при необходимости коррекции и повторном сборе информации. Этот процесс прекращается с достижением цели.

Примеры СМАРТ-задач финансовой службы

SMART-целеполагание для финансовой службы основывается на функционале отдела. То есть цели должны быть релевантными работе отдела, входить в ее компетенцию.

Примеры:

1. Сократить расходы на закупку сырья на 25% в первом квартале 2019 года.

SMART задачи могут быть следующими:

  • пересмотреть условия заключенных договоров с имеющимися поставщиками;
  • найти новых поставщиков и проанализировать их условия, заключить новые договора;
  • проанализировать возможность снижения отходов и повышения КПД производства.

Комплексное решение этих задач может привести к запланированному снижению расходов за счет новых условий поставки сырья от новых и старых поставщиков, а также за счет повышения КПД производства.

2. Ускорить процесс принятия инвестиционных решений с одной недели до одного дня к концу января 2019 года.

Пример задач по СМАРТ для достижения этой цели может быть следующим:

  • ввести электронный документооборот на предприятии;
  • установить наиболее перспективные направления развития компании;
  • составить график подачи инвестиционных решений и их рассмотрения;
  • ввести процедуру онлайн-встреч между лицами принимающих инвестиционные решения.

Решение этих задач по СМАРТ уменьшит временные затраты на заполнение бумажных документов, их отправку и визирование. Проработка конкретных перспективных направлений в инвестиционном плане позволит сосредоточиться и не распылять энергию по «всем фронтам». А график и онлайн-встречи сделают процесс принятия решений более дисциплинированным.

3. Повысить стоимость компании на 30% к 30 декабря 2019 года.

Для достижения этой цели наиболее перспективными задачами по SMART могут стать:

  • привлечение инвестиций;
  • выход на новые рынки;
  • активная рекламная кампания и повышение уровня восприятия бренда в обществе;
  • снижение кредитного бремени компании.

Цель должна быть амбициозной и заставлять сотрудников компании мобилизовать свои силы. В противном случае при налаженной работе компания будет двигаться в русле движения рынка. И еще неизвестно что в этом случае опаснее – рост рынка или падения. Потому как во втором случае руководство компании начинает сопротивляться этим процессом. А при росте рынка менеджмент расслабляется и воспринимает его как должное, что в итоге приводит к стагнации и быстрому краху.

 

 

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.