Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Формула выручки

28 февраля 2019
2199
Средний балл: 0 из 5
Финансовый директор ООО «Радиус»
Формула выручки

Корректный расчет, анализ и учет выручки важен для любого бизнеса. В статье – формулы выручки и примеры расчета и анализа показателя.

Определение выручки

В широком смысле выручка – это увеличение экономических выгод в ходе обычной деятельности. Другими словами – это стоимостная оценка всех продаж товаров и услуг, признанных организацией за определенный период времени. Оценка, возможность и период признания выручки представляют собой важнейшие и неотъемлемые составляющие определения доходов предприятия. Результат расчета выручки существенно определяется тем, какая сумма и в какой период может быть признана в качестве выручки предприятия.

Следует различать понятия выручки и дохода в целом. Выручка генерируется в результате обычной деятельности организации и в зависимости от отрасли, в которой она представлена.

Доходы – это более широкое понятие, включающая все виды увеличения экономических выгод, включая результат прочих сделок, которые не приносят роста продаж основной продукции, но являются вспомогательными по отношению к основной деятельности. Смотрите также, как найти рентабельность продаж.

Общая формула выручки от реализации

Общая формула представляет собой следующее выражение:

S = P х Q ,

где P – средняя цена продукции или услуги;

Q – количество проданных единиц продукции или количество клиентов;

S – выручка.

Виды выручки

Целесообразно отличать нетто-выручку и брутто-выручку. Нетто-выручка, в отличие от брутто-выручки, очищается от налогов. Оба показателя важны для принятия управленческих решений. С одной стороны, чистая выручка показывает реальный потенциал предприятия после обязательных и неизбежных выплат, с другой стороны, брутто-выручки учитывает фактор времени, в течение которого реализуются обязательные налоговые платежи. В рамках прогноза кассовых разрывов следует учитывать поступления от покупателя с учетом налогов.

Excel-модель для анализа выручки

Скачайте готовую модель в Excel, она рассчитает, как изменилась выручка в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом или планом. Модель поможет оценить, как повлияли на выручку объем продаж, цена и структура продаж.

Скачать Excel-модель для анализа выручки

Методы расчета

Выделяют два основных метода расчета выручки. В кассовом методе ее определяют, как денежные средства, полученные продавцом товара от их продажи. Полученные авансы включены в выручку, в то же время, отсрочки по отгрузкам не признаются до факта поступления оплаты.  

Согласно методу начисления, результаты хозяйственных операций признаются по факту их совершения независимо от фактического времени поступления и выплаты денежных средств, связанных с ними. Иными словами, доходы от продаж признаются в момент соответствия критериям ее признания, независимо от оплат.

Расчет выручки от продаж

Более корректной формулой расчета выручки от продаж является следующее выражение:

Формула выручки

где Piy– цена продукции y в отгрузке i, без НДС;

Qiy – количество продукции y в отгрузке i;

i – номер отгрузки продукции, отвечающей критериям признания;

n – количество отгрузок продукции за период учета.

Пример

Разберем на примере. Предприятие «А» в 1-м квартале 2019 года отгрузила три партии продукции видов «M» и «N» (см. таблицу 1).

Таблица 1. Отгрузки предприятия «А»

Даты отгрузки

январь

февраль

март

Вид продукции

Цена за ед. без НДС

Объем шт.

Цена за ед. без НДС

Объем шт.

Цена за ед. без НДС

Объем шт.

M

10

6

11

5

10

5

N

15

4

14

10

16

5

Определим объем реализации, подлежащих признанию в 1-м квартале.

Реализация за 1-й квартал = 10 × 6 + 15 × 4 + 11 × 5 + 14 × 10 + 10 × 5 + 16 ×5  = 445 у.е.

Читайте также: Анализ влияния других показателей на величину прибыли от продаж

Критерии признания выручки

Общий подход к корректному отражению выручки заключается в том, чтобы учесть передачу товаров и услуг покупателю на сумму, которая, как ожидается, будет оплачена покупателем в обмен на отгруженный товар или оказанные услуги. Однако, в зависимости от стандартов финансовой отчетности, критерии признания доходов могут отличаться. Иными словами, одна и та же операция может быть отражена в финансовой отчетности, подготовленных в рамках различных стандартов, в кардинально отличающихся суммах.  

Общими критериями признания выручки, являются:

  • высокая вероятность поступления к компании экономических выгод, связанных со сделкой;
  • возможность надежной оценки вознаграждения;
  • возможность надежной оценки понесенных и/или ожидаемых для завершения сделки затрат.

Пример

Разберем на предыдущем примере, добавив, что в рамках отгрузки в марте компания «А» взяла на себя обязательства по гарантийному обслуживанию, включающие в себя обязательный осмотр и услуги по ремонту неполадок, возникающих в ходе эксплуатации. Срок гарантии: 2-й квартал 2019 г. Указанные обязательства включены в стоимость отгрузки, при этом рыночная стоимость аналогичных дополнительных услуг составляет 10 у.е. Попробуем определить выручку за 1-й квартал.

