Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Анализ финансовых результатов предприятия

17 июня 2019
258
Средний балл: 0 из 5
Анализ финансового состояния предприятия: как провести

Основным источником оценки финансовых результатов предприятия является бухгалтерская отчетность. Какие данные нужно анализировать? Какие показатели дадут понять, что происходит с компанией? Об этом читайте в нашей статье

Анализ финансовых результатов организации можно делать за любой период времени – месяц, квартал, полугодие или год. В основном, компании делают это по итогам календарного года. Крупные же игроки вынуждены формировать промежуточную бухгалтерскую отчетность и определять итоговый результат каждый квартал нарастающим итогом.

Цели оценки

Основной индикатор, на который ориентируется собственник компании, это прибыль/убыток от деятельности. Также важны показатели финансовой устойчивости и рентабельности, коэффициенты оборачиваемости капитала и активов, показатели эффективности деятельности и многие другие.

Цель такого анализа - получение информации о прибыльности и платежеспособности предприятия. Потенциальных инвесторов интересует вопрос о выгодности инвестиционных вложений и способности компании получать прибыль в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Кредитные организации хотят знать, способна ли компания погашать свои расходы по взятым кредитам. Получить ответы на все эти и многие другие вопросы позволит проведение анализа финансового состояния предприятия. Ранее мы рассказывали доступности бухгалтерской отчетности и том, как ее получить.

В первую очередь, для проведения анализа берутся Отчет о финансовых результатах и Бухгалтерский баланс. Данные в этих формах дадут представление о росте активов компании, доходах, расходах и динамике прибыли за несколько периодов, позволят рассчитать показатели рентабельности, оборачиваемости, маневренности капитала и ряд других коэффициентов.

Отчет о движении денежных средств позволяет увидеть реальные доходы и расходы компании, направления финансирования собственных наиболее ликвидные активов, а также способна ли компания успешно вести свой бизнес и погашать своевременно свои текущие обязательства. Иными словами, он нужен для оценки краткосрочной ликвидности и долгосрочной кредитоспособности предприятия, а также для оценки качества и адекватности получаемой прибыли от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности.

Модель в Excel, которая оценит финансовое состояние компании за 15 минут

Мы разработали Excel-модель поможет быстро оценить ключевые показатели кредитоспособности и общее финансовое состояние компании.

Скачать Excel-модель

Методы анализа

Чтобы провести финансовый анализ предприятия, потребуются следующие методы:

Как правило, для анализа показателей финансового состояния предприятия используют не один из методов, а несколько, что позволяет дать достоверное представление состоянии компании.

Подготовлено по материалам
"Системы Финансовый директор"

Пример горизонтального и вертикального анализа

В таблице представлен Отчет о финансовых результатах за 2017-2018 гг. ООО «Орион»

Наименование показателя

2017 г.

Доля, %

2018 г.

Доля, %

Прирост

1

2

3

4

5

6=4-2

Выручка

289 885

100%

304 014

100%

14 129

Себестоимость продаж

-213 663

-73,71%

-240 594

-79,14%

-26 931

Валовая прибыль (убыток)

76 222

26,29%

63 420

20,86%

-12 802

Управленческие расходы

-27 575

-9,51%

-38 556

-12,68%

-10 981

Прибыль (убыток) от продаж

48 647

16,78%

24 864

8,18%

-23 783

Проценты к получению

2

0%

0

0%

0

Проценты к уплате

-23 585

-8,14%

-14 601

-4,80%

8 984

Прочие доходы

9 631

3,32%

14 045

4,62%

4 414

Прочие расходы

-26 784

-9,24%

-17 063

-5,61%

9 721

Прибыль (убыток) до налогообложения

7 911

2,73%

7 245

2,38%

-666

Текущий налог

-2 150

-0,74%

-1 972

-0,65%

178

Чистая прибыль

5 761

1,99%

5 273

1,7%

-488

Результат произведенного горизонтального анализа или анализ динамики показателей показан в столбце 6. При этом методе сравниваются одни и те же данные за несколько периодов, что позволяет планировать выручку и прибыль в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Горизонтальный анализ дает представление о темпах роста выручки и чистой прибыли, операционных и прочих расходов, о росте себестоимости продукции по отношению к росту выручки от реализации. Также позволяет оценить рост доходов и расходов в виде процентов от инвестиционной и финансовой деятельности компании. В целом, горизонтальные анализ отчетности важен при прогнозировании деятельности на ближайшее будущее, поскольку помогает предугадать уровень доходов и расходов, чистой прибыли на несколько периодов вперед.

