Акция 6+6 при подписке на полгода. 8(800)505-86-89
Журнал "Финансовый директор"

Пять новшеств по НДС, о которых важно знать в 2019 году

30 января 2019
9049
Средний балл: 0 из 5
главный редактор журнала «Практическое налоговое планирование»
Пять новшеств по НДС, о которых важно знать в 2019 году

С 2019 года ставка НДС выросла с 18 до 20 процентов. Но об этом как раз все знают. А вот пять важных нюансов, о которых вам, возможно, пока еще неизвестно.

1. Начались квартальные тематические проверки по НДС

Осенью 2018 года в России начал действовать новый вид выездных налоговых проверок – тематические проверки по НДС. Период проверки – квартал или полгода. Повод для проверки – разрывы по НДС, которые выявила система АСК НДС. См. подробнее про повышение НДС с 1 января 2019 года.

Потребность в квартальных проверках возникла из-за сокращения времени камеральных проверок с 3 до 2 месяцев. Инспекторы не успевают отрабатывать всю информацию по компаниям, которую им предоставляет АСК НДС. Поэтому в ФНС решили привлечь к тематическим проверкам выездные отделы.

Первыми под тематические проверки подпали строители. Налоговики считают, что такие компании не могут эффективно работать без серых схем по выводу наличных, в которых участвуют сомнительные контрагенты.

Потренировавшись на строителях, инспекторы перейдут к другим отраслям. В 2019 году под проверку могут подпасть любые организации с крупными разрывами по НДС.

Перед проверкой налоговики запросят документы по сделке с контрагентами, по которым АСК НДС показала разрывы. Причем фирма, которая вызвала подозрение проверяющих, может быть контрагентом 2-3-4-5 и далее звеньев.

В ходе тематических проверок налоговики будут раскручивать «интригу»: кто в цепочке контрагентов был выгодоприобретателем, а кто – транзитером. Внешняя добропорядочность контрагента первого уровня – не гарантия того, инспекторы не будут вас вызывать.

Если после запроса вы получите вызов или уведомление со ссылкой на подпункт 4 пункта 1 статьи  31 НК, проблем не избежать. Это значит, что налоговики уверены, что поймали компанию на нарушении. Инспекторы проанализировали цепочку контрагентов до 7 колена и увидели в вашей компании выгодоприобретателя.

Вас ждет процедура «добровольного принуждения доплаты в бюджет» (терминология главы ФНС Михаила Мишустина). Получив вызов, руководство компании обязана будет явиться на заседание рабочей группы «по рассмотрению деятельности налогоплательщиков – участников схем сомнительных операций, установленных с использованием АСК НДС». Там налоговики будут просить решить проблему «по-хорошему».

Следует помнить, что Налоговом кодексе нет такого мероприятия, как заседание рабочей группы. Это самостоятельная инициатива ФНС, главная задача которой – запугивание и сбор информации.  Несговорчивые налогоплательщики получат угрозу в виде включения их компании в план выездных проверок или передачи документов в ОЭБиПК. Читайте также, что изменилось в налоговом законодательстве в 2019 году.

Идти или не идти на заседание рабочих групп в ИФНС – дело добровольное. Если вы решите не тратить на это время, инспекторы не вправе применить санкции. Однако если пойдете, то получите ценную информацию: что именно у налоговиков на вас есть, и о какой сумме потенциальных доначислений идет речь.

На заседание стоит взять с собой адвоката или направить юриста вместо себя. Выгнать вашего представителя налоговики не вправе: формат рабочей группы не регламентирован Налоговым кодексом.

На вопросы проверяющих отвечайте только по теме, которая была обозначена в письменном уведомлении. Если вопросы покажутся провокационными, либо не понравятся по какой-то другой причине, вы вправе не отвечать и прервать встречу.

Инспекторы следуют методическим рекомендациям по вычислению недобросовестных налогоплательщиков (письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@).  Сперва они проверят все данные о должностных лицах компании: штатное расписание, приказы о назначении на должность, доверенности, должностные инструкции. В рекомендациях есть пункт об особом внимании к опросам сотрудников. ФНС разработала перечень из 80 вопросов руководству и работникам о том, как они выбирают контрагентов, подписывают договоры и учитывают товар. Налоговики будут сопоставлять противоречащие друг другу показания и проводить повторные опросы и допросы с учетом уже полученной информации (п. 13.1. методических рекомендаций).

