Акция 6+6 при подписке на полгода. 8(800)505-86-89
Журнал "Финансовый директор"

Финансовый план предприятия

6 марта 2019
3568
Средний балл: 0 из 5
Финансовый план предприятия: примеры и образцы

В статье рассмотрим различные виды финансового плана, разберем этапы его подготовки и приведем пример составления финансового плана.

Что такое финансовый план

В глобальном смысле финансовый план – это план развития и изменения финансовых показателей для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности компании. Если конкретизировать, то план содержит наиболее оптимальное соотношение расчетных и натуральных показателей, с помощью которых будет достигнута максимальная эффективность от всех видов деятельности компании. Когда мы говорим об обеспечении жизнеспособности бизнеса, то имеем в виду не только операционную деятельность, но и инвестиционную, а также финансовую.

Скачайте и возьмите в работу:

Цели финансового планирования

Основная цель финансового планирования – обеспечить финансовые возможности и эффективную работу компании, согласно выбранной стратегии развития. Если более детально, то это:

  • планирование денежных потоков от всех видов деятельности для контроля кассовых разрывов,
  • оценка эффективности использования внутренних резервов предприятия,
  • отдача и выбор наиболее выгодного варианта для капиталовложений.

Виды финансовых планов

Финансовые планы классифицируются по различным критериям. Основные это:

  • длительность периода планирования – краткосрочные (1 год), среднесрочные (1–3 года), долгосрочные (более 3-х лет);
  • тип организации – бюджетная, некоммерческая, коммерческая;
  • охват процессов – основные и вспомогательные. Основной содержит информацию по ключевым и общим показателям. Вспомогательные планы более детально отражают путь достижения каждого показателя;
  • стадия жизненного цикла;
  • цель составления.

По стадиям жизненного цикла финансовые планы разделяются следующим образом:

  • организационные – формируется при создании бизнес-плана и на первый день начала деятельности организации;
  • операционные – план текущей деятельности на протяжении всего времени существования компании;
  • антикризисные;
  • планы слияния (объединительные);
  • разделительные;
  • ликвидационные.

Этапы составления финансового плана

Подготовка любого финансового плана включает 5 этапов:

  1. Анализ ретроспективных и отраслевых данных.
  2. Выявление главных показателей и определение для них целевых значений.
  3. Планирование доходов и расходов от всех видов деятельности.
  4. Прогноз поступления и расходования денежных средств.
  5. Оценка влияния результатов планирования на структуру капитала и доходность бизнеса.

Разберем более подробно каждый их этапов.

Этап 1. Анализа и расчет показателей ретроспективных данных

Это основа, на которой должен базироваться процесс планирования. Такой анализ позволяет определить текущее состояние бизнеса и выявить повлиявшие на него факторы. Также результаты анализа данных за прошлые периоды дают векторы и отправные точки для планирования, так как по нему в большинстве случаев можно судить о тенденциях роста или падения показателей.

Основной документацией для ретроспективного анализа являются:

После горизонтального и вертикального анализа делается трансформация отчетности для расчета показателей эффективности деятельности. Наиболее важные направления это:

  • реализация;
  • затраты;
  • платежеспособность;
  • прибыльность.

Для подготовки финансового плана хорошо иметь проанализированную отчетность за максимально длительный период, например, 5–10 лет. Минимальный же срок для анализа – 2–3 года. Если же компания совсем молодая, то в качестве оценки тенденций развития подойдет отраслевая статистика и анализ отчетности конкурентов.

Этап 2. Выявление главных показателей и определение для них целевых значений

В результате первого этапа мы получаем картину состояния предприятия на текущий момент. Появляются очертания слабых и просевших показателей. И как следствие, четкое понимание главных целей финансового плана.

Комбинация таких показателей и целей подбирается для каждого предприятия индивидуально. И даже нет гарантий, что в планах разных периодов абсолютно все показатели будут одинаковы. Однако, есть величины, которые невозможно оставить без внимания при планировании, такие как:

  • размер выручки;
  • объем продаж;
  • уровень рентабельности деятельности, активов и капитала;
  • расходы на продукцию;
  • срок оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности;
  • покрытие долговых обязательств и процентов по заемному капиталу.

Для основной части расчетных показателей, существуют нормативные значения. Но при сравнении с ними всегда необходимо учитывать как специфику отрасли и конкретного вида деятельности, так и стадию развития компании. Например, наиболее оптимальное значение для абсолютной ликвидности 0,2–0,5. Однако, в стадии активного роста вполне нормально и объяснимо значение <0,2. Это связано с обеспечением необходимого уровня запасов или с большой лояльностью к клиентам (что часто практикуется при тендерных сделках).

Этап 3. Планирование доходов и расходов предстоящего периода

На третьем этапе учитывается не только основная деятельность, но и инвестиционная вместе с финансовой.  

Получается своего рода прогнозный отчет о финансовых результатах. В котором более детально и развернуто отражается динамика увеличения доходов, выручки и изменения объемов продаж на прогнозный период. Аналогичная ситуация происходит со всеми видами расходов. Естественно все корректировки делаются на величины необходимые для достижения целей поставленных на втором этапе.

