Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Обособленные подразделения. Когда создать и какой тип выбрать

  • 10 апреля 2019
  • 124
Обособленные подразделения. Когда создать и какой тип выбрать

Чем будет полезна эта статья: узнаете, когда нужно создать новое обособленное подразделение и какой вид выбрать в зависимости от условий.

Обособленные подразделения, представительства, филиалы – в статье разберемся, в чем отличия между ними. Кроме того, рассмотрим, через какие этапы проходит компания, когда создает новое подразделение.

Что такое обособленные подразделения

Узнать, что такое обособленные подразделения организации можно из Налогового кодекса. Документ установил два признака, которые их характеризуют. Во-первых, обособленное подразделение находится на другой территории по сравнению с головной организацией. Во-вторых, на новом месте есть стационарные рабочие места. То есть место, где работник будет трудиться дольше месяца (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК).

Компания может не показывать обособленные подразделения в учредительных документах. На факт их существования это не повлияет. Не важно и то, какими полномочиями они обладают.

Скачайте и возьмите в работу:

Обособленные подразделения юридического лица: виды

Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: представительство и филиал. Под первым термином ГК предлагает понимать подразделение, которое представляет интересы компании и защищает их. А филиал – это подразделение, которые выполняет те же функции, что и компания, либо какую-то их часть. Причем филиал может выполнять функции представительства (п. 1–2 ст. 55 ГК). См. также, чем дочернее предприятие отличается от филиала.

Разберемся, чем именно отличаются представительства и филиалы. Для этого составим таблицу.

Таблица 1. Разница между представительством и филиалом

В чем отличие

Представительство

Филиал

Право осуществлять хозяйственно-финансовую деятельность

Не может осуществлять деятельность, которая может привести к прибыли головной организации

Может выполнять все функции компании в рамках полномочий, которые дала основная организация

Срок аккредитации

От года до трех лет

От года до 5 лет

Возможность получить лицензию

Ограничено в возможности выбора

Может получить лицензию на издательскую деятельность, к примеру

Кроме того, у представительства и филиала есть общие черты. Итак, общие черты представительства и филиала:

  • «голова» наделяет их своим имуществом;
  • действуют по положениям, которые установила компания;
  • могут выделить на отдельный баланс;
  • не являются юридическим лицом;
  • руководителя им назначает головная компания, он работает по ее доверенности;
  • создают по решению общего собрания участников или совета директоров;
  • территориально удалены от головной организации.

Обратите внимание, что представительство и филиалы нужно отразить в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК).

Трудовое законодательство показывает, что представительствами и филиалами виды обособленных подразделений не ограничиваются. В ст. 55 Трудового кодекса упоминается про иные обособленные структурные подразделения.

В каких случаях открывается обособленное подразделение

Можно выделить как минимум два признака, которые указывают на то, что у компании появилось обособленное подразделение.

Рассмотрим ситуацию: компания планирует работать не по тому адресу, где она официально зарегистрирована. Это первый признак того, что речь идет об обособке.

Если у компании появились стационарные рабочие места сроком более месяца, нужно создавать обособленное подразделение. Это вторая очевидная причина, почему должна появиться обособка. Даже одно рабочее место, это повод создать новое подразделение (письмо Минфина от 21.04.2008 № 03-02-07/2-73).

Что выгоднее: дочернее общество или филиал?

Если надо определиться с выбором юридической формы для отдельных структурных подразделений холдинга на случай расширения или реорганизации бизнеса, воспользуйтесь решением «Системы Финансовый директор». Рассмотрим основные особенности создания, финансирования, управления и контроля дочернего общества и филиала, а также назовем их преимущества и недостатки.

Понять, что выгоднее: дочка или филиал

План действий при создании обособленного подразделения

Компании нужно выполнить следующее действие, прежде чем создавать обособленное подразделение. Ей необходимо провериться на соответствие следующим условиям:

  • территориальная обособленность;
  • новое место будет стационарным.

Далее головная организация может приступать непосредственно к процессу создания обособленного подразделения. Его можно условно разделить на пять этапов.

Этап 1. Принять решение о создании

По закону ООО может создать обособленное подразделение, если такое решение примет общее собрание участников (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). При этом в пользу нового подразделения должно проголосовать больше двух третьих от общего числа участников. Требования к количеству голосов компания может регулировать через свой устав, их может быть и больше.

В акционерных обществах действует иной порядок создания обособленного подразделения. Принять решение по поводу новой обособки должен совет директоров. Заседание совета организуют в порядке ст. 68 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

Этап. 2. Подготовить приказ о создании нового подразделения

Образец приказа можно скачать в начале статьи.

Этап 3. Внести корректировки в устав

Изменить учредительные документы необходимо, если головная организация хочет создать представительство или филиал. В противном случае никаких корректировок не потребуется.