Чтобы не дожидаться вызова на рабочую группу или тематической проверки по НДС, заранее  проверьте свои сделки и контрагентов. Подготовьте детальные ответы на вопросы, как именно ваша компания:

  • узнала о поставщике;
  • проверила его способность выполнить свои обязательства;
  • взаимодействовала с ним.

Как снизить НДС с помощью задатка

Если оформить предоплату задатком, можно не платить НДС до отгрузки товаров. Эксперты «Системы Финансовый директор» разобрались, как действовать и в чем риски.

Снизить НДС с помощью задатка

2. Налогоплательщиков заставляют сдавать уточненки по НДС

Если разрывы по АСК НДС есть, но выездной отдел инспекции сильно загружен, или речь идет о суммах доначислений менее 1 млн руб., инспекторы, скорее всего ограничатся административным давлением. Контрольно-аналитический отдел попытается обеспечить «добровольное уточнение налоговых обязательств участниками цепочки» – заставить вас сдать уточненку по НДС и доплатить налог. Как защититься от такого давления?

В ФНС всех плательщиков НДС разделяют на выгодоприобретателей, технические компании и однодневки. Выгодоприобретатель – реально работающая организация. В штате технической компании числится 1-2 человека, она имеют микроофис, уплачивает минимальные суммы налогов. Однодневка имеет массового директора, располагается по массовому адресу, не представляет отчетность и не уплачивает налоги, у нее нет материальных и трудовых ресурсов.

Выгодоприобретатель - это не любая организация, имеющая сотрудников и основные средства, а та, от которой идет связь к технической компании и однодневке. Наличие умысла у выгодоприобретателей АСК НДС не учитывает. Собрать доказательства и доказать умысел должны проверяющие.

На практике сообщения из инспекции могут поступать директору каждую неделю или даже каждый день. Цель этого давления – заставить компанию доплатить НДС в бюджет. Налоговики обычно решают эту задачу следующими способами.

Требования о предоставлении документов. Компании получают требования вне рамок налоговых проверок (ст. 93.1 НК). Зачастую требования получают представители малого бизнеса. Для малого бизнеса претензии налоговиков могут стать непреодолимым препятствием.

Как правило, в рамках камералки компания исполняет требование о предоставлении документов за конкретный квартал. По требованию вне проверки контролеры могут запросить всю информацию по сделке за три года. Это могут быть не только договоры, накладные, акты выполненных работ, но и деловая переписка, пояснения о заключении и исполнении договоров.

Компании вправе не исполнять неправомерные акты и требования налоговиков (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК), тем более что инспекторы часто допускают неточности при оформлении документов. Чтобы избежать административного давления следует тщательно анализировать документы и действия налоговиков.

Если налогоплательщик не исполняет заведомо незаконные акты и требования, он защищает свои права и законные интересы. Неправомерные акты должностных лиц инспекции следует активно обжаловать.

Налоговые комиссии. Их вызывают для дачи пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК). Контролеры демонстрируют директору схему, из которой видно, что компания уклоняется от уплаты налогов. После чего они предлагают директору выбрать один из вариантов:

  • представить уточненку с налогом к уплате или к доплате;
  • оказаться в плане выездных проверок;
  • немедленно доказать реальность сделки, предоставить сведения о передвижении товара, размещении его на складах и т.д., найти представителя сомнительного контрагента и привести его на допрос в инспекцию.

Сложности со сдачей декларации. Контролеры не принимают декларации, поданные по телекоммуникационным каналам связи, или аннулируют уже принятые. В качестве причины они ссылаются на технические ошибки. Фискалы аннулируют декларации по НДС в соответствии с Инструкцией, утвержденной письмом ФНС от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247.

Необоснованное непринятие декларации или ее аннулирование нарушает права налогоплательщика (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Декларант лишается возможности своевременно получить квитанцию о приеме декларации, иметь юридические значимые документы в своем распоряжении и использовать их при осуществлении предпринимательской деятельности.

Как безопасно и без потерь перенести вычеты НДС

Когда сумма НДС к вычету больше начисленной, да еще и превышает норматив в 88 процентов, компании грозят не только углубленная камеральная проверка и вызов на комиссию в ИФНС, но и выездная налоговая проверка. Мы подскажем, как избежать таких последствий.