В данном случае, обязательства по ремонту будут интерпретированы как отдельная услуга и будут учтены в составе выручки за 2-й квартал 2019 года.

Таким образом, реализация за 1-й квартал составит:

Выручка за 1-й квартал = 10 × 6 + 15 × 4 + 11 × 5 + 14 × 10 + 10 × 5 + 16 × 5 - 10 = 435 у.е.

Читайте также: Пример расчета прибыли предприятия

Среднемесячная выручка

В рамках финансового анализа деятельности предприятия сторонние и внутренние аналитики рассчитывают различные виды выручки. Цели подобного анализа и разделения на виды могут различаться в зависимости от деятельности предприятия или предпочтений менеджмента предприятия. Одним из примеров аналитического расчета является расчет среднемесячной выручки.

Формула выручки

где Save  – среднемесячная реализация,

Sn – выручка за n-ое количество месяцев,

n – количество месяцев.

Пример

Рассмотрим расчет на предыдущих условиях.

Среднемесячная реализация в первом квартале 2019 года компании «А» составила:

Выручка = 435 / 3 = 145 у.е.

Среднегодовая выручка

Среднегодовая выручка определяется аналогичным способом. За базу расчета берется период в 2 и более лет в зависимости от целей финансового анализа. Как правило, период в 2-4 года считается наиболее репрезентативным для принятия управленческих решений.

Пример расчета

Рассмотрим на примере.

Предприятие «Б» отразило за период 2016–2018 годы реализацию в следующих суммах (таблица 2).

Таблица 2. Реализация продукции предприятия «Б» 

Вид продукции/год учета

2016

2017

2018

M

100

120

120

N

200

230

320

Итого за период, у.е. без НДС

300

350

440

Среднегодовая выручка за 3 года составит:

Выручка среднегодовая = (300+350+440) /3 = 363 у.е.

Темпы роста выручки

Общая формула расчета темпов роста продаж определяется следующим образом:

Формула выручки

где  p – Темп роста,

Si – выручка за период i,

Si-1 – выручка за предыдущий сопоставимый период.

Средний темп роста выручки от реализации

Выручка – ключевой показатель деятельности коммерческого предприятия. Достоверный учет и подробный и постоянный анализ этого показателя – основной источник информации для принятия управленческих решений. Поэтому на практике, предприятие рассчитывает выручку в различных разрезах. В рамках финансового анализа темпы роста доходов целесообразно рассчитывать в разрезе продукции или групп продукции. В этом случае руководство организации имеет возможность эффективнее оценить точки роста и среагировать на возможные угрозы.

Пример расчета

Рассмотрим на примере. Динамика доходов компании «С» за три года выглядит следующим образом (таблица 3).

Таблица 3. Динамика доходов компании «С» за три года

Вид продукции/год учета

2016

2017

2018

M

100

120

120

N

200

230

275

O

325

285

250

Итого за период, у.е. без НДС

625

635

645

С одной стороны, продажи предприятия растут и средний темп роста реализации продукции составляет:

Средний темп = ((635/625-1) + (645/635-1))/2 × 100= 1,59%.

С другой стороны, руководству организации критично обратить внимание на существенное падение продаж по продукту O и отсутствию роста реализации продукта M по итогам 2018 года.

Важным с точки зрения анализа устойчивости предприятия является анализ продаж по покупателям. Разберем на примере, сделав соответствующие выводы.

Доходы предприятия «D» растут в следующей динамике (таблица 4).

Таблица 4. Доходы предприятия «D»

Покупатель/год учета

2016

2017

2018

Альфа

100

140

160

Бетта

15

10

5

Гамма

25

20

20

Итого за период, у.е. без НДС

140

170

185

В то же время, руководству организации «D» следует обратить внимание на растущую зависимость доходов бизнеса от одного покупателя – компании «Альфа».

Формула расчета по балансу

Выручку по балансу на практике не определяют. Если нужно рассчитать выручку, исходя из остатков товара на складе и стоимости продукции, закупленной в этом месяце, можно сказать, что применяется формула расчета выручки по балансу.

Выручка = Ост1 + Зп - Ост2,

где Ост1 – общая стоимость товара на складе и в торговом зале в первый день месяца,

З – закупленная продукция,

Ост2 – общая стоимость товара в конце последнего дня месяца.

Заключение

Вопрос достоверного расчета, анализа и учета выручки остается сложным и критичным для деятельности любой коммерческой компании. Руководству следует уделять большое внимание не только процессу генерации продаж, но и организации ее эффективного учета, анализа и репрезентации. Недооценка необходимости корректных и релевантных расчетов на практике неизбежно ведет к финансовым потерям.

 

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.