Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

55 злых, но действенных способов сократить расходы

  • 26 апреля 2019
  • 2588
55 злых, но действенных способов сократить расходы

Пошаговая инструкция, которая позволит оптимизировать затраты компании на треть и увеличить прибыль.

Если применить эти меры в своей компании, то расходы в течение года могут сократиться на 30%. Какие-то шаги дадут эффект сразу, на какие-то потребуются месяцы или даже год. Но все эти идеи работают не только на оптимизацию расходов, но и на увеличение прибыльности вашего предприятия. Набор мер мы разбили по группам.

6 первых шагов

1. Соберите данные о структуре затрат за текущий и три прошедших года.

2. Изучите, как менялись затраты поквартально и помесячно. Затем ранжируйте их по величине.

3. Определите перспективные направления снижения затрат. Это наибольшие по абсолютным значениям и управляемые затраты.

4. Составьте план. Распределите идеи экономии по стоимости их реализации на:

— беззатратные. Например, сократить брак за счет усиления контроля за поставкой запчастей;

— малозатратные. Например, автоматизировать освещение офиса;

— высокозатратные. Например, реконструировать линии электропередачи, чтобы сократить потери в сетях.

5. Утвердите программу у руководителя. Озвучьте ему два прогноза: что будет, если не сокращать затраты и если реализовать ваш план.

6. Оформите программу как внутренний документ.


Почему я увольняю за опоздания одним днем: читать колонку финансового директора в Системе Финансовый Директор


Оптимизируем расходы на персонал: 15 идей

1. Урежьте зарплаты. Если заработные платы в компании выше рыночных, сократите их на 10 процентов. Например, можно уменьшить фиксированную часть зарплаты и увеличить ее переменную часть. Решение реально внедрить за месяц. 

2. Сократите рабочее время. Тогда пропорционально снизятся и расходы на зарплату. Но сохраните сотрудникам прежний объем работы. Они успеют все сделать за меньшее время.

3. Отправьте сотрудников в отпуск за свой счет. Если прогнозируете убытки, предложите коллегам взять неоплачиваемый отпуск. Объясните им, что это решение лучше увольнения.

4. Переведите сотрудников на удаленную работу. Эта идея позволит не только сэкономить, но даже заработать. Вы сократите офисные расходы и высвободите лишнее помещение, которое можно сдать в аренду.

5. Привлекайте сезонных фрилансеров. Подобрать опытных специалистов на временные работы сейчас просто, поскольку многие компании сокращают персонал.

6. Введите единую тарифную систему с региональными коэффициентами. Так вы сэкономите на повышении зарплаты отдельным специалистам.

7. Внедрите KPI. Этот метод подойдет для руководителей среднего звена, продавцов и специалистов, занятых в проектах, но не для бухгалтеров и финансистов.

8. Пересмотрите выплату премий. Уменьшите размер премий или отмените их всем сотрудникам, если компания не достигла норм прибыли.

9. Минимизируйте командировочные расходы. Сократите количество командировок, многие вопросы можно решать с помощью средств связи.

10. Временно отмените соцпакет. Так вы сэкономите на расходах на питание, медстраховке, компенсации стоимости бензина, путевок в санатории и детские лагеря и т. п. 

11. Заморозьте расходы на обучение. Откажитесь оплачивать программы MBA, языковые курсы, заграничные конференции. Обратите внимание на бюджетные или бесплатные варианты обучения.

12. Увольте лишних сотрудников. Компании с годами обрастают лишними сотрудниками, производительность которых не оценивают. Они отвлекают других работников, без пользы занимают телефонные линии и увеличивают нерабочий интернет-трафик.

13. Централизуйте повторяющиеся функции. Можно передать такие функции общему центру обслуживания с более дешевым персоналом. 

14. Обновите оргструктуру. Проверьте, не устарела ли оргструктура компании, не образовались ли промежуточные звенья и руководители без подчиненных.

15. Научите сотрудников относиться к активам компании как к собственным. Проводите соревнования за лучшую идею по экономии, используйте настенную агитацию и рассылайте электронные обращения. Возмущаться и игнорировать распоряжения будут 10 процентов сотрудников. Но еще 10 процентов будут действовать правильно и без вашего участия. А вот на 80 процентов сотрудников вы можете повлиять.

5 признаков. что пора пересмотреть систему KPI

14 способов сократить производственные затраты

1. Избавьтесь от потерь из-за дублирования операций. Чтобы выявить дублирование операций отделами, проведите аудит производственных процессов.

2. Переходите на бережливое производство. Эта система предполагает, что вы непрерывно внедряете улучшения. Ключевой принцип бережливого производства — принимать управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.

3. Организуйте производственный процесс как поток. Добейтесь оптимальной нагрузки производственных мощностей без перерывов в производстве.

4. Избегайте перепроизводства. Ресурсы поставляйте на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а не по графику. Этот подход называют «вытягиванием». Он является элементом бережливого производства.

5. Сократите время на операции. Распределяйте объем работ равномерно по времени. Так избежите простоев и авралов.

6. Ликвидируйте избыточные запасы. Максимально рационально используйте складские помещения. Оптимизируйте грузопотоки на складе.

7. Притормозите инвестиции в технологии. Технологии и оборудование быстро устаревают, поэтому контролируйте внеоборотные фонды. Но не торопитесь внедрять новые технологии. Просчитайте все последствия перехода на них, в том числе и выплату компенсаций сотрудникам, которых сократите в результате технического перевооружения.