Этап 4. Зарегистрировать изменение

После того, как общее собрание акционеров или совет директоров решили создать новую обособку, у компании есть три дня на уведомление. Инспекторам нужно направить заявление по форме Р13001 или Р14001 (приказ ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Первую форму нужно использовать тем компаниям, которые вносили в устав информацию о новой структурной единице.

Этап 5. Уведомить налоговую о новом подразделении

В налоговую также необходимо будет направить заявление по форме С-09-3-1 (приказ ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@). Этим документом компания сообщит, что на территории России появилось новое обособленное подразделение. В случае с представительствами и филиалами, направлять такое сообщение контролерам не нужно.

Обратите внимание, что срок создания у подразделений считают по-разному. Если речь идет о представительстве или филиале, время создания считают с момента решения учредителей или совета директоров. По другим обособкам днем создания считают тот, когда появились стационарные рабочие места.

Как зарегистрировать ОП

Компании нужно поставить на учет в налоговой и фондах новое структурное подразделение, этого требует закон.

1. Встать на учет в налоговой.

Компании необходимо встать на учет в инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК). То есть, если «голова» находится в Москве, а обособка в Подмосковье, ставить на учет новую структурную единицу нужно в области. При этом закон требует сообщать контролерам обо всех обособках, если это не филиал или представительство (ст. 23 НК).

Кроме того, фирме нужно будет сообщить в ИФНС о новой обособке по форме С-09-3-1. На это у организации есть месяц.

В какую именно инспекцию стоит обратиться для регистрации обособленного подразделения, можно на сайте ФНС (service.nalog.ru/addrno.do). Достаточно показать индекс, регион и точный адрес нового подразделения. Сервис автоматически определить номер инспекции, в которой нужно будет зарегистрироваться.

Важно! Допустим, что «голова» и обособленное подразделение находятся в одном населенном пункте. При этом по своему адресу головная организация фактически должна подчиняться одной инспекции, а обособка – другой. Встать на учет в одной инспекции «голове» и обособке в такой ситуации нельзя (письмо Минфина от 15.04.2011 № 03-02-07/1-126). На этот нюанс нужно обратить внимание. Закон разрешает ставить обособки одного муниципального образования на учет в одну налоговую. Это может запутать компанию.

2. Встать на учет в фондах.

Передавать в ПФР какую-либо информацию об обособленном подразделении нет необходимости. Все данные фонду направят налоговики. А вот обязанность вставать на учет в ФСС по-прежнему остается за компаниями.

Порядок регистрации обособки в ФСС Минтруд прописал в своем приказе от 29.04.2016 № 202н. Так, в п. 10 порядка упоминается, какие документы понадобятся компании для регистрации. Итак, организации нужно:

  • заявление о регистрации;
  • подтверждение из банка о наличии расчетного счета;
  • документы, подтверждающие, что подразделение начисляет выплаты «физикам».

ФСС может дополнительно запросить документы, например, информационное письмо от Росстата.

После регистрации обособка будет платить упрощенный налог и страховые взносы по месту регистрации «головы». А вот НДФЛ подразделения платят по месту своей регистрации.

Что будет, если не зарегистрировать

Закон требует от организаций сообщать налоговикам обо всех обособках, которые они создали на территории России. Обязанность информировать контролеров не распространяется лишь на филиалы и представительства. У компании есть месяц, чтобы сообщить о новом подразделении (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК).

Кроме того, информировать инспекторов нужно и обо всех изменениях, которые так или иначе связаны с обособкой. На это закон дает фирмам всего три дня.

Какой штраф ждет фирму, если она не зарегистрирует обособленное подразделение, мы показали в таблице под номером 2. Из нее вы также узнаете, какие санкции применяют к компании за другие нарушения в этой сфере.

Таблица 2. Штрафы за нарушения по ОП

Тип нарушения

Размер штрафа

Основание

Поздно подали заявление о постановке на учет

10 тыс. руб.

п. 1 ст. 116 НК

Не подали заявление о постановке на учет

10 процентов от дохода, который принесло обособленное подразделение. При этом штраф не может быть ниже 40 тыс. руб.

п. 2 ст. 116 НК

Нарушили срок регистрации в ФСС

5 тыс. руб., если нарушение длится менее 90 дней, 10 тыс. руб. – свыше 90 дней

ст. 19, 26.28 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ

Поздно сдали годовую декларацию по налогу на прибыль от подразделения (см. про ставки и уплату налога на прибыль в 2019 году)

5 процентов от суммы налога, который компании нужно было уплатить на основании декларации. При этом сумма штрафа не может быть выше 30 процентов недоимки и выше 1 тыс. руб.

п. 1 ст. 119 НК

Не представили декларацию по обособленному подразделению

200 руб. за каждый документ

п. 1 ст. 126 НК

 

 

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.