Безопасно перенести вычеты НДС

3. Декларации по НДС принимать отказываются

Что делать, если налоговики не принимают налоговую декларацию по НДС? Компании стали сталкиваться с такой проблемой все чаще. Для организации такой отказ часто сопровождается блокировкой расчетного счета и остановкой операций по счетам (п. 3 ст. 76 НК). Самые частые причины отказа в принятии декларации:

  • транзит денежных средств;
  • значительные суммы оборотов и минимальные суммы налога к уплате в бюджет;
  • высокая доля вычетов по НДС;
  • признаки номинального руководителя;
  • нахождение не по юридическому адресу.

 Кроме того, популярной причиной стали выявленные программой АСК НДС несоответствия и противоречия данных об операциях, содержащихся в декларации налогоплательщика и сведений в декларации его контрагента.

Дистанционно разрешить такую ситуацию сложно. Если у вас не приняли декларацию, лучше сразу поехать в налоговую, чтобы лично выяснить причины.

Если вы представили декларацию в установленном формате, инспекторы обязаны принять ее (абз. 2 п. 4 ст. 80 НК). Есть всего шесть причин для отказа, все они указаны в Административном регламенте по приему деклараций (приказ Минфина от 02.07.2012 № 99н). Перечень закрытый, налоговики не вправе придумывать новые основания.

Ошибки и противоречия в декларации получится найти не раньше, чем инспектор примет ее и начнет проверять (ст. 80, 88 НК). Об этом говорил и Конституционный суд в определении от 23.04.2015 № 736-О: камеральная налоговая проверка - это форма текущего документарного контроля. Она нужна для своевременного выявления ошибок в отчетности и оперативного реагирования на них. До принятия декларации отсутствует сам объект проверки.

Проверять декларацию на достоверность, не приняв ее, невозможно. У налоговиков нет ни средств, ни полномочий для этого. Именно прием декларации становится отправной точкой. Подозрения о получении необоснованной налоговой выгоды инспекторы должны отразить в акте проверки. На его основе принимается решение о дальнейших санкциях. Такой порядок действий дает налогоплательщику возможность реализовать свое право на возражения, обжалования и пр. Если порядок нарушен, нарушены и права налогоплательщика.

Предпроверочные подозрения и общие предубеждения со стороны проверяющих в отношении налогоплательщика не имеют значения на стадии принятия отчетности. Ни в методических рекомендациях, ни в Административном регламенте нет упоминания о том, что налоговики не должны принимать декларации у компаний с "плохими" финансово-экономическими показателями, с "подозрительными" руководителями или учредителями.

У проверяющих есть широкие полномочия для того, чтобы выявлять и пресекать налоговые нарушения. Но делать они это должны строго в рамках определенных и урегулированных НК процедур - в ходе камеральной и выездной проверок или в результате иных мероприятий налогового контроля.

Прием налоговых деклараций - это госуслуга. Об этом сказано в статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и в приказе Минфина от 02.07.2012 № 99н. Заявитель вправе получить ее своевременно и в соответствии со стандартом предоставления (п. 1 Федерального закона № 210-ФЗ). Если оснований для отказа нет, в течение одного рабочего дня с момента получения декларации налоговики обязаны зарегистрировать ее и сформировать квитанцию о ее приеме с использованием усиленной цифровой подписи (п. 215 Административного регламента).

Неправомерный отказ нарушает права налогоплательщика. Он лишается возможности своевременно получить квитанцию и другие юридические значимые в сфере налогообложения документы. А если в декларации был заявлен НДС к возмещению, налогоплательщик несет и финансовые потери.

Эти аргументы не помогли? Налоговики все равно считают, что есть какие-либо иные препятствия к приему декларации? Тогда они обязаны письменно мотивировать свой отказ в привязке к нормам административного регламента. А вам придется искать защиты в суде.

Судебный иск – длительный, но самый эффективный способ защиты. Вот аргументы, которые принесли компаниям успех в суде.

