Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Структура себестоимости продукции

14 марта 2019
2043
Средний балл: 0 из 5
Структура себестоимости продукции

В статье рассмотрим структуру себестоимости продукции по статьям и элементам затрат, приведем пример расчета и анализа.

Будь то услуги, товар для перепродажи или собственное производство, главной составляющей ценообразования и получения прибыли является процесс расчета себестоимости. Что же такое себестоимость? Себестоимость – это совокупность всех понесенных издержек на производство продукции, такие как товары, работы или услуги. Исходя из этого утверждения, вполне резонно предположить, что себестоимость диктует цену. Но, к сожалению, это совершенно не так. В рыночных условиях зачастую этот процесс идет в обратном направлении – цена диктует величину себестоимости. Подробнее о подходах к расчету себестоимости и способах классификации затрат>>

Скачайте и возьмите в работу:

Методика калькуляции себестоимости продукцииДокумент поможет финансовому директору оценить порядок формирования себестоимости, закрепить правила распределения затрат.

Отчет о структуре себестоимостиОтчет поможет финансовому директору сопоставить переменные и постоянные расходы, оценить их долю в общей структуре затрат.

Виды себестоимости

Какой же она бывает – себестоимость? Ее виды можно разделить на два основных направления: по объему учтенных данных и по времени их учета.

По времени учета себестоимость бывает двух видов:

  1. Плановая или нормативная. Она характеризуется применением производственных норм при определении себестоимости. Как правило, подобный расчет подходит для определения объема закупки сырья и прочих подготовительных процессов.
  2. Фактическая себестоимость. Заключает в себе итоговую сумму понесенных затрат на производство. Это и является ключевая ценообразующая величина.

Стоит отметить, что на некоторых предприятиях плановая и нормативная себестоимость могут быть разными величинами. Это связано с усовершенствованием производственных процессов и корректировкой нормативов, которые проходят на регулярной и непрерывной основе, в отличие от плановых показателей, устанавливаемых ежегодно.

Что касается разделения себестоимости по объему учетных данных, то частично его можно охарактеризовать, как группировку издержек согласно локализации образования продукта. Она в себя включает три основных вида:

  1. Цеховая.
  2. Производственная.
  3. Полная.

Цеховая содержит в себе только прямые затраты на производство продукции. К ним относят: стоимость сырья и материалов, оплата труда рабочих цеха, затраты на обслуживание цехового оборудования и помещений (включая амортизацию) и т.д.

Производственная, в свою очередь, кроме цеховой, еще включает в себя косвенные и как правило постоянные расходы в виде административных издержек. Например, зарплата административного персонала, амортизация или аренда административных зданий и сооружений и прочие.

Полная себестоимость включает сверх производственной и так называемые коммерческие расходы. То есть расходы, связанные с маркетингом и реализацией товаров или услуг. Это заработная плата и комиссионные выплаты отдела продаж, маркетинговые мероприятия для стимуляции спроса и увеличения объемов реализации, анализ рынка, упаковка и так далее.

Читайте также: Зачем рассчитывают себестоимость

Как рассчитать себестоимость продукции с помощью Excel

Если нужно рассчитать прямую производственную себестоимость продукции, воспользуйтесь готовой расчетной моделью в Excel. Решение подскажет, как адаптировать модель под особенности компании: создать справочники, скорректировать методику отнесения прямых затрат на себестоимость.

Скачать Excel-модель для расчета себестоимости

Структура себестоимости по элементам затрат

Приступим к более детальному рассмотрению составляющих себестоимости и факторов, ее определяющих. Ее обычно детализируют по двум классам. Первая классификация по статьям калькуляции, вторая – по элементам затрат. Важным моментом здесь является то, что в любой из классификаций статьи и элементы определяются индивидуально организациями под специфику их бизнес-процессов. Как правило, эти данные фиксируются в уставе предприятия и регламентируются учетной и внутренней политикой организации.

