Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

STEP-анализ предприятия

  • 7 марта 2019
  • 1454
Финансовый директор ООО «Радиус»
STEP-анализ предприятия

Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое STEP-анализ, в чем его отличие от PEST- и SWOT-анализа и научитесь применять STEP-анализ на практике.

    Что такое STEP-анализ

    STEP-анализ – это инструмент, используемый в рамках маркетинговых исследований, предназначенный для мониторинга и анализа факторов внешней среды, которые могут повлиять на деятельность компании. Считается, что компания не может существенно повлиять на анализируемые внешние события, но может принять решения, призванные перестроить ее деятельность и снизить возможные последствия или усилить свои позиции.

    Скачайте и возьмите в работу:

    Пример STEP-анализаСкачайте бесплатно

    Аббревиатура STEP расшифровывается по группам анализируемых факторов (рисунок 1).

    Рисунок 1. Расшифровка аббревиатуры

    Рисунок 1

    В настоящее время, чаще выделяются дополнительные группы анализируемых факторов и STEP-анализ определяют как STEPLE-анализ (рисунок 2).

    Рисунок 2. STEPLE-анализ

    Рисунок 2 

    Чем отличаются STEP и PEST-анализ

    Различие между PEST и STEP-анализом лежит в акцентировании внимания на разных факторах. Считается, что STEP-анализ уделяет большее внимание к социальным и технологическим факторам, что более приемлемо для технологически развитых стран и стран с высоким уровнем социальной ответственности. В свою очередь, PEST признает приоритет политических и экономических рисков и возможностей.

    Как провести PEST-анализ и оценить внешние условия работы компании при разработке стратегии

    PEST-анализ помогает финансовому директору разобраться, какие факторы внешней среды способны помешать или, наоборот, помочь реализовать поставленные акционерами долгосрочные задачи. Смотрите на примерах, как оценить влияние внешней среды на деятельность компании, а также определить вероятность проявления негативных факторов.

    Провести PEST-анализ

    Анализируемые факторы внешней среды

    Четких границ между анализируемыми факторами не существует. Кроме того, один и тот же риск может затрагивать несколько аспектов внешних угроз и возможностей.

    Социальные факторы

    Также известны как социокультурные. Включают в себя общие убеждения и отношение населения (рисунок 3).

    Рисунок 3. Примеры социальных факторов

    Рисунок 3

    Социальные факторы представляют особый интерес, поскольку они оказывают непосредственное влияние на определение перспективной целевой аудитории. Кроме того, недооценка анализа социальных факторов может привести к потере вложенных инвестиций в полном объеме.

    Пример

    Приведем пример из реальной практики. Российская компания «Альфа», производящая биологическую продукцию, вложила существенные средства с целью выйти на новые для себя рынки Юго-Западной Азии и Северной Африки. В процессе регистрации продукции на целевой территории, выяснилось, что в ряде стран существуют существенные ограничения на немедицинскую продукцию, содержащую спирт. Поскольку в продукции компании присутствовало незначительное количество спирта, дорогостоящую регистрацию по ряду препаратов пришлось отменить. Выход на рынок с ограниченной линейкой не принес ожидаемых результатов.

    Технологические факторы

    Представляют собой аспекты, связанные с уровнем и динамикой развития технологий на целевом рынке (рисунок 4).

    Рисунок 4. Примеры технологических факторов 

    Рисунок 4

    Анализ внешних факторов с точки зрения технологий – ключевая задача для любой технологичной компании. Именно технологии обеспечивают долгосрочное развитие компании. Приведем пример из реальной практики.

    Пример

    Компания «Бетта» успешно действовала на рынке браузерных игр более восьми лет. Однако последние существенные инвестиции в новые браузерные проекты не принесли ожидаемых результатов. Компания «Бетта», ведомая прошлыми успехами, не учла агрессивный рост рынка смартфонов, в результате которого, целевая аудитория в существенной части перешла на рынок мобильных игр. В свою очередь, темп для своевременного освоения новых возможностей был потерян.

    Политические факторы

    Связаны с тем, как и в какой степени государство вмешивается в экономику или определенную отрасль. В основном все влияния, которые правительство оказывает на ваш бизнес, могут быть отнесены в раздел политических факторов (рисунок 5).

    Рисунок 5. Примеры политических факторов

    Рисунок 5

    Кроме того, государство может оказать глубокое влияние на национальную систему образования, инфраструктуру и правила здравоохранения.

    Пример

    Примеров реализации политических рисков достаточно много как на глобальном, так и на национальном уровнях. Военные конфликты России с Грузией и Украиной привели к вводу взаимных международных санкций. Структура финансового и ряда продуктовых рынков в России кардинально изменилась. Компании, не успевшие или не имевшие возможности своевременно отреагировать на изменения, понесли существенные убытки или вынуждены были уйти с рынков, не найдя альтернативных решений.

    Экономические факторы

    Представляют макроэкономические характеристики целевого рынка. Можно выделить следующие факторы (рисунок 6).

    Рисунок 6. Пример экономических факторов

    Рисунок 6  

    Пример

    В качестве примера можно привести один из, пожалуй, важнейших макроэкономических показателей – стоимость заемного капитала. Учетная ставка ЦБ РФ кратно выше чем аналогичные ставки экономически ведущих стран. Доступность более дешевого капитала дает существенное преимущество для развития иностранным конкурентам, а также обеспечивает более платежеспособный локальный спрос. В то же время, при более высокой учетной ставке, неизбежно периодическое ослабление национальной валюты, что вызывает дополнительные риски для валютных заимствований, особенно для компаний, ориентированных на внутренний спрос.

