Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Финансовое планирование и бюджетирование

  • 22 июля 2019
  • 190
  • Средний балл: 0 из 5
Финансовое планирование и бюджетирование

Бюджетирование и финансовое планирование в компании позволяет распределять текущие и планировать будущие денежные потоки. В этом им помогает набор процессов и инструментов. Рассмотрим, как строится процесс.

Как это работает?

Управлять движением денег на предприятии непросто. Нужно создавать фонды, координировать движение выручки, соотносить управленческие решения с текущим экономическим положением и многое другое. Менеджменту в этой работе помогает планирование и бюджетирование.

В компаниях составляют финансовые планы. В них отражают, каких значений по каждому показателю нужно достичь к определенному моменту. Так прописывают доходные и расходные статьи.

Подобные планы составляют на разные отрезки времени. Они бывают краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех) и долгосрочные (свыше трех лет).

Важно: понятие финансовое планирование шире, чем бюджетирование (первое включает в себя второе). Бюджет конкретизирует на определенное время глобальные экономические планы предприятия.

Какие показатели подлежат планированию?

объём реализации;

  • выручка;
  • издержки;
  • прибыль и ее распределение;
  • платежи в казну (налоги и сборы);
  • взносы в государственные внебюджетные фонды;
  • кредитная нагрузка;
  • оборотные средства;
  • инвестиции и другое.

Важно: планы должны быть составлены таким образом, чтобы компания использовала свои ресурсы максимально эффективно и получила как можно больше чистой прибыли.

Как развиваться без бюджета - прочитайте кейс "Северстали"

Какими бывают бюджеты

Операционный

Рассчитан, как правило, на год, и представляет собой план деятельности на это время.

Балансовый

Определяет плановые суммы активов и пассивов к концу отчетного периода.

Финансовый

План, в котором отражаются предполагаемые источники средств и то, как их будут использовать.

Бюджет продаж

Показывает предполагаемый сбыт каждого вида или группы продукции как в денежном, так и в натуральном выражении. Как правило содержит план реализации на месяц. Важен для составления остальных бюджетов компании.

Бюджет производства

Дает возможность координировать сбыт, производство и товарные запасы. Содержит план объемов производства, составленный с учетом плана продаж.

Бюджет затрат на оплату труда

Учитывает фиксированную и сдельную части зарплат.

Бюджет коммерческих расходов

Отражает издержки на маркетинг, комиссионные посредникам, транспортные услуги и т.д.

Бюджет управленческих расходов

К ним относят затраты на содержание бухгалтерии, отдела кадров, коммунальные услуги и связь, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д.

Кассовый

Подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период.

Инвестиционный

Отражает планы затрат на модернизацию производства или других вложений в развитие бизнеса.

Как решить шесть частых проблем с бюджетами

Используйте решения, которые уже опробовали ваши коллеги.

Что за проблемы

Бюджеты делят на фиксированные (традиционная форма) и гибкие. В первом случае показатели пересмотру не подлежат, во второй можно вносить вносить корректировки. 

Часть организаций практикуют средний вариант - обновляемые (или «скользящие») бюджеты. Они годовые, но после каждого квартала производятся пересчет плановых значений на следующий. Так предприятие может оперативно реагировать на изменения в экономике.

Еще выделяют вертикальное и горизонтальное планирование. При вертикальном каждое подразделение утверждает финплан с руководителем организации. При горизонтальном бюджет составляют подразделения без вмешательства высшего руководства. Топ-менеджмент подключается только тогда, когда отделы не могут договориться между собой.

Принципы финансового планирования и бюджетирования

  1. Принцип единства. Все процессы должны быть формализованы и носить системный характер.
  2. Принцип непрерывности. Процессы не останавливается, даже если запланированные цели удалось выполнить раньше срока.
  3. Принцип точности. Все необходимые показатели должны быть выверены, просчитаны и перепроверены.
  4. Принцип научности. При разработке стратегии нужно использовать теоретическую базу и эмпирические данные.
  5. Принцип единоначалия. Спорные ситуации разрешает принимает топ-менеджмент; он же принимает все окончательные решения.
  6. Принцип конъюнктуры. Стратегии экономического планирования должны быть адекватны текущей рыночной ситуации.

