Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Маржинальная рентабельность

  • 14 июня 2019
  • 380
Финансовый директор ООО «Радиус»
Маржинальная рентабельность

Один из самых популярных показателей эффективности бизнеса - маржинальная рентабельность. Прочитав эту статью, вы сможете корректно использовать показатель в переговорах и финансовых расчетах.

Маржинальная рентабельность — это отношение прибыли, оставшейся после вычета переменных затрат, к выручке.

Чем полезен показатель? Он полезен там, где абсолютные цифры прибыли не дают полной картины. Например, убыточность компании на ранних стадиях развития не свидетельствует о неэффективности бизнеса. Для анализа факторов, повлиявших на изменение величины прибыли, и используется рассматриваемый термин.

Маржинальная рентабельность: формула

За простой формулой скрывается много нюансов, связанных с учетом выручки и расходов. Суммы признанных доходов и расходов в российском бухгалтерском и налоговом учетах, МСФО и управленческом учете могут отличаться. Перечисленные стандарты учета преследуют разные цели, что определяет наличие разных толкований и итоговых цифр.

Для расчета нам понадобится следующая формула:

Маржинальная рентабельность

Где МР – маржинальная рентабельность

S – выручка,

VC – переменные расходы,

Результат выражения (S-VC) называют маржинальной прибылью.

Вторая особенность расчета связана с отсутствием однозначного толкования переменных расходов. В общем понимании, это величина которых зависит от объёма выпуска продукции. Несколько примеров:

Сырье и материалы. Отдельного решения заслуживают затраты на сырье и материалы, неиспользуемые в производстве (например, для НИОКР, промышленных и полевых испытаний) или сырье, затраченное на производство нереализованной продукции.

Сдельная рабочая сила. Это сумма, выплачиваемая работникам за каждую произведенную и реализованную единицу. Сложнее определиться с постоянной частью заработной платы. С одной стороны, труд рабочих на производстве непосредственно связан с объемом производства. С другой стороны, фиксированная часть дохода работника в краткосрочном периоде выплачивается независимо от произведенной и реализованной продукции. Сокращать производственный персонал можно, но это болезненный, небыстрый и стоящий дополнительных расходов процесс. Варианта здесь два:

  1. Смоделировать ситуацию падения или роста объема производства максимально погружаясь в содержание и динамику вознаграждений работников;
  2. Интерпретировать фиксированную часть доходов сотрудников как постоянные расходы

Транспортные расходы.  Зависят от объемов отгруженной продукции. Точный учет и расчет осложнены различными расстояниями, номенклатурой и объемом продукции, способами оплаты и доставки. Определенную сложность представляет собой и документооборот с транспортными компаниями, которые не всегда отличаются дисциплиной.

Смотрите также: Как посчитать рентабельность бизнеса

Комиссии от объемов реализации. Продавцам (штатным, внештатным, посредникам, агентам) платят комиссию, только если они продают товары или услуги. В этом случае это явно переменная стоимость.

Разделение на постоянные и переменные расходы помогает определить объем реализации продукции, чтобы покрыть постоянные расходы и обеспечить точку безубыточности. Это важный показатель. Понимая его суть, и руководствуясь здравым смыслом, можно определить все необходимые вводные для расчета маржинальной рентабельности.

Как рассчитать рентабельность маржинальной прибыли: пример из практики

Компания «Альфа» производит микробиологические пестициды. В процессе ферментации на одно и тоже количество входного сырья может быть произведено разное количество целевых микроорганизмов, и как следствие, разное количество готовой продукции. Компании «Альфа» важно понимать расход сырья на единицу продукции, так как это основное конкурентное преимущество перед конкурентами – производителями химических пестицидов. В этом случае затраты на сырье начали учитывать по каждой произведенной партии отдельно. Это позволило, с одной стороны, адекватно рассчитывать переменные расходы, а с другой стороны, выявило объем бракованной продукции, неучтенной до этого.