Позитивная арбитражная практика по непринятию деклараций

Реквизиты дела

Суть спора

Аргументация сторон

Постановление АС Дальневосточного округа от 10.10.2018 № А73-17697/2017

Налоговики отказали в приеме деклараций по НДС, подписанных электронно-цифровыми подписями представителя и директора общества. При отказе они сослались на отсутствие идентификации шаблона документа. Компания написала жалобу в вышестоящий налоговый орган. Однако и после этого ей отказали

Суд встал на сторону налогоплательщика, так как в регламенте по приему налоговых деклараций нет такого основания для отказа как отсутствие идентификации шаблона документа. Инспекция не сообщила компании иные причины отказа. Это означает, что оснований для аннулирования доверенности представителя не было

Постановление Седьмого ААС от 08.08.2018 № А67-2598/2018

Компания посчитала, что ее декларацию не приняли незаконно. Налоговики решили, что общество обладает признаками транзитной организации. Кроме того, у него отсутствуют движимое и недвижимое имущество, финансово-хозяйственная деятельность, а налоговые декларации по НДС фирма представляет со значительными суммами оборотов и минимальными суммами налога к уплате в бюджет. Наконец, у компании стопроцентная доля вычетов, а руководитель обладает признаками номинала

Суд посчитал, что указанные инспекцией обстоятельства не могут быть основанием для отказа в принятии налоговой отчетности. Более того, их надо устанавливать в рамках проверок с дальнейшим принятием соответствующих решений

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 № А67-9224/2017

Налоговики не приняли к обработке декларацию со ссылкой на ошибки в документе. Расшифровать, какие именно неточности содержит документ, инспекция не смогла. Компания посчитала, что ее законные интересы в сфере предпринимательской деятельности нарушены

Суд руководствовался положениями ст. 23, 80, 163, 174 НК, а также Административным регламентом, утв. приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н. Налогоплательщик вправе требовать объяснить причины отказа в принятии декларации. Если причины не условия п. 28 Административного регламента, отказ в принятии декларации незаконен

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.07.2018 № А67-8529/2017

Налоговики посчитали, что компания хочет представить им недостоверную отчетность. Налогоплательщик якобы искажал данные, у него не было необходимых для ведения деятельности ресурсов. В совокупности это свидетельствует о создании формального документооборота. Поэтому инспекция не стала принимать декларацию

Суд удовлетворил требование компании, поскольку уведомление об отказе не содержало конкретных причин или сообщений об ошибке, предусмотренных действующим регламентом. Кроме того, неправомерный отказ в принятии декларации нарушает право заявителя, предусмотренное п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Постановление Семнадцатого ААС от 23.05.2018 № А60-60863/2017

При отказе в приеме декларации налоговики сослались на п. 28 Административного регламента ФНС, утв. приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н. Проверяющие написали, что расчет содержит ошибки. Кроме того, программа не нашла плательщика по ИНН и КПП, представленным в файле. Компания попыталась повторно сдать декларацию по НДС, однако вновь получила электронный протокол с отказом по этой же причине

За несколько дней до спора налогоплательщик успешно подал декларацию по налогу на прибыль. Инспекторы не смогли доказать, что у них были иные основания для отказа, кроме несоответствия ИНН

Постановление Седьмого ААС от 22.10.2018 № А67-3174/2018

Компания отправила декларацию по НДС, подписанную руководителем на основании доверенности. Инспекция не приняла декларацию из-за якобы допущенных в документе ошибок. При этом она не привела конкретных причин отказа

Декларацию подписал руководитель, имеющий право представлять интересы ООО в отношениях с ИФНС. Доверенность на это подписал директор ООО, статус которого подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ. По существу налоговики этот факт не опровергли и не доказали, что у подающего декларацию не было таких полномочий.

Кроме того, контролеры не сослались на конкретные пункты раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям, на соответствие которым программа проверяла декларацию. В уведомлении налогоплательщику не объяснили, какие правила, указанные в п. 28 и 194 Административного регламента, он нарушил. Суд напомнил, что в п. 28 Административного регламента дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме отчетности. Такой формулировки как «декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке» в документе нет

Решение АС Томской области от 27.09.2018 № А67-7867/2018

У компании не приняли декларацию из-за сомнений в ее достоверности. Налоговики посчитали, что у фирмы нет движимого и недвижимого имущества, штата работников. Деятельность по юридическому адресу налогоплательщик якобы вел формально. Более того, руководитель фирмы был номинальным

Обстоятельства, характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления декларации. Они не могут служить основанием для отказа в ее принятии, поскольку не указаны ни в ст. 80 НК, ни в нормах Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа. Компания выиграла дело

Постановление АС Уральского округа от 27.06.2018 № Ф09-2800/18

Налоговики обосновали отказ в принятии декларации тем, что директор был номинальным, а документ фактически подписан неустановленным лицом

Суд встал на сторону компании, поскольку в НК нет таких полномочий как оценка достоверности подписи лица на налоговой декларации, установление реальности исполнения обязанностей руководителем юридического лица или иным лицом, подписавшим декларацию