Плюсы и минусы финансового бюджетирования

Достоинства:

  • повышает дисциплину сотрудников;
  • координирует деятельность всех подразделений компании;
  • выявляет слабые места в экономике предприятия;
  • позволяет оптимизировать распределение ресурсов;
  • помогает усовершенствовать коммуникативный процесс;
  • показывает сравнение запланированных и достигнутых показателей работы.

Недостатки:

  • система сложна и понятна не всем руководящим сотрудникам;
  • трудности с достижением плановых цифр демотивируют сотрудников.

Подготовлено по материалам
"Системы Финансовый директор"

Как организовать финансовое бюджетирование на предприятии

1 этап. Анализ показателей за прошедшее время. Для этого используют бухгалтерский баланс, отчеты об экономических результатах, о движении денежных средств и проч.

2 этап. Составление основных прогнозных документов. Это может быть прогноз баланса, движения денежных средств, отчета о финансовых результатах.

3 этап. Уточнение и конкретизация показателей прогнозных документов.

4 этап. Оперативное планирование.

5 этап. Контроль за выполнением планов.

Подробнее остановимся на наиболее сложных участках этой работы.

Сбор информации

Менеджеры собирают данные и сдают их в финансовый отдел. Он несет ответственность за грамотность выполнения расчетов.

Также финотдел должен контролировать поступление необходимых данных. Делать это он может:

  • регулярно (получая в режиме реального времени и накапливая в системе данные о полученной выручке, произведенной отгрузке, задолженностях предприятия и т.п).
  • в конце установленного промежутка (месяца, квартала, года). Охватывает связанные с основной деятельностью компании статьи расходов. Это могут быть данные о прибыли и инвестициях компании, о фонде заработной платы и т.п.
  • по запросу. По требованию финотдела другие подразделения должны предоставить показатели, которые обычно не нужны для регулярного анализа. Например, показатели производительности труда на конкретной линии могут понадобиться, чтобы убедиться в целесообразности инвестиций в обновление оборудования.

Анализ бюджетов

Согласование планов

Документы от каждого отдела и по каждому их видов бюджета нужно сопоставить между собой, чтобы не возникало противоречий и конфликтных точек. Если они есть, решаются они, как правило, на уровне гендиректора.

Пример распространенной проблемы: отделам, занимающимся закупками и производством, необходим подробный план на долгий период от отделов, занимающихся поставками готовой продукции, но они такой план предоставить затрудняются. Решается определением оптимальных сроков для всех сторон процесса.

Подбор показателей

Важно определить, какой объем показателей в какой отрезок времени контролировать. Иначе отчеты за короткий период будут получаться слишком объемными.

Особое внимание необходимо уделить анализу расходных статей, подлежащих управлению, и факторов, влияющих на эти расходы. Определить статьи и факторы можно поручить финотделу.

Внедрение системы контроля

Контролировать внедрение бюджетов можно при помощи системы индикаторов. Они сигнализируют, если требуется обратить внимание на проблему.

Для этого финотдел должен:

  • Внедрить систему лимитов. Когда какой-то лимит будет исчерпан раньше срока, гендиректору или другому уполномоченному лицу поступает сигнал.
  • Формализовать комментарии к отражаемым в отчетах показателям. Как правило, все комментарии даются в записках, прилагаемых к отчету.

Найдите контрагента для проверки

Заседания бюджетного комитета

Чтобы такие совещания проходили быстро и эффективно, ответственным лицам нужно:

  • качественно готовить материалы. Часто руководители структурных подразделений относятся к этой процедуре как к неприятной формальности, из-за чего страдает качество и скорость рассмотрения.
  • обсуждать только важные статьи. Решением всех незначительных вопросов могут заниматься соответствующие подразделения.
  • большим организациям рекомендуют разбить заседания на тематические секции. Это позволит сэкономить время менеджеров: им не придется тратить его на вопросы, не имеющие к ним отношения.
logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.