Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Финансовый директор – 2019: как развивать финансовую службу компании

  • 25 января 2019
  • 689
Финансовый директор – 2019: как развивать финансовую службу компании

Финансовые директора компаний «Северсталь Менеджмент», «Газпром нефть», Schneider Electric, Burger King Russia, S7 Airlines поделились опытом, какие инструменты и подходы используют, чтобы управлять результативностью, повышать стоимость бизнеса, быстрее выполнять стандартные операции и снизить расходы на них.

Как усовершенствовать систему управления результативностью

Финансовый директор – 2019: как развивать финансовую службу компании

Компания «Северсталь» проходит обширную трансформацию. Обновленная стратегия требует изменить бизнес-модель как работы с рынком, так и внутренних процессов. В частности, потребовалось пересмотреть существующую систему управления результативностью (Performance Management). Этим мы занимались в 2018-м и продолжим в 2019 году. Сначала определили, что нужно изменить, как перейти на новые правила и анализировать результаты.

Что изменили. Мы пересмотрели, как компания ставит и декомпозирует цели, анализирует результаты, формирует бизнес-планы.

В качестве целевого показателя мы рассматриваем прирост EBITDA, очищенной от влияния внешних факторов, например изменения курсов валют, цен на готовую продукцию и сырье. Цель должна быть амбициозной, подразумевать существенные улучшения относительно прошлого года: прирост на 10–15 процентов исходя из сравнения с конкурентами и ожидаемого лидерства по показателю TSR (Total Shareholder Return).

Цель предлагает генеральный директор и утверждает председатель совета директоров. Мы ставим ее «сверху вниз» на всю компанию, затем декомпозируем на основные предприятия.

Как изменили

Как трансформировать функцию «Экономика и финансы» для повышения стоимости бизнеса

Финансовый директор – 2019: как развивать финансовую службу компании

Начиная с 2017 года мы задумались о трансформационном развитии функции «Экономика и финансы» в нашей компании «Газпром нефть». Сначала сформулировали свое видение функции, определили ее «ярлык». Финансовый директор у нас – это «менеджер по созданию стоимости» (Value Creation Manager). Мы ушли от часто используемого термина «бизнес-партнер», поскольку возникает противоречие. Получается, что есть некий бизнес, а финансовый директор – его партнер, тогда как финансовая функция – часть бизнеса.

Совместно все финансовые директора группы формулировали, что должны знать, уметь и делать сотрудники в рамках функции «Экономика и финансы». Определили, что мы не делаем сейчас или делаем, но недостаточно глубоко. Мы разработали план по трансформации функции: изменить набор компетенций, повысить эффективность текущей деятельности, усилить аналитический функционал, развить бизнес-функционал.

Что сделали

Как повысить эффективность работы финансовой службы с помощью цифровых технологий

Финансовый директор – 2019: как развивать финансовую службу компании

Цифровизация – один из компонентов стратегии нашей компании Schneider Electric на глобальном уровне и каждого подразделения по отдельности. Например, мы работаем над цифровизацией функций бэк-офиса. За последние два года нам удалось ввести электронный документооборот для первичных документов и контрактов, роботизировать некоторые процессы в центре поддержки клиентов и бухгалтерии, обеспечить интеллектуальный анализ фактических результатов по выручке и влияния на нее разных факторов, автоматизировать системный сбор данных и аналитику по вторичным продажам от наших партнеров.

Проекты автоматизации разные по масштабу, ресурсам, количеству вовлеченных людей. Отличаются и проблемы, с которыми мы столкнулись при их реализации. Но самый важный урок, который усвоили, что автоматизация и цифровизация – не одно и то же. Цифровизация – это образ мыслей. Инструментов сейчас множество, но у финансового директора и его подчиненных должно хватить желания, мотивации, времени сначала найти, где компания работает неэффективно, потом понять, каким должен быть идеальный процесс, а уже после этого решить, как его можно автоматизировать и с каким инструментом.

