Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как провести анализ финансового состояния предприятия: алгоритм, формулы, нюансы

  • 24 апреля 2019
  • 579
Финансовый директор ООО «Радиус»
Как провести анализ финансового состояния предприятия: алгоритм, формулы, нюансы

Из статьи вы узнаете, как эффективно провести финансовый анализ предприятия и какие нюансы надо учесть при анализе результатов.

Как сделать анализ финансового состояния предприятия

Финансовый анализ - это процесс оценки компаний, проектов, финансовых моделей и бюджетов для определения их финансового состояния. Обычно финансовый анализ используют, чтобы определить, является ли компания, в отношении которой надо принять инвестиционное или управленческое решение, стабильной, платежеспособной, ликвидной или достаточно прибыльной, чтобы гарантировать надежность вложений.

Финансовый анализ предприятия - примерИспользуйте готовый пример, чтобы избежать ошибок при расчетах

Финансовый анализ считается важнейшим элементом процесса оценки деятельности компании, а также обязательной частью формальных процедур, принятых во многих кредитных и инвестиционных компаниях.

Базой для расчетов, как правило, выступает финансовая отчетность, что значительно упрощает процесс оценки. В то же время все недостатки, связанные с качеством, репрезентативностью и полнотой финансовой отчетности компании, отразятся и на результатах финансового анализа.

Финансовый анализ особенно эффективен, когда есть возможность сравнить результаты расчетов с прошлыми аналогичными показателями этой же компании или с результатами других аналогичных компаний или среднеотраслевыми показателями.

Узнайте, что надо проверить в отчетности перед оценкой финансового состояния компании: попробуйте чек-лист от экспертов Системы Финансовый Директор.

Открыть чек-лист

Алгоритм проведения анализа финансового состояния компании

Как правило, расчеты производятся в среде Microsoft Excel, но необходимые инструменты есть и в современных учетных системах. Алгоритм процесса финансового анализа достаточно прост:

Как сделать анализ финансового состояния предприятия

Как контролировать свои KPI и не зависеть от промахов коллег? Прочитайте решение от Deloitte в журнале "Финансовый директор".

Используйте кейс от Deloitte

Анализ финансового состояния предприятия: коэффициенты и формулы

В литературе упоминается более 100 различных расчетных показателей финансового анализа. Однако в теории и практике финансового анализа нет общего стандарта. Также нельзя гарантировать, что один и тот же показатель будет рассчитываться одинаково в разных ситуациях и условиях. Неверно и утверждать, что идентичные по расчету показатели можно называть и интерпретировать одинаково.

Тем не менее, есть ряд наиболее распространённых финансовых коэффициентов. В этом разделе мы разберем наиболее часто упоминаемые группы финансовых показателей и формулы для их расчета. А в приложенном файле вы сможете ознакомиться с практическим примером финансового анализа.

Скачайте и используйте в работе:

Положение об организации и процедурах финансово-экономического анализаПолезный список необходимых для анализа документов

Отчет о результатах финансового анализа контрагентовСохраните отчет, чтобы оценить кредитоспособность и финансовую устойчивость покупателей.

Основные показатели, используемые для финансового анализаГотовый чек-ликт, который пригодится в расчетах

Группа I. Коэффициенты деловой активности

Позволяют проанализировать, насколько эффективно компания использует собственные средства.

Оборачиваемость запасов (ОЗ)

Определяет, сколько раз за анализируемый период компания использовала средний имеющийся остаток запасов. Изменение этого показателя определяет потребность в оборотном капитале. Обычно чем ниже становится ОЗ, тем больше потребность в оборотном капитале.
Как сделать анализ финансового состояния предприятия

Оборачиваемость дебиторской задолженности (ОДЗ)

Определяет скорость оплаты дебиторской задолженности предприятия. Изменение этого показателя определяет эффективность работы с покупателями и заказчиками в области взыскания оплаты за оказанные услуги или поставленную продукцию.Как сделать анализ финансового состояния предприятия

Период погашения дебиторской задолженности (ППДЗ)

Показатель, обратный предыдущему. Рассчитывает среднее количество дней, которое требуется покупателю для оплаты приобретенной им продукции (или услуг). Увеличение этого показатели (если рассматривать его отдельно) – плохой сигнал для предприятия.Как сделать анализ финансового состояния предприятия

Оборачиваемость кредиторской задолженности (ОКЗ) 

Определяет скорость расчетов с поставщиками и подрядчиками. Изменение этого показателя показывает эффективность работы с поставщиками и подрядчиками в вопросе возможности финансирования собственных потребностей за их счет. С другой стороны, он может свидетельствовать об ухудшении платежеспособности компании.Как сделать анализ финансового состояния предприятия

Период погашения кредиторской задолженности (ППКЗ)

Рассчитывает среднее количество дней, которое проходит между фактом возникновения обязательств компании и их исполнением. Как сделать анализ финансового состояния предприятия

Денежный цикл (ДЦ)

Период от даты приобретения ресурсов для производства товаров и услуг до даты получения денег за их реализации. Компания должна понимать, за счет чего меняется денежный цикл, и иметь возможность своевременно принять меры при его негативной динамике. Чем меньше этот показатель, тем выше оценивается ликвидность операционной деятельности компании.
Как сделать анализ финансового состояния предприятия

Оборачиваемость собственного оборотного капитала (ОСОК)

Определяет, насколько изменения в наличии собственного оборотного капитала влияют на динамику продаж. Его увеличение, при прочих равных, говорит о повышении эффективности использования оборотного капитал.
Как сделать анализ финансового состояния предприятия

5 финансовых показателей на каждый экстренный случай

Группа II. Коэффициенты ликвидности

Свидетельствуют, прежде всего, о способности компании исполнять свои краткосрочные обязательства. С одной стороны, проблемы с ликвидностью – наиболее актуальные в текущей экономической ситуации. С другой стороны, проблемы с ликвидностью еще не говорят о неплатежеспособности компании в целом.

