Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как улучшить атмосферу в коллективе: 7 шагов

  • 25 апреля 2019
  • 265
Как улучшить атмосферу в коллективе силами сотрудников: 7 шагов

Узнайте из статьи, как наладить обратную связь внутри коллектива, найти "идеальные" качества ваших сотрудников и устранить скрытые конфликты.

Мнение руководителя об отдельном сотруднике зачастую может расходиться с мнением коллег. Незнание этих деталей грозит девальвировать авторитет руководителя.

Но самым печальным результатом отсутствия обратной связи в коллективе может стать резкое ухудшение атмосферы, отсутствие командной работы и самоустранение сотрудников от решения задач.

Проблему можно решить с помощью проверенного метода. Суть в том. что коллектив должен сам предложить критерии, по которым можно судить о том, насколько людям комфортно работать друг с другом. Способ основан на методике «360 градусов», но важное отличие в том, что все делается руками сотрудников конкретного подразделения, без привлечения консультантов и «спущенного» извне портрета идеального специалиста. 

Рассказываем, какие 7 шагов надо сделать, чтобы метод сработал.

1. Увлеките подчиненных

От того, насколько доходчиво и убедительно вы объясните цели и задачи проекта, зависит успех начинания. Раскройте процедуру составления рейтинга, методы и этапы оценки. Объясните, что участие в эксперименте позволит улучшить атмосферу в коллективе, донести до коллег то, что мы, возможно, стесняемся или боимся сказать открыто, узнать честное мнение о себе.

Привлекательной может оказаться и идея определения «идеального коллеги» с последующей оценкой соответствия этому эталону каждого сотрудника. Если подчеркнуть, что голосование будет анонимным, а итоговые оценки – конфиденциальными (обсуждение только с руководителем), вероятность получить максимально честные и объективные ответы только вырастет.

Почему я сразу увольняю тех, кто опаздывает на работу: прочитайте колонку финдиректора в Системе Финансовый Директор.

2. Совместно выберите критерии

Определите критерии для оценки и их «вес» в портрете «идеального коллеги». Для этого попросите каждого сотрудника указать пять-семь наиболее значимых характеристик, которыми должен обладать «идеальный коллега». Этот этап лучше провести анонимно.

Соберите все мнения, найдите часто повторяющиеся и включите их в список «финалистов». Близкие по смыслу качества (например, сдержанность, культура поведения и речи, тактичность) можно объединить в одно (тактичность).

Важно соблюсти два правила:

1.Не перекраивайте мнение коллектива по-своему и не исключайте действительно ценные качества.

2. Не переусердствуйте с числом качеств. 

3. Взвесьте качества

Не все характеристики из списка одинаково важны. Например, коммуникабельность для специалиста, занятого работой с ценными бумагами, не столь необходима, как профессионализм, а увлеченность в ряде случаев не так влияет на результат, как командность и добросовестность.

Разобраться в степени важности критериев поможет «развесовка».

На этом этапе сотрудникам предлагают составить рейтинг качеств из списка, где на на первое место надо поставить самое важное и далее отранжировать по степени убывания. По каждому критерию суммируем рейтинговые места, находим обратное от этой суммы (а попросту, делим на нее единицу), а затем делим это значение еще раз, но уже на сумму обратных значений по всем критериям. Полученный показатель и есть вес.

Пример: двое сотрудников поставили профессионализм на первое место, а один – на второе. Менеджерские таланты у всех троих на восьмом месте. Отсюда вес профессионализма равен 0,29 (1 : (1 + 1 + 2) / 0,86), где 0,86 – сумма обратных значений (1 : (1 + 1 + 2) + ... + 1 : (8 + 8 + 8)). Естественно, сумма весов должна быть равна 1.

Как улучшить атмосферу в коллективе силами сотрудников: 7 шагов

Таблица для расчета веса критериевСкачайте готовый шаблон, чтобы не допустить ошибок

4. Проведите анкетирование

Раздайте сотрудникам бланки анкеты, где по вертикали вписаны фамилии всех членов коллектива, а по горизонтали – качества из списка Задача – оценить всех коллег и себя самого (анонимно) по пятибалльной шкале, где "1" означает, что качество отсутствует совсем. а "5" - сотруднику свойственно данное качество.

Как улучшить атмосферу в коллективе силами сотрудников: 7 шагов

Шаблон анкетыИспользуйте готовый пример анкеты. чтобы провести опрос

5. Подсчитайте результаты

Для каждого сотрудника надо вычислить средний балл по каждому критерию, затем умножить его на соответствующий вес. Так вы получите итоговый балл.

Пример: профессионализм бухгалтер Иванов И.И. получил от коллег две «пятерки» и одну «четверку». Отсюда его средний балл за этот критерий равен 4,67 ((5 + 5 + 4) : 3), а с учетом веса – 1,35. Всего Иванов набрал 3,26 балла итогового рейтинга.

Как улучшить атмосферу в коллективе силами сотрудников: 7 шагов

Excel-таблица с формулой для расчета рейтингаСэкономьте время: скачайте готовую формулу для быстрого подсчета рейтинга

6. Обеспечьте обратную связь

Разошлите каждому участнику результаты опроса о нем, чтобы человек увидел, по каким качествам его ценят коллеги, а над какими еще надо поработать. С отстающими переговорите лично.

Важно: не выкладывайте в свободный доступ сведения, которые могут испортить рабочие отношения. Скорее всего, в коллективе и так прекрасно знают, кто замыкает рейтинг. Зато победителей лучше озвучить и публично отметить их заслуги.

6 советов российскому бизнесу от Нассима Талеба

7. Сделайте опросы регулярными

Через какое-то время проведите повторный опрос - это поможет оценить динамику развития подчиненных. Результаты могут удивить и вас, и подчиненных. Практика показывает, что у сотрудников повышаются рейтинги, а это значит, что обратная связь дошла до адресатов. Другой эффект - обычно такой метод позволяет избавиться от взаимных претензий и скрытых конфликтов.

Итог:

Методика помогает получить портрет «идеального коллеги», понять, какие качества ценят сотрудники вашего подразделения и насколько их оценка совпадает с вашей. Можно получить такие «цифровые портреты» по каждому специалисту, опознать неформальных лидеров и аутсайдеров, найти точки приложения усилий для улучшения ситуации. Отслеживание этой информации в динамике позволяет лучше вливаться в коллектив новичкам и отсеивать тех, кто не готов развиваться вместе с коллективом.

А с улучшением общей атмосферы и настроения в подразделении не заставит себя долго ждать и улучшение эффективности его работы.

Текст подготовлен на основе материалов журнала "Финансовый директор"

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.