Более первостепенной по смыслу является классификация по элементам затрат, поэтому начнем с нее. Такая группировка должна обозначить масштаб всего производства и затрат на все виды продукции. Долю участия и обеспечение этих процессов резервами компании, такими как основные средства, оборотный капитал (см. про него подробнее здесь) и человеческие ресурсы.

Основной принцип группировки затрат по элементам – это объединение их по экономическому смыслу. В них есть несколько наиболее популярных и крупных блока, которые в последствии раскладывают более детально:

  • материальные затраты – сюда входят как материалы, используемые в производстве, так и топливо, например, для служебных автомобилей;
  • оплата труда – данные по всем видам оплаты труда (основная часть, добавочная или дополнительная, премиальная часть и т.д.);
  • отчисления на социальные нужды – отчисления в ПФР и социальные фонды;
  • амортизационные отчисления – кроме учета износа, часто отдельным элементом выделяют инвестиционные затраты на основные средства;
  • прочие затраты – объединяют все остальные виды затрат (маркетинговые расходы, сервисные издержки на выпускаемую продукцию и т.д.).

При разделении затрат по такому принципу, легко определить основные направления для работы по оптимизации затрат. Также есть специфика по отраслям. Например, у компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, основным элементом формирования будет оплата труда. Как правило, каждый из элементов либо разбивают в подразделы с более детальной информацией, либо особо объемные и важные пункты выносят отдельным элементом.

Читайте также: Виды себестоимости для калькуляции

Структура себестоимости по статьям затрат

Что касается классификации по статьям затрат, то она предназначена для оптимизации стоимости на единицу продукции. Так как в результате нее менеджмент получает более детальную информацию по отдельным видам продукции. Подобная калькуляция обобщает в себе абсолютно все затраты на продукт от сырья и материалов до расходов на рекламу и продажу. Очевидно, что подобная группировка еще более уникальна для каждой организации, и, тем более, отрасли. Все же, представляется возможным привести обобщенную классификацию:

  • сырье и материалы;
  • покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги аффилированных организаций;
  • возвратные отходы (вычитаются);
  • топливо и энергия на технологические цели;
  • основная заработная плата производственных рабочих;
  • дополнительная заработная плата;
  • отчисления на социальное страхование;
  • инвестиции в подготовку и освоение производства;
  • износ инструмента и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы;
  • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  • цеховые расходы;
  • общезаводские расходы;
  • потери от брака;
  • прочие производственные расходы;
  • внепроизводственные расходы.

Пример расчета и анализа структуры себестоимости

В таблице 2 приведен пример расчета себестоимости и оптовой цены для светильника. Партия светильников составляет 20466 шт. Норма прибыли равна 40%, величина коммерческих расходов – 15% от производственной себестоимости. Ставка НДС – 20%.

Таблица 1. Исходные данные

Количество изделий, шт. 20466
Ставка НДС, % 20%
Ставка страх.взносов, % 30%
% прибыли 40%
% норма коммерческих расходов 15%

Таблица 2. Расчет оптовой цены светильника «Тюльпан»

Статья калькуляции, руб. Примечание Сумма Сумма на ед.
Сырье   1 635 000,00 79,89
Комплектующие   128 000,00 6,25
Возвратные отходы   37 590,00 1,84
Топливо и энергия   56 300,00 2,75
Основная зарплата производственных рабочих   745 000,00 36,40
Дополнительная зарплата   230 000,00 11,24
Отчисления на социальное страхование (Основная зарплата производственных рабочих+Дополнительная зарплата)*Ставка страх.взносов 292 500,00 14,29
Содержание оборудования   128 000,00 6,25
Общепроизводственные расходы   78 000,00 3,81
Общехозяйственные расходы   119 000,00 5,81
Производственная себестоимость Сумма всех издержек выше 3 449 390,00 168,54
Коммерческие расходы Производственная себестоимость*% норма коммерческих расходов 517 408,50 25,28
Полная себестоимость Производственная себестоимость+Коммерческие расходы 3 966 798,50 193,82
Прибыль Полная себестоимость*% прибыли 1 507 383,43 73,65
Оптовая цена Полная себестоимость+Прибыль 5 474 181,93 267,48
НДС Оптовая цена*Ставка НДС 1 094 836,39 53,50
Оптовая отпускная цена Оптовая цена+НДС 6 569 018,32 320,97

На базе данных классификаций проводится факторный анализ себестоимости. Суть его заключается в определении степени влияния определенного класса издержек на себестоимость и цену.