    SWOT и STEP

    Суть SWOT-анализа (Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы)) – заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды деятельности компании, определении ее конкурентных преимуществ на целевом рынке.

    Если фокусом исследования при SWOT-анализе является предприятие, то при STEP-анализе изучается исключительно внешнее окружение, способное повлиять на деятельность предприятия. Однако следует отметить, что на практике анализы угроз (Threats) и возможностей (Opportunities) идентичны анализу STEPLE. И более распространенным является мнение о том, что STEPLE – это расширение SWOT в части анализа внешних угроз и возможностей (рисунок 7).

    Рисунок 7. STEP и SWOT

    Рисунок 7

    Прочие анализируемые факторы

    Юридические факторы представляют собой текущие и будущие нормативно-правовые требования, влияющие на бизнес. Предметом анализа в этом случае становятся юридические риски, вероятные в ходе деятельности компании. Без сомнения, юридические вопросы имеют некоторое сходство с политическими факторами. Однако их выделяют в отдельную область исследования, поскольку они включают более конкретные законы, требующие детального изучения.

    Акцент в этом случае делается на анализ законности и возможных юридических последствий тех или иных инициатив компании. Особенно сложно провести анализ юридических рисков, когда бизнес организации носит глобальный характер, поскольку в каждой стране существуют свои собственные законы.

    Природно-климатические или этические факторы представляют собой силы окружающей среды, влияющие на деятельность компании или географическое положение потребителей, а также наличие природных ресурсов, используемых в производственном процессе. Кроме того, деятельность международных организаций по защите окружающей среды привела к особо трепетному анализу вопросов, связанных с влиянием деятельности компании на окружающую среду (рисунок 8).

    Рисунок 8. Пример природно-климатических и этических факторов

     Рисунок 8

    STEP на практике

    Этапы проведения STEP-анализа можно резюмировать в следующую последовательность:

    Определение анализируемых факторов, влияющих на деятельность компании.

    1. Сбор информации и экспертных мнений касательно анализируемых событий.
    2. Расчет значимости и степени влияния каждого фактора на деятельность компании.
    3. Итоговый расчет или сводный отчет.

    При этом каждая компания совершенно свободна в выборе конкретных шкал измерения, и на практике можно встретить широкое разнообразие интересных расчетных и оценочных моделей.

    Пример STEP-анализа

    Приведем пример расчетного файла STEP-анализа для компании «Гамма» – производителя пестицидов и агрохимикатов в России.

    STEP

     

    Эксперт 1

    Эксперт 2

    Эксперт 3

    Эксперт 4

    Итоговое значение фактора

    Анализируемые факторы

    Вес экспертного заключения

    0,2

    0,2

    0,15

    0,45

    Влияние фактора

    Технологические

    Появление и распространение более современных технологий производства

    5

    0,2

    0,1

    0,1

    0,15

    0,71

    Появление и распространение более эффективных препаратов

    8

    0,4

    0,35

    0,5

    0,45

    3,42

    Появление и распространение более эффективных технологий применения

    4

    0,01

    0,1

    0,15

    0,05

    0,27

    Экономические

    Консолидация аграрного сектора с критичным снижением платежеспособности ряда предприятий

    10

    0,4

    0,35

    0,4

    0,6

    4,80

    Существенное ослабление курса рубля к иностранным валютам

    5

    0,4

    0,5

    0,3

    0,55

    2,36

    Увеличение учетной ставки

    2

    0,1

    0,2

    0,3

    0,15

    0,35

    Снижение среднего дохода населения

    3

    0,7

    0,75

    0,9

    0,9

    2,49

    Социальные

    Отношение к здоровью

    6

    0,2

    0,35

    0,25

    0,25

    1,56

    Политические

    Ограничения ввоза иностранных действующих веществ

    10

    0,05

    0,1

    0,1

    0,05

    0,68

    Ужесточение процедуры государственной регистрации препаратов

    9

    0,15

    0,2

    0,2

    0,15

    1,51

    1.  Определены внешние факторы, влияющие на бизнес компании.
    2. Руководство компании оценило влияние каждого фактора на перспективы развития компании (в данном случае по шкале от 1 до 10), а также удельную степень доверия к привлеченным экспертам.
    3. Привлеченные эксперты отрасли определили вероятность изменения того или иного фактора (в данном случае от 0 до 1).
    4. Рассчитана средневзвешенная вероятность изменения фактора (взвешенно по удельной степени доверия прогнозам экспертов).
    5. Определено итоговое значение расчетного коэффициента как произведение средневзвешенной вероятности и показателя влияния фактора на деятельность компании.

    По итогам проведенного анализа, руководству компании необходимо в приоритетном порядке подготовить компанию к существенному снижению платежеспособности покупателей (например, ужесточив контроль над дебиторской задолженностью) и появлению конкурентных аналогов на рынке (например, через увеличение инвестиций в собственный НИОКР).

    Заключение

    STEP-анализ является сильным и гибким инструментом для принятия своевременных управленческих решений. В то же время его эффективность зависит от компетенции управленческой команды и привлеченных экспертов. Реализуемый совместно со SWOT-анализом, STEP позволяет сгенерировать более полную картину среды, в которой действует компании, а также определить ключевые внешние факторы, к которым компания должна эффективно подготовиться.

    logo
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    "Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    или войти через соц сети
    Зарегистрироваться
    ×
    Пожалуйста, войдите на сайт

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Зарегистрироваться
    Простите, что прерываем чтение

    "Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    или войдите через соц сети
    Зарегистрироваться
    ×

    Мы подобрали для вас книги:

    Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
    Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.