Особо хочется отметить один из наших проектов 2018 года в области кредитного менеджмента, который позволил вывести управление дебиторской задолженностью на новый уровень. Эта функция у нас централизована давно для России и СНГ, однако постоянно чувствовалось, что не хватает полной картины по компании в целом – у нас несколько юридических лиц, множество филиалов, да еще и в разных странах СНГ.

Чтобы узнать, например, уровень застрахованной дебиторской задолженности по всем подразделениям, приходилось изучать данные из нескольких десятков файлов и вручную вычислять показатели. Нам требовались улучшения не в операционном управлении, а скорее на уровне принятия общих решений, чтобы понимать и регулировать ситуацию в целом. Сотрудники российского подразделения компании сформулировали требования к автоматизированной системе, определили, как организовать изменения и какие нужны результаты.

Как действовали

Как развивать аналитическую функцию для управления бизнесом

Финансовый директор – 2019: как развивать финансовую службу компании

Чтобы перевести бизнес-анализ на более высокий уровень, в нашей компании Burger King Russia мы стали применять Business intelligence (BI). Примерно три года назад установили BI-систему и начали ее развивать.

Что изменили. Сначала BI-систему в компании использовали как инструмент для анализа текущих отчетов. Переносили отчетность из Excel в BI, чтобы пользователи могли регулярно получать необходимые для работы отчеты, не заходя в систему. Постепенно начали добавлять больше слоев данных в системе, чтобы проводить более глубокий анализ в различных направлениях. Прежде всего сфокусировались на вопросах, связанных с выручкой и маржинальностью.

В нашем бизнесе важно понимать, какие продукты пользуются спросом, какие форматы ресторанов лучше или хуже, каковы результаты работы в различных регионах. Мы стали использовать комбинацию различных аналитик, чтобы оценивать, какие меры как работают в наших ресторанах и что можно сделать, если в каком-либо из них доходность недостаточно высокая. В рамках бенчмаркинга смотрим, в каких ресторанах выше маржинальность, и применяем их опыт для ресторанов других форматов и регионов.

У нас есть система рейтингов по продуктовым линейкам и определенным продуктам. Стали регулярно отслеживать эти рейтинги, чтобы повышать маржинальность среднего чека.

Благодаря тому, что мы стали отслеживать время закрытия смен и работоспособность точек продаж, смогли эффективнее выявлять причины недобора выручки. Готовность ИТ-систем в некоторых ресторанах была низкой, от этого страдали продажи. Если касса или киоск не работает, очереди в работающих кассах и киосках увеличиваются. Когда скорость обслуживания снижается, мы теряем гостей. Аналитическая система позволила регулярно отслеживать эту проблему и принимать меры. Кроме того, система показывает, сколько кассиров работало в смену, это позволяет оценивать эффективность стаффинга персонала в торговых точках.

Как организовали работу

Как быстрее выполнять повторяющиеся функции в финансовой службе с помощью роботов

Финансовый директор – 2019: как развивать финансовую службу компании

Робот – это компьютерная программа, которая может выполнять повторяющиеся стандартные операции. Поскольку робот работает быстрее человека, с помощью роботизации процессов (Robotic Process Automation – RPA) компания сокращает время и расходы на выполнение рутинных задач и процессов. Кроме того, роботы минимизируют риски, связанные с ошибками или мошенничеством.

Два года назад наша компания начала роботизацию. На сегодняшний день у нас 15 роботов в сфере управления финансовыми процессами.

Как организовать изменения. Роботизация в нашей компании началась с незначительных задач, и, скорее, это было тестирование RPA, чем осознанное начало работы. В 2018 году подход в основном был такой: «Сотрудник очень загружен, давайте подумаем, как освободить ему время». К 2019 году пришли к тому, что сначала готовим ТЭО, потом решаем, что разрабатывать. Делаем упор на экономическую эффективность. Последовательность такая – определили, где нужно роботизировать, написали программу, оценили эффект. Роботизация идет совместно с анализом бизнес- и ИТ-процессов, постепенно выстраиваем архитектуру.

С учетом нашего опыта я рекомендую внедрять роботизацию в три этапа.

Как организовать изменения

Подготовлено по материалам
"Системы Финансовый директор"

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.