Постоянные и переменные издержки в структуре себестоимости

Есть и другие классификации затрат. Одна из наиболее важных для ценообразования — это разделение издержек на постоянные и переменные. А точнее условно-постоянные и условно-переменные.

К условно-постоянным расходам относятся все регулярные обязательные затраты, не зависящие от количества произведенных товаров или оказанных услуг. Это могут быть аренда офиса и помещения, зарплата административного персонала, амортизация оборудования и т.д.

А условно-переменными являются затраты, прямо зависящие от объема произведенной продукции. Самый простой пример — это сырьё и материалы, используемые в производстве. Расход на них всегда меняется от объема производства.

Читайте также: Анализ и планирование издержек

Пример анализа структуры себестоимости

Для примера рассмотрим ситуацию пошива одежды. Компания ООО «Стиль» выпускает спортивную одежду. У нее своя фабрика в арендованном помещении. Есть директор и отдел продаж. Офис расположен тоже в здании фабрики. Увеличение продаж и производства происходит обычно осенью и весной. Амортизация на оборудование начисляется линейным способом. Таким образом, постоянные издержки — это аренда офиса, зарплата директора и амортизация. И вне зависимости от наличия спроса на продукцию или его отсутствия эти затраты нужно закладывать в полном объеме в цену продукта. А вот стоимость тканей и фурнитуры, потребленного электричества – напрямую зависят от количества единиц продукции. И сумма переменных затрать будет для единицы продукции всегда одинаковой, а постоянные расходы будут всегда варьироваться. Себестоимость единицы товара можно рассчитать по следующей формуле:

 Сед. = Рпост. / V+Рпер., где

Сед. – себестоимость на единицу продукции,

Рпост. – постоянные издержки

V – объем продукции за период

Рпер. – переменные издержки на единицу товара.

Так как фиксированную сумму затрат каждый раз будут делить на разное количество произведенных изделий. И вытекающий факт отсюда – при малом объеме продаж и производства себестоимость единицы товара будет больше.

Такая классификация позволяет регулировать уровень расходов на себестоимость наиболее эффективными методами. Это происходит за счет своевременного переноса затрат из одной категории в другую. Например, зарплата коммерческого отдела или производственных рабочих. При маленьких объемах ее выгодно относить к переменным издержкам и привязывать к количеству единиц товаров. А вот когда оборот производства и продаж растет динамично и стремительно, то выгоднее сделать фиксированную заработную плату для этой категории сотрудников. Это позволит увеличить прибыльность сделок.

Экономический смысл

Хочется подчеркнуть более детально экономический смысл себестоимости, который заключается:

  • в обеспечении прибылью организации, что открывает горизонты для развития бизнеса;
  • более гибкие и привлекательные условия труда для сотрудников;
  • достижение устойчивого финансового положения компании;
  • расширение и освоение новых сегментов рынка, за счет наиболее конкурентоспособной цены.

Кроме получения стоимостных выгод, процесс формирования и контроля себестоимости имеет еще и качественный эффект в жизни организации. Важными из которых являются:

  1. Контроль затрат на производство и продажу продукции.
  2. Управление прибылью и рентабельностью сделок.
  3. Выбор наиболее оптимального объема бизнеса и производства.
  4. Экономическое обоснование инвестиций в активы и оборотный капитал.
  5. Наиболее эффективное принятие управленческих решений.

Заключение

Таким образом, знание правил и детализации информации при формировании себестоимости продукции является важной составляющей ценообразования. Своевременное проведение факторного анализа позволяет вовремя выявить и в большинстве случаев избежать многих кризисов в ценообразовании и процессе производства.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.