Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Бюджет проекта

  • 29 июля 2019
  • 118
Бюджет проекта

Когда у предприятия возникает необходимость в создании чего-то нового, требуется разработать бюджет проекта. В чем его суть, из каких составляющих он складывается - читайте в нашей статье.

Проект - это определенное предприятие, которое разрабатывается руководством и утверждается генеральным директором. Такая программа должна быть определена во времени, а также иметь разработанный и обоснованный бюджет.

Бюджетирование проекта как раз и состоит в определении его стоимости. Она определяется как совокупность всех необходимых затрат, которые придется понести для реализации запланированного проекта. Это могут быть расходы предприятия на закупку сырья и материалов, на логистику, рекламу и маркетинг, амортизацию основных производственных и непроизводственных фондов, оплату труда работников и подрядных организаций и т.д.

Составляющие бюджета проекта

Бюджетирование проекта подразумевает две составляющие - доходы и расходы. Для разработки сметы необходимо определить конечного потребителя изготавливаемого продукта, спланировать и привлечь необходимые финансы и ресурсы, определить размер собственного капитала и потребность в привлечении заемных средств.

Смета расходов должна отражать:

  • затраты привлечение и покупку необходимого сырья и материалов,
  • расходы на заработную плату производственных рабочих и управленческого персонала,
  • резерв на возможные срочные расходы и т.д.

Чтобы наиболее точно спрогнозировать все возможные поступления и расходы, для каждого проекта необходимо разработать свой план бухгалтерских счетов, который будет соответствовать специфике деятельности проекта. Конечно, возможно использование стандартного, утвержденного приказом Минфина РФ, бухгалтерского плана счетов, но этого может быть недостаточно для корректного управления стоимостью проекта.

Как решить шесть частых проблем с бюджетами

Сложности, с которыми сталкиваются финансовые директора, расположены по степени распространенности: от частых к редко встречающимся. Для каждой проблемы в статье — решения, которые уже опробовали ваши коллеги.

Узнать решения

Поскольку бюджетирование проекта заключается в определении его стоимости, то на разных этапах планирования бюджета составляется отдельный бюджет. Рассмотрим виды бюджетов проекта поэтапно:

  1. На этапе определения концепции создается управленческая группа по разработке и составлению бюджета проекта, в ходе обсуждения определяются бюджетные ожидания: с очень высокой погрешностью (от 40 % до 25 %) должны быть определены возможные поступления денег, а также их источники. Кроме того, закладываются в бюджет ожидаемые расходы на реализацию целей проекта.
  2. Предварительный бюджет составляется на стадии обоснования необходимых инвестиционных поступлений и технического обслуживания. Здесь должны быть обоснованы все необходимые статьи расходов, определяются возможные поставщики и сферы потребления, возможные собственные вложения, а также размер привлекаемых извне инвестиций. Такой вид бюджета составляется очень приблизительно, его погрешность может составлять от 15 до 25%.
  3. Далее следует приступить к заключению контрактов на покупку сырья, материалов, привлечению персонала и оформлению трудовых отношений с ними, заключению договоров с обслуживающими хозяйствами. На этой стадии завершаются тендеры, проводятся переговоры с инвесторами, оформляется вся необходимая документация для начала ведения производственной деятельностью. В результате указанных манипуляций формируется уточненный бюджет, поскольку все основные статьи расходов и объем инвестиционных поступлений определены и оформлены документально. Погрешность такого уточненного бюджета может составлять примерно 10 – 15%.
  4. На стадии документального подтверждения бюджетного плана вводятся нормы расходования различных ресурсов, различного рода ограничения на расходование средств по каждому направлению. Составленный окончательный бюджет подлежит оформлению документально и утверждению руководством. Несмотря на эти меры, в таком бюджете также могут быть отклонения, которые возникают по независящим от руководства обстоятельствам. Обычно, погрешность такого бюджета невелика – порядка 3%.
  5. Фактический бюджет проекта определяется на стадии реализации, когда компания несет реальные расходы. Они могут отличаться от запланированных (например, в результате форс-мажора, чрезвычайных ситуаций, поломки оборудования, простоев техники и персонала, отключения водоснабжения и электроэнергии и т.д.). Такой бюджет не имеет погрешностей, его точность составляет 100%.