8. Добивайтесь скидок у поставщиков. Даже если раньше они отказывали вам, сейчас стоит снова активировать переговоры. А вот выплачивать аванс не соглашайтесь.

9. Организуйте совместные закупки у поставщиков. У вашего поставщика есть и другие клиенты. Объединитесь с ними для того, чтобы получить скидку за объем закупки.

10. Переходите на тендерные закупки. Организовать и провести их сложно, но они необходимы в случае покупки товаров, стоимость и качество которых просто проверить.

11. Применяйте теорию ограничений. Больше дефицитного ресурса выделяйте под самую маржинальную и оборачиваемую категорию товара, клиента или бренда.

12. Внедрите систему противодействия мошенничеству. Выявить воровство кладовщиков, кассиров и экспедиторов поможет инвентаризация и сверка данных бухгалтерского и складского учета. Убедитесь, что цены во всех договорах поставки не выше средних по рынку. Это поможет ликвидировать схемы с закупками.

13. Сократите потребность в заемных средствах. Для этого перейдите на полуручное управление денежными потоками. Окончательное решение по значимым платежам принимайте сами. 

14. Унифицируйте закупаемые материалы и комплектующие. Сократите номенклатуру используемых материалов, увеличив закупки оставшихся. Тогда можно рассчитывать на более выгодные условия поставки. Также ищите более дешевые аналоги материалов.

10 идей для сжатия коммерческих расходов

1. Откажитесь от дорогих маркетинговых решений. Это раскрученные имиджевые выставки, билборды и телереклама. Если маркетологи не могут рассчитать ROI рекламных расходов, отложите их. Мероприятия по привлечению новых покупателей тоже пересмотрите, старых клиентов удерживать дешевле

2. Регламентируйте работу с покупателями. Для этого разработайте кредитную политику, правила продажи с отсрочкой платежа и установления кредитного рейтинга клиентов в зависимости от их финансового положения и дисциплины платежей.

3. Контролируйте скидки. Проверьте, насколько обоснованно покупатели получают скидки. Вы удивитесь, как часто они нарушают или не выполняют ваши условия. 

4. Сфокусируйтесь на просроченной дебиторской задолженности. Не принимайте отговорки покупателей, что «нет денег, позже рассчитаемся». Вводите штрафы и пени за нарушение обязательств. Отсрочка свыше 10 дней должна стать платной.

5. Проведите аудит продаж. Проверьте, как формируются цены и скидки, как клиенты компенсируют транспортные расходы, как проводится работа с рекламациями.

6. Проведите инвентаризацию кредитных линий. Попробуйте досрочно погасить те из них, по которым банк хочет поднять ставку. Поищите возможности для реструктуризации обязательств на более выгодных условиях.

7. Внесите валютные оговорки в контракты с покупателями. Так вы избежите ситуаций, когда валютных поступлений будет меньше, чем выплат.

8. Зафиксируйте стоимость закупок валюты в форвардных контрактах. Так вы не допустите убытков от резкого роста курса валют, корректно сформируете себестоимость товаров.

9. Контролируйте отсутствие сбоев в системе отгрузки. Затоваривание склада приводит к остановке производства.

10. Закройте убыточные и малорентабельные направления. Чтобы выявить их, оценивайте прибыльность покупателей и продуктов. В случае покупателей анализируйте каналы продаж, способы доставки и географию.

Подготовлено по материалам
"Системы Финансовый директор"

10 способов сократить общехозяйственные расходы

1. Сократите затраты на телефонную связь. Переходите на IP-телефонию и выбирайте выгодные тарифы. Сократите список сотрудников, которым оплачивается мобильная связь.

2. Перейдите на пакетное обслуживание. Можно получить скидку, если оплачивать телефонную связь и интернет в одной телекоммуникационной компании.

3. Контролируйте почтовые расходы. Проверьте, что сотрудники отправляют через экспресс-почту, которая требует от компании дополнительных затрат. Возможно, это отгрузочные документы или сертификаты, которые они забыли отдать вместе с грузом.

4. Снизьте потребление электро- и теплоэнергии. Следите за тем, чтобы сотрудники выключали свет и все ненужное оборудование. Ограничьте освещение помещений в темное время суток, использование кондиционеров летом и обогревателей зимой.

5. Пересмотрите офисные расходы. Можно установить лимиты на канцтовары, чай-кофе, туалетную бумагу и т. п. Но будьте аккуратны при их расчете. Велик риск, что экономический эффект окажется минимальным, а решение вызовет недовольство сотрудников.

6. Сократите затраты на обслуживание автопарка. Оставьте в парке автомобили одной марки и с одинаковым объемом двигателя. Их будет дешевле обслуживать. Сохраните служебные машины только сотрудникам с разъездным характером работы.

7. Сдайте в аренду свободные автомобили. Сдайте в аренду другим организациям автомобили, которые невыгодно сейчас продавать.

8. Потребуйте у арендодателя снизить цены. Если он не согласится снизить цену, можно пойти на хитрость. Найдите через агентство офис дешевле и погрозите арендодателю переездом.

9. Смените офис. Если арендуете помещения класса «А», организуйте переезд в офис классом ниже. Офис на окраине города класса «В» или «С» обойдется в два раза дешевле.

10. Централизуйте подписку на газеты и журналы. Проведите инвентаризацию источников деловой информации, которыми пользуются сотрудники разных компаний группы.

Текст написан на основе материалов журнала "Финансовый директор"

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.