Наценка и рентабельность

Следует отличать понятие наценки в управленческом учете и маржинальной рентабельности. Расчет относительной (в процентах) величины наценки производится по следующей формуле:

Где Н – наценка, %.

Абсолютные значения маржинальной прибыли и наценки равны (S-VC= S-VC), при этом в относительном выражении наценка в стандартных условиях выше, так как величина переменных расходов ниже выручки.

Пример расчета

Как посчитать маржинальную рентабельность? Покажем на конкретном примере. Компания «Бетта» сгенерировала следующие результаты:

Доходы и расходы

 

 

 

2016

2017

2018

Выручка

Продукт 1

1 400

1 700

2 200

Продукт 2

300

320

350

Продукт 3

750

730

720

Итого выручка

2 450

2 750

3 270

Переменные расходы

Сырье и материалы

1 528

1 788

2 225

Продукт 1

1 190

1 445

1 870

Продукт 2

150

160

175

Продукт 3

188

183

180

Транспортные расходы при реализации

138

152

178

Продукт 1

70

85

110

Продукт 2

15

16

18

Продукт 3

53

51

50

Аренда и обслуживание недвижимости

145

160

175

Агентские расходы

49

55

65

Продукт 1

28

34

44

Продукт 2

6

6

7

Продукт 3

15

15

14

Консультационные и банковские услуги

45

60

80

Прочие расходы

120

140

155

Итого Расходы

2 024

2 355

2 878

 

Теперь сделаем расчет маржинальной рентабельности по каждому виду продукции и по всей деятельности компании в целом. Исключим постоянные расходы и построим расчетный файл.

Продукт 1

Выручка

1 400

1 700

2 200

Сырье и материалы

1 190

1 445

1 870

Транспортные расходы при реализации

70

85

110

Агентские расходы

28

34

44

Маржинальная рентабельность

8,0%

8,0%

8,0%

Продукт 2

Выручка

300

320

350

Сырье и материалы

150

160

175

Транспортные расходы при реализации

15

16

18

Агентские расходы

6

6

7

Маржинальная рентабельность

43,0%

43,0%

43,0%

Продукт 3

Выручка

750

730

720

Сырье и материалы

188

183

180

Транспортные расходы при реализации

53

51

50

Агентские расходы

15

15

14

Маржинальная рентабельность

66,0%

66,0%

66,0%

Компания Бетта

Выручка

2 450

2 750

3 270

Сырье и материалы

1 528

1 788

2 225

Транспортные расходы при реализации

138

152

178

Агентские расходы

49

55

65

Маржинальная рентабельность

30,0%

27,5%

24,5%

 Анализ маржинальной рентабельности (МР) компании Бетта приведет к следующим выводам:

  • МР Компании падает, так как увеличивается доля низкорентабельной продукции в совокупной выручке.
  • Маржинальная прибыль растет, но ее роста недостаточно, чтобы покрыть рост постоянных расходов. В результате этого прибыль компании Бетта падает
  • Продукт 3 наиболее рентабелен. Динамика продаж положительна, но существенно отстает от динамики роста продаж низкорентабельного Продукта 1.
  • Продукт 2 более рентабелен, чем МР компании. Падение продаж Продукта 2 негативно влияет на способность компании абсорбировать постоянные расходы
  • Компании, по возможности, следует стимулировать продажи продукта 2 и 3,
  • Компании следует детальнее изучить эффективность ценообразования Продукта 3. Очевидно усилия, направленные на рост продаж Продукта 1 и приводящие к росту постоянных расходов, не окупают себя (для целей расчетов факторы роста стоимости компании и стоимости нематериальных активов не учтены)

Резюме

Маржинальная рентабельность – один из ключевых показателей финансового анализа. Расчет показателя неоднозначен, но помня о цели управленческого учета и следуя здравому смыслу, можно привести расчеты к репрезентативному виду.

Показатель позволяет определить запас генерируемой прибыли для покрытия постоянных расходов и применима для расчета эффективности производства и реализации в разрезе каждого продукта.

Подготовлено по материалам
"Системы Финансовый директор"

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.