Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Постоянные и переменные расходы предприятия

10 июня 2019
250
Средний балл: 0 из 5
Постоянные и переменные расходы предприятия

У предприятий есть разные виды расходов - постоянные и переменные. Казалось бы, из названия понятно, в чем между ними разница. Однако некоторые статьи затрат могут вызвать затруднение - как их квалифицировать? Разбираемся на конкретных примерах

Так называют затраты, которые не зависят от объемов выпускаемой продукции. На протяжении относительно длительного времени они остаются неизменными.

К таким затратам относят:

  • Аренду офисов, складов, производственных и торговых помещений. Сколько бы компания не произвела товара, сумма арендных платежей для нее не меняется;
  • Амортизацию оборудования и техники. Хотя чем интенсивнее используешь машину, тем быстрее она изнашивается, эту статью расходов относят к постоянным. Потому что по бухгалтерским документам амортизация рассчитывается равномерно на определенный срок;
  • Зарплату административного штата и рабочих - в части фиксированного оклада;
  • Коммунальные услуги - свет, газ, вода, отопление связь, интернет, охрана и прочее;
  • Платежи по банковским процентам или за лизинг;
  • Налог на землю и имущество, ЕНВД;
  • Маркетинговые расходы. Конечно, хорошая реклама может повлиять на объемы производства, но все же траты на нее относят к постоянным расходам. Тем более, что чаще всего маркетинговые бюджеты крупные компании утверждают на год и редко корректируют от месяца к месяцу.

Плюс этого вида расходов: их легче спрогнозировать. Минус - их в любом случае придется нести, даже если предприятие ничего не заработает.

Часто эту категорию расходов называют “условно постоянными”. Дело в том, что совсем уж неизменными они быть не могут: коммуналка дорожает два раза в год, предприятие увеличивает или сокращает производственную базу и персонал. Но в целом на протяжении нескольких месяцев или даже лет эти затраты могут держаться примерно на одном уровне и, главное, не зависеть от объемов выпускаемой продукции.

Как разделить затраты на постоянные и переменные с помощью Excel

Скачать модель Excel

Что такое переменные расходы?

К ним относят те, которые зависят от объемов производства. Чем больше произвели товаров или услуг, тем выше переменные затраты. Например:

  • Стоимость сырья, материалов, комплектующих;
  • Премии за выполнение плана или сдельная часть зарплаты;
  • Акцизы и некоторые налоги, ставка которых меняется от объемов производства и реализации (например, НДС).
  • Транспортные расходы на доставку сырья и готовой продукции;
  • Дополнительные затраты на энергию (тепловую, электрическую), которая обеспечила рост объемов выпуска.

Такие затраты могут по-разному влиять на себестоимость продукции. Бывает, что они растут пропорционально: увеличили выпуск мебели на 25% - на столько же выросла потребность в древесине.

Но чаще переменные затраты - дегрессивные. То есть чем больше объем производства, тем ниже издержки в пересчете на единицу продукции. Поэтому промышленникам обычно выгоднее производить товары большими партиями.

Реже встречаются прогрессивные переменные затраты - те, которые растут быстрее темпов увеличения объема выпуска.

Постоянные и переменные расходы - таблица

Казалось бы, в видах затрат разобраться просто. Но есть непростые аспекты, которые ставят в тупик. Отсюда много вопросов типа “Управленческие расходы - это постоянные или переменные затраты?” или “Командировочные расходы - постоянные или переменные затраты?”. Собрали сложные и неочевидные случаи в одной таблице:

Вид расходов

Вид затрат

Примечание

Управленческие

Постоянные

За исключением премиальной части зарплат руководителей.

Командировочные

Постоянные

 

на электроэнергию

Как постоянные, так и переменные

См. объяснение в тексте

общехозяйственные

Постоянные

 

прочие производственные расходы

Переменные

 

Как постоянные и переменные расходы предприятия влияют на себестоимость

Знание этих  позволяет руководству предприятия определить точку безубыточности - то есть объем продукции и его цену, которые надо обеспечить чтобы покрыть все расходы на производство.

Точку безубыточности в единицах продукции считают по формуле:

Точка безубыточности = Постоянные затраты / (Цена – Переменные затраты).

Оптимизация постоянных и переменных затрат позволит снизить точку безубыточности и улучшить финансовое состояние компании.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.