Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Этапы стратегического планирования

  • 20 мая 2019
  • 211
  • Средний балл: 0 из 5
Этапы стратегического планирования

Как вести бизнес, чтобы компания росла в течение нескольких ближайших лет? Как нарастить прибыль? Ответы может дать стратегическое планирование деятельности компании. Каковы основные этапы стратегического планирования и как их реализовать, читайте в материале.

Определение

Главная задача стратегического планирования – это выбор конкретных целей развития компании на ближайшее будущее и путей их достижения. Такой подход помогает руководителю принимать управленческие решения по различным вопросам, таким как: направление и темпы развития бизнеса, преимущества компании и производимых товаров в своем сегменте рынка, конкурентоспособность продукции, методы и инструменты изменения деятельности компании, мотивация персонала, структурные изменения в компании и т.д.

Положение о стратегическом планировании компании «Альфа»Скачайте, чтобы безошибочно составить стратегию
Положение по стратегическому планированию и контролю компании «Альфа»Как сформировать стратегический план развития компании на 10 лет

Основные этапы стратегического планирования

 Процесс проходит в несколько ступеней:

  1. Определение миссии и цели существования организации;
  2. Сбор информации о внешней и внутренней среде компании, ее анализ;
  3. Определение вариантов стратегии и выбор единственного стратегического плана;
  4. Реализация стратегического плана;
  5. Получение и оценка результатов, контроль выполнения стратегического плана.

Как написать стратегию: инструкция

Расскажем о каждом этапе подробнее.

  1. Определение миссии компании и целей

Миссия – это основная цель создания организации. Речь здесь не идет только о получении прибыли. Миссия дает представление о том, с какой целью создается компания, в чем смысл всего бизнеса в целом, какие нужды населения она стремится удовлетворить. Она отражает стремление компании в будущем занять определенное положение на рынке и не зависит от текущих финансовых проблем и состояния организации на данном этапе развития.

Миссия должна мотивировать работников компании работать эффективно, генерировать различные интересные идеи, нестандартно подходить к решению различных задач и удовлетворению важных потребностей общества, поэтому в миссии компании не принято указывать рост прибыли для собственников.

Как принять стратегическое решение за 1 день

Постановка целей компании уточняет миссию компании. На разных этапах развития компания будет преследовать совершенно разные цели. Для начинающего предприятия первоочередной целью будет рост прибыли для увеличения объемов производства, приобретения основных фондов, погашение кредита, взятого на открытие бизнеса.

Для крупных предприятий целью может служить выход на новые рынки, разработка новых видов продукции, открытие нового филиала.

Цель компании следует составлять таким образом, чтобы она:

  • была определена во времени,
  • четко сформулирована
  • измерима в натуральном или стоимостном выражении
  • не противоречила миссии компании в целом.
  1. Анализ внешней и внутренней среды

Это обязательный этап стратегического планирования в менеджменте, поскольку позволяет определить наиболее прибыльные направления, избежать убыточных производств, снизить расходы. Оценка внешней среды позволяет определить факторы:

  • которые воздействуют на стратегию компании;
  • угрожают стратегии;
  • способствуют достижению целей.

При анализе внешней среды нужно изучить:

  • влияние инфраструктуры на производственный процесс
  • воздействие природной среды
  • наличие ресурсов для успешного ведения бизнеса
  • политические и правовые аспекты
  • наличие транспортных сетей,
  • рынка сбыта и т.д.

Анализ внешнего окружения компании предусматривает:

  • определение основных конкурентов, их преимуществ и слабых сторон,
  • выбор наиболее выгодных для сотрудничества поставщиков сырья и услуг,
  • определение основного круга потребителей/посредников для перепродажи производимого товара, а также требования для кандидатов в соискатели работы.

