Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

XYZ-анализ в примерах

  • 31 мая 2019
  • 611
  • Средний балл: 0 из 5
XYZ-анализ: примеры

Какой продукции компании лучше закупить больше? По какой категории товаров лучше, наоборот, не делать большие закупки? Ответ на эти вопросы может дать XYZ-анализ. В этом материале вы найдете примеры в Excel.

XYZ-анализ – это, прежде всего, хороший инструмент для оценки запасов компании. Он позволяет распределить ресурсы по группам, в зависимости от двух показателей:

  • частоты потребления продукции;
  • прогнозируемости изменений в потребности того или иного товара.

Один из этапов анализа – распределение товаров по трем категориям.

  • К категории «X» относят товары с максимально устойчивым объемом продаж.
  • В группу «Y» входят товары с переменчивым спросом.
  • Категория «Z» включают продукцию со спонтанным спросом (сложно установить какую-либо динамику востребованности).

Таблица 1. Распределение по категориям

Категория

Характеристика товара

Коэффициент вариации (V) (проценты)

X

  • потребляется на регулярной основе (высокая частота);
  • незначительные колебания расхода ресурсов;
  • точность прогнозирования очень высокая.

0 ≤ V

Y

  • известны тенденции потребности в продукции (к примеру, сезонные колебания);
  • средние возможности прогнозирования.

10 ≤ V

Z

  • потребляется нерегулярно (спрос спонтанный);
  • какие-либо тенденции отсутствуют;
  • очень низкая точность прогноза

25 ≤ V

Некоторые организации применяют этот вид анализа как дополнение к ABC-анализу, а их результаты объединяют в таблице.

Пример XYZ-анализа объемов продаж продукции в Excel

Покажем на примере, как делать расчет XYZ-анализа. Объектом исследования будет объем продаж. Проведем анализ за первые 5 месяцев года: с января по май.

XYZ анализ пример в ExcelСкачайте бесплатно готовый расчет

Для начала заполним шапку таблицы в программе Excel: наименование товара, объем продаж по месяцам, коэффициент вариативности и группа (X, Y, Z). В примере мы не приводим конкретное наименование продукции, позиции получили название «Товар 1» и далее до 10 включительно. Вместо этих показателей организация может подставить реальные названия продукции.

Первое, что необходимо сделать – рассчитать коэффициент вариации по каждой группе товаров. Этот показатель выражает отношение стандартное отклонение к среднему арифметическому значению. Применяют для сравнения вариации разных признаков. Как правило, коэффициент выражают в процентах.

Как повысить оборачиваемость товаров и снизить финансовые потери

Скачайте файл Excel c полными версиями таблиц и встроенными формулами модельного расчета колебаний спроса и закупочных цен

Скачать шаблоны в Excel

В примере коэффициент вариации для первого товара рассчитаем по формуле:

=СТАНДОТКЛОНП(B3:F3)/СРЗНАЧ(B3:F3),

где B3 – объем продаж за январь, а F3 – за май.

Коэффициент вариативности составил 4%. Далее можно протянуть строку с первым показателем вниз, программа автоматически сделает расчет по аналогии.

Следующий шаг – распределить товары по группам. Для этого воспользуемся функцией «ЕСЛИ»:

=ЕСЛИ(G3,

где G3 – коэффициент вариации (расчет для первого товара).

Два вида товара попали под категорию «X»: Товар 1 и Товар 8. Значит, на них самый устойчивый спрос. Среднемесячный объем продаж отклоняется незначительно: на 4% и 9% соответственно. 

ABC-анализ ассортимента продукции

Теперь разберем, как провести ABC-анализ в программе Excel. В шапке таблицы нам нужно задать пять показателей: наименование товара, выручка, доля, накопленная доля и группа (A, B или C).

ABC-анализ пример в ExcelСкачайте бесплатно готовый расчет

Для начала отсортируем данные по выручки в таблице от большего к меньшему. В панели программы выбираем параметр «Данные» и сортируем по убыванию.

Теперь определим сумму выручки по всем категориям товаров. Для этого используем функция «СУММА». Для нашего примера формула будет выглядеть так:

=СУММ(B2:B16)

Следующий этап – вычислить долю каждого товара в общей сумме (процент). Для этого выручку по каждому конкретному продукту разделим на общую сумму дохода:

=B2/$B$17 (знак $ делает ссылку на сумму абсолютной)

 Теперь необходимо определить накопленную долю. Для первой позиции товара она будет такой же, как индивидуальная доля («Доля» в таблице). Для остальных позиций показатель вычисляют как сумму доли и долю нарастающим итогом для прошлой позиции. Для нашего примера формула будет выглядеть следующим образом:

=C3+D2

Распределим товары по группам. Товары, по которым накопленная доля получилась меньше 80 процентов, определим в группу «А», до 95 процентов – в группу «В». Остальные товары, таким образом, окажутся в категории «С».

Объединение результатов АВС- и XYZ-анализа

Результаты АВС- и XYZ-анализа обычно объединяют в таблицу, пример такого объединения мы показали на рисунке. Итоги объединяют для того, чтобы пересмотреть политику управления ассортиментом продукции.

XYZ-анализ в примерах
Совмещенный анализ ABC и XYZ пример

По итогам объединения все категории товаров распределятся по девяти подгруппам.

На товары, которые на нашем рисунке оказались в зеленых ячейках (AX, AY, BX), очень большой спрос. Следовательно, потребительская стоимость у такой продукции высокая и сделать прогноз не составит труда. Компании необходимо обеспечить постоянное наличие такой продукции.

Спрос на товары в желтых ячейках (AZ, BY, CX) колеблется из-за каких-либо факторов, например, от сезонности. По этой продукции нужно пересмотреть методы управления: подумать, как избежать затоваривания (товара больше, чем нужно для реализации), уменьшить размер товарного запаса. Как вариант – позиции этой группы можно продавать клиентам только под заказ.

В красных ячейках (BZ, CY и CZ) оказалась продукция со спонтанным спросом По таким товарам сложно установить зависимость от каких-либо параметров. В колебаниях потребности в товаре нет логики. Сюда могут попасть также новые позиции, которые компания стала продавать не так давно.

Подготовлено по материалам
"Системы Финансовый директор"

Особенность XYZ-анализа

При XYZ-анализе организации всегда нужно учитывать сезонность. Если в сезон на тот или иной продукт будет большой спрос, коэффициент вариации окажется далеким от реальности. Он будет выше. Пожалуй, это главная особенность XYZ-анализа.

Но компания может прибегнуть к некоторым ухищрениям, чтобы узнать реальный результат. Например, если сделать расчет за продолжительный период (например, год) правдоподобность показателя будет выше.

Преимущества и недостатки XYZ-анализа

Как и у любого другого метода исследования, у XYZ-анализа есть свои недостатки. Но преимуществ у него все же больше. Основные плюсы и минусы анализа мы показали в таблице 2.

Таблица 2. Достоинства и недостатки XYZ-анализа

Плюсы

Минусы

  • является источником информации для организации управления ассортиментом продукции и запасами на складе, работы с поставщиками
  • нельзя применить к сезонной продукции, потому что для этого вида анализа важна стабильность показателей
  • позволяет выгодно сторону изменить систему поставок той или иной продукции
  • неудобно применять к новой продукции или товарам с коротким сроком годности (для анализа нужно знать динамику за долгосрочный период)
  • дает возможность подобрать наиболее удачные варианты доставки для разных категорий продукции

 

  • позволяет выявить проблемную продукцию и, если у компании несколько точек сбыта, установить неприбыльные магазины

 

 

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.