То есть бюджетный план проходит ряд стадий от ориентировочных предварительных данных к фактическому значению, которое определяется итоговыми финансовыми данными.

Расчет бюджета проекта: как провести

Без данных о будущем продукте руководство не сможет рассчитать бюджет, который потребуется для осуществления проекта. Первое, что потребуется – это составить план, который позволит получить представление о целях и задачах проекта, о ресурсах, которые необходимы для его воплощения в жизнь и расходах, которые придется понести компании. Этот план подразумевает разбивку на несколько этапов, и перечень конкретных мер по каждому этапу обособленно.

Для оценки стоимости каждого этапа нужно определить, какое количество рабочих будет занято и какое количество сырья потребуется. Иными словами, нужно определить материалоемкость и трудоемкость каждого этапа обособленно. Далее путем умножения стоимости сырья (по каждому его виду) на количество используемых материалов и умножения стоимости единицы труда каждого работника на количество человеко-часов мы и получим стоимость проекта поэтапно.

Если персонал работает частично, то стоимость трудовых затрат берется в процентном выражении. К примеру, загрузка персонала на этапе производства заготовок составляет 30%. Для оценки стоимости трудозатрат мы умножаем ставку оплаты труда на величину затраченного времени, и далее корректируем ее на 0,3.

Как работать без бюджета - кейс "Северстали"

Алексей Куличенко, заместитель генерального директора по финансам и экономике компании «Северсталь», рассказал о том, как развиваться без бюджетного процесса, достигать амбициозных целей и полностью изменить подход к бизнесу и управлению финансами.

Прочитать интервью

Рассчитать бюджет не трудно – нужно стоимость каждого используемого ресурса умножить на его количество. Легче делать это по каждому этапу реализации проекта обособленно. Для каждого этапа составляется отдельный план на закупку материалов (с точным определением количества по каждому виду сырья). Это позволит определить нормы потребления ресурсов и сравнить фактические списания материала с планируемыми – здесь определяется экономия и перерасход сырья по каждому этапу проекта, что в дальнейшем позволит скорректировать бюджет. Если есть системное превышение количества потребляемого сырья, нужно выявить, за счет чего происходит перерасход – либо это утечка сырья, либо требуется корректировка изначального плана производства.

Важно! Необходимо согласовать цели проекта и цели компании. Если для достижения целей проекта требуется привлекать заемный капитал, но в цели компании не входит брать кредиты и займы под высокие проценты, то возможно потребуется искать иные источники инвестирования, что может увеличить временные рамки проекта или увеличить его бюджет на величину дополнительных расходов.

Найдите контрагента для проверки

Как управлять бюджетом проекта: основной метод

Прежде чем решить, каким способом можно скорректировать бюджет, нужно понять, почему это необходимо делать:

  1. Изменились запланированные расходы, возникли непредвиденные траты;
  2. Поменялись цели проекта, появились дополнительные задачи.

Самый популярный метод управления бюджетом – метод освоенного объема. Он характеризуется рядом показателей, позволяющих измерить стоимость бюджета и спрогнозировать его изменение. Среди таких показателей: плановая стоимость выполненных работ, фактическая стоимость выполненных работ и плановая стоимость запланированных работ.

Метод заключается в сравнении плановой и фактической стоимости выполненных работ, при этом определяется наличие перерасхода / экономии бюджета проекта. Если фактические затраты превышают запланированные – речь идет о перерасходе средств, в противном случае присутствует экономия бюджета.

Также сравнивается стоимость запланированных и выполненных работ – при этом определяется отставание от графика. Если стоимость выполненных работ меньше плановой стоимости запланированных работ, то процесс реализации проекта тормозится по сравнению.

Этот метод также позволяет спрогнозировать стоимость проекта, поскольку позволяет с большей достоверностью рассчитать бюджет проекта с учетом изменений затрат.

Подготовлено по материалам
"Системы Финансовый директор"

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.