Постановление АС Дальневосточного округа от 10.10.2018 № А73-17697/2017

Инспекторы отказали в приеме деклараций по НДС. Документы были завизированы электронно-цифровыми подписями представителя и директора общества. Налоговики сослались на отсутствие идентификации шаблона документа

В регламенте по приему налоговых деклараций нет такого основания для отказа как отсутствие идентификации шаблона документа. Поскольку налоговики не сообщили иные причины своего решения, суд признал его незаконным. Статус директора общества проверяющие не опровергали, оснований для аннулирования доверенности представителя не было

Постановление Восемнадцатого ААС от 01.10.2018 № А76-5466/2018

У компании не приняли декларацию из-за недостоверности сведений и подписания неуполномоченными лицами с нарушением требований п. 5 ст. 80 НК. Руководителя вызвали для дачи показаний. На допросе налоговики выяснили, что руководитель был номинальным

Суд отметил, что отказ по основанию внесения записи в ЕГРЮЛ препятствует налогоплательщику в реализации возложенной на него обязанности по представлению декларации. Судебная коллегия решила, что протоколы допроса свидетелей не могут быть достаточными доказательствами подписания заявления неуполномоченным лицом. Приведенные налоговиками обстоятельства могли бы быть учтены при проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в налоговой декларации. Однако основанием для отказа в принятии документа они служить не могут

Постановление Восемнадцатого ААС от 28.09.2018 № А76-10603/2018

В конце января компания направила в инспекцию декларацию по НДС. Спустя 10 дней — декларацию по налогу на прибыль. Оба документа фирма отправляла в электронной форме с применением усиленной квалифицированной подписи. Налоговики бумаги не приняли, в уведомлении сослались на отсутствие принадлежности электронной подписи подписанту. В суде контролеры заявили, что провели контрольные мероприятия по отношению к налогоплательщику и выяснили, что руководитель общества был номинальным. Выехав по месту регистрации, проверяющие обнаружили, что общество по данному адресу фактически не находится. По сведениям инспекции, численность работников составляет 1 человек, имущества за организацией не числится, квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи у руководителя общества отозван. Более того, в ЕГРЮЛ есть отметка о недостоверности сведений

Суды посчитали, что налоговики не имели права не принять декларации. В силу прямого указания в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК инспекторы не могут отказаться от документов, если они представлены по установленной законом форме

4. Доступ к АСК НДС открыт

Доступ к сведениям программы АСК НДС, контролирующей уплату НДС, для вас может стать открытым. Еще в начале октября 2018 года ФНС разослала компаниям письмо, в котором указала, что налогоплательщики вправе воспользоваться данными системы в обмен на согласие раскрыть налоговую тайну.

Если компания подпишет согласие, ей передадут информацию о разрывах в цепочке поставщиков. Сведения предоставят только о тех контрагентах, отношения с которыми налогоплательщик отразил в декларациях по НДС. Коммерческую тайну, связанную с условиями сделок, раскрывать не планируют.

В письме налоговики ссылаются на статью 102 НК. Она указывает, что сведения, полученные фискалами, становятся общедоступными с согласия их обладателя — то есть налогоплательщика или плательщика страховых взносов (подп. 1 п. 1 ст. 102 НК). ФНС рекомендует компаниям подписать согласие в электронном виде с помощью программного обеспечения, размещенного на сайте налоговой. Его можно найти в разделе «Программные средства». Пока такой возможностью воспользовались менее 0,1 процента зарегистрированных юридических лиц.

Получив доступ к АСК НДС, вы увидите, что ваш контрагент не исполнил обязанности по уплате НДС. Что делать? Один из вариантов – избавиться от налогового разрыва. Условно способы избавления от налоговых разрывов можно разделить на черные, серые и белые. Обращаю ваше внимание, что законны только последние.

Черный способ. Стандартный черный способ - взятка. Также налогоплательщики используют метод замены проблемного контрагента. Компанию, на которой произошел "налоговый разрыв", заменяют на другую. Все участники цепочки сдают уточненки. Цель – обмануть АСК НДС, исключив из дерева связей проблемную компанию. Многие «оптимизаторы» весь объем НДС от десятка компаний закрывают уже на втором звене, что делает цепочку простой и очевидной.

Более сложный способы - перемешать цепочки контрагентов друг с другом, а также разбить реализации между звеньями цепи. Эти способы имеют наибольшие шансы на реализацию, но нужно четко понимать, что это уклонение от уплаты налогов.