Анализ финансового состояния предприятия на примере ООО "Орион" показал снижение валовой, предпродажной, доналоговой и чистой прибыли при небольшом росте выручки. Это связано с тем, что себестоимость произведенной продукции и управленческие расходы также увеличились.

Величина прочих доходов незначительна, а значит компания ведет стабильную деятельность, приносящую доход. Следует отметить незначительное снижение чистой прибыли. Постоянное уменьшение этого показатели свидетельствует об ухудшении финансовой ситуации для компании.

Вертикальный анализ более информативен. Он дает представление о полученной марже (валовой, операционной, доналоговой, предпродажной и чистой). Рассмотрим эти моменты более детально.

Основные показатели

Валовая маржа

Валовая маржа дает возможность оценить общую рентабельность компании, поскольку отражает процент оставшихся доходов после вычета расходов, формирующих себестоимость товара. Высокий показатель означает высокую цену на продукцию по сравнению с аналогичным товаром у конкурентов, а также значительную долю оставшихся доходов. Однако нужно учитывать и фактор конкуренции на рынке, поэтому бесконтрольно увеличивать цены на товар нельзя.

Чтобы повысить валовую маржу, нужно снизить себестоимость продукции при условии сохранения качества. Таким образом, уровень валовой маржи – это результат эффективной производственной и сбытовой политики компании. Для расчета воспользуемся формулой:

Валовая маржа = Валовая прибыль / выручка.

Этот показатель (столбцы 3 и 5) обособленно не используется в финансовом анализе, поскольку не может характеризовать положение компании на рынке.

Операционная маржа

Помимо расходов, формирующих себестоимость продукции, компания несет также операционные или сопутствующие расходы. Если из полученной выручки вычесть еще и эту категорию расходом, мы получим размер операционной маржи. Этот показатель укажет нам, насколько эффективной является деятельность компании в целом.

Рассчитывается по формуле:

Операционная маржа = Операционная прибыль / Выручка.

Чаще рассчитывается как валовая маржа за минусом операционных расходов. Если отмечается более быстрый рост по сравнению с валовой маржой, то это хороший знак, поскольку компания снижает расходы на административно-управленческий персонал, содержание офиса и непроизводственных помещений и т.д.

Доналоговая маржа

Показатель очень информативен для руководства и внешних наблюдателей. Важен для оценки размера неоперационных расходов. При формировании доналоговой маржи важное значение имеет выбранная на предприятии финансовая политика компании.

Доналоговая маржа = Прибыль до налогообложения / выручка

Низкий показатель доналоговой маржи свидетельствует о большом размере расходов в виде процентов по кредитам и займам, и, как следствие, о неэффективной кредитной политики и малом размере собственного капитала. Если показатель повышается, значит снижаются объем заемного капитала и прочие непроизводственные расходы.

Чистая маржа

Если из полученной за отчетный период выручки вычесть абсолютно все расходы компании, мы получим чистую прибыль. Отрицательное значение будет означать, что компания убыточна.

Чистая маржа – это отношение чистой прибыли к выручке за период. Показатель характеризует эффективность выбранной системы налогообложения для предприятия, поскольку отличается от доналоговой маржи размером расходов на уплачиваемые налоги и взносы. Чем больше компания платит налогов, тем меньше показатель.

Рост может свидетельствовать о том, что компания начала принимать меры по уклонению от уплаты налогов либо сменила систему налогообложения. В целом, чем выше этот показатель, тем лучше, поскольку рост чистой прибыли означает эффективное управление производственной деятельность и контроль за расходами на непроизводственные нужды.

Также очень информативен для экономического и финансового анализа предприятия метод расчета коэффициентов. Среди них показатели:

  • рентабельности активов,
  • собственного и заемного капитала,
  • оборачиваемости активов (материалов, оборотных и внеоборотных средств)
  • маневренности капитала
  • прибыльности и так далее.

Выбор рассчитываемых и анализируемых показателей зависит, в основном, от целей анализа. Тем не менее, независимо от целей и задач, анализ финансового состояния предприятия и расчеты проходят в несколько этапов:

  1. Постановка цели, задачи, сроков.
  2. Сбор данных: формирование форм отчетности за выбранный период времени, чтение данных отчетности и анализ абсолютных показателей. Важно рассматривать формы отчетности в их взаимосвязи.
  3. Применение методов вертикального, горизонтального, факторного и сравнительного методов анализа данных бухгалтерской отчетности
  4. Анализ финансовых показателей и их интерпретация
  5. Выявление тенденций развития компании и прогноз деятельности на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.