Что касается натуральных показателей, то в приоритете рост чистой прибыли. Но его можно достичь несколькими путями:

  • сокращение затрат на себестоимость,
  • сокращение коммерческих и административных расходов,
  • увеличение выручки от продаж,
  • эффект от инвестиционных вложений,
  • доход от финансовой деятельности и т.д.

Чтобы определить наиболее подходящий и гибкий параметр, ведущий к достижению цели и нужен ретроспективный анализ.

В отличие от предыдущих, для плана доходов и расходов лучше применять месячный или квартальный временной шаг.

Этап 4. Прогноз поступления и расходования денежных средств

После определения будущих доходов и затрат вырисовывается картина поступления и расходования денежных средств. Он содержит прогноз фактического поступления и списания денег на расчетном счете и в кассе организации.

Важно понимать, что, например, у клиентов может быть отсрочка платежа. Соответственно, сумма выручки с суммой платежей от клиентов за один период совпадать не будет. Она может быть как больше, так и меньше поступлений на расчетный счет. Аналогичная ситуация и с обязательствами компании перед кредиторами и акционерами.

При несоблюдении соотношения «приход денег + остаток на начало периода > расход текущего периода», организация попадает в кассовый разрыв. Наличие прогноза платежей позволяет не допускать подобных ситуаций. И своевременно предпринять необходимые меры. Порядок таких мер может быть различный, некоторые из них приведены ниже:

  • краткосрочный кредит;
  • финансирование сделки банком;
  • привлечение средств учредителей или инвесторов;
  • досрочная оплата от клиентов или увеличение отсрочки поставщиками.

Естественно, такие операции в большинстве своем невозможно осуществить уже в момент нехватки денег, когда нужно сегодня покрыть обязательства. Поэтому план движения денежных средств важная и неотъемлемая часть в финансовом планировании.

Этап 5. Оценка влияния результатов планирования на структуру капитала и доходность бизнеса

Это последний этап финансового планирования. Он помогает понять, какой результат принесет осуществление сценария вышеизложенных пунктов. А именно оценивает их влияние на структуру капитала и привлекательность бизнеса для инвесторов.

На пятом этапе объединяются в одно целое предшествующие ему четыре. Здесь находят отражение решения как по инвестиционной и финансовой деятельности, так и по основной. К таким решениям относят, например:

  • приобретение активов и других организаций (долей в них);
  • отчуждение активов;
  • увеличение или снижение долговой нагрузки.

Подобные изменения влияют на состав капитала. Первое на что смотрят инвесторы и кредиторы это именно соотношение заемного и собственного капитала. Исходя из этой информации, они определяют требуемую доходность и процентные ставки для кредита.

Пример финансового плана

Предлагаем на примере рассмотреть наиболее важные пункты финансового плана. К ознакомлению взят популярный тип финансового плана – операционный план сроком на 1 год. Прогнозным годом считаем 2019 год. В таблицах для наглядности он указан сразу.

Баланс можно использовать как полную форму, так и агрегированную. В нашем случае мы используем внутреннюю форму баланса (таблицы 1 и 2). Она несколько отличается от бухгалтерской формы №1.

Таблица 1. Актив агрегированного баланса

Отчет о движении денежных средств с историческими и прогнозными значениями

Таблица 2. Пассив агрегированного баланса

Отчет о движении денежных средств с историческими и прогнозными значениями

На основе этих данных произведен расчет и анализ показателей эффективности деятельности за прошедшие три года. Эти данные отражены в таблице 3.

Таблица 3. Ретроспективный анализ основных показателей

Отчет о движении денежных средств с историческими и прогнозными значениями

Для ретроспективного анализа были выбраны несколько основных показателей рентабельности бизнеса, оценка долговой нагрузки и платежеспособности.

На основании полученных расчетов добавлены прогнозные данные в отчет о финансовых результатах. В таблице 4 кроме этого дополнительно обозначена процентная характеристика изменений на 2019 год.

Таблица 4. Отчет о финансовых результатах с ретроспективными и плановыми значениями

Отчет о движении денежных средств с историческими и прогнозными значениями

В таблице 5 произведено планирование значений для отчета о движении денежных средств. Спрогнозированы все поступления и расходы денежных средств в разрезе года. Также с плановым изменением в процентах к предыдущему периоду.

Таблица 5. Отчет о движении денежных средств с историческими и прогнозными значениями

Отчет о движении денежных средств с историческими и прогнозными значениями

После формирования прогнозов становится возможным проследить динамику показателей в будущем году. В таблице 6 представлены значения для ключевых показателей на 2019 год, и их динамика по отношению к 2018 году соответственно.

Таблица 6. Отчет о финансовых результатах с ретроспективными и плановыми значениями

Отчет о финансовых результатах с ретроспективными и плановыми значениями 

Заключение

Таким образом, при следовании стратегии финансового плана, компании удастся повысить рентабельность своей деятельности. И сократить долговую нагрузку, при этом стать более устойчивой и привлекательной для кредиторов. Это лишь маленький пример применения финансового планирования в жизни бизнеса.

Финансовый план – это ключевая и объединяющая все цели часть, которая осуществляет комфортное существование бизнеса. Следует подчеркнуть, что пренебрежение финансовым планированием чревато серьезными последствиями, на устранение которых, как правило, времени нет. Поэтому финансовый план не только призван показать вам положительную динамику и рост компании, но и помочь избежать трудностей или успеть из встретить во всеоружии.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.