Черные способы не выдержат углубленной налоговой проверки. Изменения в цепочке контрагентов указывают на подконтрольность схемы налогоплательщику как выгодоприобретателю, и свидетельствует об умысле. Компания, решившая снять налоговый разрыв черными методами, сама себе готовит ловушку. Если контролеры раскроют схему, то помимо недоимки, руководству компании грозит уголовное преследование.

Серый способ. Использование технических компаний. По сути, это модификация черного способа. После "серой" технической компании также стоят однодневки. Отличие состоит в попытке перенести центр ответственности на техническое звено.

Этот способ имеет хорошие шансы снять налоговый разрыв. Если директор контрагента подтвердит свою причастность к деятельности и автономность от покупателя, то опровергнуть реальность сделки инспекторам будет сложно. При этом важно, чтобы у компаний не совпадали IP-адреса и сотрудники. Контрагент должен нести расходы: аренда, зарплата и пр.

Контролеры обвинят налогоплательщика в организации серой схемы, если докажут, что он контролирует деятельность технической компании, обеспечил ее активами, подыскал номинального руководителя. Серый способ предполагает использование однодневок и обналички, применять его не стоит. К тому же, создать техническую компанию не дешево. В этом случае затраты выгодоприобретателя могут быть сопоставимы с затратами в рамках отношений с реальными контрагентами.

АСК НДС не делает различий между микрокомпаниями и техническими компаниями. Контролеры могут признать налогоплательщика выгодоприобретателем. Фискалам нужно доказать, что обязательство по сделке исполнило иное лицо, а не контрагент. Если сделки нереальны, то ссылки на должную осмотрительность не помогут (подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК). В этом случае нужно использовать белые способы защиты.

Белый способ. Доказывайте реальность операций, используя обширную доказательственную базу. Кроме того, попробуйте отменить доначисления по формальному признаку.

5. Верховный суд теперь на стороне налогоплательщика

ФНС никогда не спорила с необходимостью искать реального выгодоприобретателя схем с однодневками, чтобы доначислять НДС по справедливости — виновному лицу. Однако фактически инспекторы наказывали и наказывают те компании, с которых проще взыскать потери бюджета. Не важно, кто именно организовал схему.

Такой формальный подход часто поддерживали и суды. Чтобы подтвердить правомерность наказания невиновных, или тех, чья виновность не доказана, арбитры делали универсальную ссылку на отсутствие должной осмотрительности. Да, возможно, и не проверяемая компания организовала схему с однодневкой и получила от этого выгоду, ну и что? Она должна была лучше проверять контрагента (определения ВС от 29.10.2018 № 304-КГ18-16958, от 26.10.2018 № 308-КГ18-16797).

Однако в 2019 году налоговики будут вынуждены отказаться от формального подхода – Верховный суд решил, что именно инспекторы обязаны определять выгодоприобретателя схемы (определение от 27.09.2018 № 305-КГ18-7133). То есть наказывать компанию за случайную связь с однодневкой неправомерно.

Решение ВС подсказало налогоплательщикам новую тактику защиты. Выиграть суд реально, если сообщить, что инспекторы провели проверку контрагента любого звена, но не доначислили налоги (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 25.01.2018 № Ф02-7481/2017). Другой выигрышный довод – доказательство того, что контролеры установили иного получателя налоговой выгоды (определение ВС от 27.09.2018 № 305-КГ18-7133). То есть компании важно собрать как можно больше информации по контрагентам. Если по данным отчетности, контрагент возмещает НДС, камеральные проверки подтверждают правильность его действий. Если была проведена выездная проверка, узнайте ее результаты.

В целом успешность стратегии зависит правильности подготовки контраргументов. После вступления в силу статьи 54.1 НК налоговики при подозрении на однодневку стараются доказать нереальность сделки по пункту 1 статьи 54.1 НК либо факт несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 НК.

То есть, инспекторы обязаны доказать совокупность следующих обстоятельств:

  • наличие искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения;
  • умышленность действий с целью уменьшения налоговой базы, суммы налога, ставки, применения льготы или иного налогового режима;
  • причинную связь между действиями налогоплательщика и искажениями;
  • потери бюджета.

Задача контролеров — опровергнуть реальность спорной сделки. Для этого они будут доказывать факты исполнения обязательств по сделке иным лицом, а не контрагентом по договор. В том числе – самой компанией.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.