Внутренняя среда – это в первую очередь, организация предприятия, его структура, подразделения, производственный персонал. Здесь важно проанализировать:

  • достаточно ли квалификации у персонала,
  • нужна ли замена или переподготовка кадров,
  • правильно ли организован производственный процесс,
  • хватает ли средств у компании для обеспечения бесперебойного производства или нужно привлекать дополнительные заемные средства,
  • нужна ли дополнительная реклама и так далее.
  1. Анализ альтернатив возможных стратегий

После того, как руководство проанализирует внешнюю и внутреннюю среду организации, нужно определиться с возможными альтернативными стратегическими планами. Это нужно, чтобы оценить все возможные пути развития предприятия в будущем и выбрать наиболее подходящий.

При этом следует воспользоваться такими инструментами, как портфельный анализ, SWOT-анализ, построение матриц, разработка сценариев развития при определенных условиях, прогнозирование и так далее.

Как правило, организация может выбрать один из нижеперечисленных путей развития:

  • Усиленный рост компании за счет увеличения объемов производства, номенклатуры и ассортимента продукции, рост филиалов и подразделение, прирост высококвалифицированного персонала, повышение иных внутренних показателей. Рост может быть как внутри компании, так и во внешней среде. Данная стратегия зачастую характерна для высокотехнологичных организаций.
  • Ограниченный рост – увеличение основных производственных показателей происходит очень незначительными темпами по сравнению с предыдущими отчетными периодами. Эту стратегию выбирают стабильные крупные предприятия, которые уже заняли прочно свой сегмент на соответствующем рынке.
  • Сокращение своей деятельности. Это выражается в ликвидации некоторых малоэффективных подразделений, закрытие части филиалов, сокращение видов деятельности, если по итогам прошлых периодов они оказались убыточны или принесли слишком маленькую прибыль. Иногда, под сокращение подразумевается ликвидация предприятия в целом.
  • Комбинация из любых вышеперечисленных стратегий привлекательна для крупных компаний. Зачастую компании стремятся ликвидировать малоэффективные производства, при этом все ресурсы направляются на усиленный рост тех видов деятельности, которые приносят наибольшую прибыль.

При выборе стратегии надо учитывать несколько факторов:

  • анализ эффективности предыдущих стратегий;
  • искать вариант с минимальными затратами и рисками;
  • предпочтительнее стратегии с минимальными временными затратами;
  • стратегия принимается с учетом целей собственников.
  1. Реализация выбранного стратегического плана

Заключается в постановке четких конкретных задач, программ, которые способствуют достижению поставленных при планировании целей. Эти задачи и программы составляются на краткосрочный и среднесрочный периоды и способствуют в итоге к успешному достижению стратегии организации.

Необходимо, чтобы стратегия фирмы и ее цели были доведены до каждого сотрудника компании, что позволит им лучше понять свою роль в общем механизме и с наибольшей отдачей поработать над осуществлением стратегического плана. Каждый руководитель должен решать задачи своего уровня и осуществлять все функции согласно своей должностной инструкции. Важно понимать, что реализовать запланированную стратегию можно, если руководство обеспечит для этого все необходимые ресурсы.

  1. Оценка полученных результатов при реализации стратегического плана.

Это итоговый этап, который позволяет руководству понять, достигла ли компания всех запланированных целей. Оценивать результаты работы лучше после осуществления каждого этапа. Это позволит понять, верные ли были расчеты руководства при составлении стратегического плана и своевременно скорректировать последующие этапы осуществления стратегии. Оценка результатов должна происходить постоянно и системно, путем сравнения полученных результатов с запланированными, при этом нужно использовать как количественные, так и качественные критерии оценки. Для этого используются следующие показатели: рост объемов производства, анализ себестоимости и уровня затрат, повышение квалификации работников, рост персонала, расширение филиальной сети и т.д.

Резюме

Важно понимать, что в процессе реализации могут поменяться цели компании, запланированные расходы, что в свою очередь, может повлечь за собой и изменение самой стратегии. Если происходят лишь несущественные корректировки стратегического плана, менять всю стратегию не нужно. При существенных изменениях происходит возврат к первому этапу стратегического планирования и весь процесс надо делать заново.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.