Коэффициент абсолютной ликвидности (АЛ)

Рассчитывает долю текущих обязательств, которые можно исполнить за счет абсолютно ликвидных активов компании (прежде всего, за счет денежных средств на счетах и доступных депозитах).

Как сделать анализ финансового состояния предприятия

Чем больше этот коэффициент, тем лучше. Рекомендуется оценивать показатель в динамике.


Коэффициент срочной ликвидности (СЛ)

Показывает возможность оплатить краткосрочные обязательства за счет продажи наиболее ликвидных активов (дебиторской задолженности, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений).

Как сделать анализ финансового состояния предприятия

Чем выше значение срочной ликвидности, тем лучше компания защищена от риска неисполнения краткосрочных обязательств.


Коэффициент текущей ликвидности (ТЛ)

Определяет способность компании погашать текущие обязательства (со сроком до года) за счет оборотных активов.

Как сделать анализ финансового состояния предприятия


Чистый оборотный капитал (ЧОК)

Рассчитывает разницу между величиной текущих активов и текущих обязательств. ЧОК показывает величину текущих активов, свободных от текущих обязательств. С одной стороны, положительное изменение ЧОК сигнализируют об росте возможностей исполнять текущие обязательства, с другой - «застоявшиеся» оборотные активы могут свидетельствовать о неэффективности финансовой политики компании.


III Группа. Показатели финансовой устойчивости (платежеспособности)

Определяют способность компании исполнять свои долгосрочные обязательства. По сути это соотношения собственных и заемных средств в различных разрезах.

Коэффициент автономии (КА)

Показывает удельный вес собственных средств в валюте баланса.

Как сделать анализ финансового состояния предприятия

С одной стороны, очевидно, что чем выше этот показатель, тем более устойчивой выглядит компания. С другой - если предприятие работает на растущем рынке, высокий КА может сигнализировать об упускаемых возможностях, которые можно получить за счет привлечения заемных средств для ускорения роста.


Коэффициент привлечения заемного капитала (КЗК)

Рассчитывает долю заемных средств в общей сумме источников финансирования.

Как сделать анализ финансового состояния предприятия

Этот показатель обратен предыдущему. Поскольку заемный капитал, как правило, платный, то долговую нагрузку в общем случае необходимо снижать. Исключениями могут быть ситуации, когда компания находится на стадии агрессивного роста или когда фирме необходимо продлить свое существование и избежать банкротства.


Коэффициент покрытия внеоборотных активов (КПВА)

Этот показатель достаточно противоречив. Он свидетельствует об обеспеченности капитала компании внеоборотными – наиболее надежными с точки зрения долгосрочного обеспечения – активами компании. Однако отраслевая специфика компании и особенности расчета и учета стоимости нематериальных активов могут сделать расчет этого показателя бессмысленным. Например, крайне сложно сделать какие-либо выводы об IT-компаниях с точки зрения наличия у них внеоборотных активов.

Как сделать анализ финансового состояния предприятия


Коэффициент покрытия процентов (КПП)

Демонстрирует потенциал компании обеспечивать выплату процентов по кредитам

Как сделать анализ финансового состояния предприятия

Значение КПП выше единицы говорит о наличии генерируемой прибыли в достаточном объеме для покрытия обязательств по процентам. Однако неэффективное управление оборотным капиталом может нивелировать возможности компании и существенно увеличить риски неисполнения финансовых обязательств.


Коэффициент покрытия активов собственными оборотными средствами (КПА)

Как сделать анализ финансового состояния предприятия


IV Группа. Показатели рентабельности

Это наиболее широкая и упоминаемая группа показателей финансового анализа. Большое разнообразие объясняется различными видами прибыли, которые принимаются к расчетам. В формуле с одинаковой по важности смысловой нагрузкой может участвовать валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до уплаты процентов и налогов, прибыль до и после начисления амортизации и так далее. Перечислим лишь несколько из возможных коэффициентов.

Коэффициенты рентабельности по отношению к продажам (РП)

Показывают удельную долю прибыли в общей выручке. Демонстрируют величину средств, которые остаются компании после расходов.

Как сделать анализ финансового состояния предприятия

В этом случае можно утверждать однозначно: чем выше рентабельность, тем лучше для компании.


Рентабельность активов (РА)

Косвенно свидетельствует об эффективности использования активов компании. В общем виде формула расчета коэффициентов рентабельности активов имеет следующий вид:

Как сделать анализ финансового состояния предприятия

Показатели рентабельности активов эффективны, прежде всего, в динамике. Если они падают, необходимо инициировать анализ причин и генерацию новых управленческих решений, направленных на оздоровление финансовой политики компании.


Excel-модель - оцените финансовое состояние компании за 15 минут

Резюме

В теории можно встретить упоминания о нормативных значениях коэффициентов финансового анализа. Однако быстрые изменения, происходящие в современных реалиях, снижают значимость теоретических рекомендаций. Происходит разрыв шаблонов и увеличивается необходимость рассматривать анализируемую компанию или группу компаний в целом, учитывая не только текущее финансовое состояние, но и отраслевую динамику, структуру бенефициаров, перспективы инвестиционной активности. Кроме того, на эффективность анализа существенно влияет качество подготовки финансовой отчетности.

Однако финансовый анализ является наиболее действенным инструментом первичного анализа – «знакомства» с компанией. Поэтому финанализ обоснованно занимает свое место в формальных процедурах кредитных, консалтинговых и инвестиционных компаний по всему миру.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.