Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Отчет о прибылях и убытках

  • 31 июля 2019
  • 145
Отчет о прибылях и убытках

Как предпринимателю понять, насколько успешно он ведет свой бизнес? Чтобы это узнать, стоит обратиться к финансовой отчетности, а именно к отчету о прибылях и убытках (Profits and Loss Statement). О способах составления и особенностях читайте в нашей статье.

P&L отчет – это документ, составленный за определенный период (месяц, квартал, год или даже иной период без привязки к календарному году), который несет в себе информацию о всех доходах и расходах фирмы. Он должен показывать сведения о финансовой прибыльности компании.

Документ составляется таким образом, что сначала пользователь получает информацию о доходах от основной производственной деятельности. Далее идут расходы, включаемые в себестоимость продукции, а также все прочие непроизводственные поступления и затраты компании. Итогом отчета станет строка, показывающая наличие чистой прибыли или убытка за отчетный период и рассчитываемая как разность полученных доходов и понесенных расходов.

Нюансы P&L отчета, о которых стоит знать

  1. Все сведения о доходах и затратах структурированы – по производственной деятельности, статьи коммерческих и управленческих расходов, прочие доходы и расходы, налоговые отчисления, курсовые разницы и т.д.
  2. В первую очередь следует указывать все поступления от покупателей по основной деятельности. Это выручка за проданный товар, оказанные услуги, выполненные работы. Далее – со знаком «минус» указывается совокупность всех расходов, которые сформировали себестоимость товара/работы.
  3. Отдельно указываются статьи расходов, которые напрямую не связаны с производством товаров. Коммерческие расходы и расходы на содержание административно-управленческого персонала – отдельные статьи. Они аккумулируются на разных счетах учета, группируются также обособленно.
  4. Прочие доходы и прочие расходы – сюда относят проценты по кредитам и займам, доходы от финансовых вложений, если это не является основной деятельностью, курсовые разницы и т.д. В отчете они также суммируются в отдельных строках.
  5. Документ содержит информацию о прибыли компании на разных этапах ее формирования: валовая прибыль как итог вычитания себестоимости продукции из полученный в отчетном периоду выручки, операционная прибыль как итог разницы валовой прибыли и операционных (коммерческих и управленческих) издержек. Прибыль до налогообложения высчитывается из предыдущей путем вычитания прочих внереализационных расходов и прибавления прочих внереализационных доходов, если они были в отчетном периоде.
  6. Итогом станет показатель строки чистой прибыли как итог вычитания из доходов компании всех ее понесенных расходов. Если компания получила убыток, укажите его со знаком «минус».

Отчеты, которые помогут найти невыгодные бизнес-процессы

Решение поможет выявить бизнес-процессы компании, которые приносят дополнительные убытки, и вычислить виновных.

Скачать отчеты

Составление отчета: какой способ применить?

Принцип составления отчета един – все доходы аккумулируются отдельно от расходов, расходы отражаются со знаком «минус», из совокупности доходов следует вычесть все затраты компании для выявления чистого результата прибыли.

Сделать это можно двумя разными способами:

  1. Покажите в P&L отчете обороты по бухгалтерским счетам, которые содержат информацию о прибылях и убытках (счет 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»;
  2. Отразите сальдо по вышеуказанным счетам.

В первом случае составляется брутто-отчет, во втором - нетто-отчет. Самым информативным будет брутто-отчет, поскольку в нем самая подробная структура и классификация статей доходов и расходов. Также он более четко разграничивает разницу между составлением баланса и отчета – в балансе отражено сальдо счетов, а в отчете – обороты. Нетто-отчет – наиболее простой и удобный вариант составления P&L отчета.

Важно! В России принято составлять брутто-отчет.

Что показывает P&L отчет – для чего он составляется?

  1. Если составлять отчет первым способом, то в нем легко можно увидеть, за счет какой деятельности компания получает наибольшие доходы и несет наибольшие расходы, какая деятельность наиболее выгодна. Может оказаться, что вместо производства стоит заниматься инвестированием;
  2. Составление отчета за два и более периодов позволяет выявить динамику изменения прибыли, поступлений и затрат от разных видов деятельности во времени.
  3. Вы получите ответ – фактический чистый доход соответствует запланированным итогам деятельности? За счет чего план не соответствует фактическим результатам?
  4. Как соответствует поступления понесенным затратам за период.

Форма составления P&L отчета

Порядок подготовки отчета о доходах и расходах: сохранить чек-лист

Поскольку составление P&L отчета происходит каждый месяц, он позволяет увидеть все поступления и затраты на текущий момент «по методу начисления». Его форма очень схожа с российским отчетом о финансовых результатах:

Profits and Loss Statement

Отчет о прибылях и убытках

Январь 2019

Февраль 2019

Sales

Выручка от продаж

37 804

63 869

Cost of sales

Себестоимость продукции, работ, услуг

-23 672

-51 996

Gross margin

Валовая прибыль

14 132

11 873

General and administrative expenses

Общие управленческие расходы

-9 000

-8 400

Selling expenses

Расходы на продажу (коммерческие)

-267

-1 033

Operating income (loss)

Операционная прибыль (убыток)

4 865

2 440

Financing costs

Финансовые расходы (прочие расходы)

-4210

-126

Income (Loss) before taxes

Прибыль (убыток) до налогообложения

655

2 314

Income tax expense

Налоговые платежи и отчисления

-304

-463

Net income (loss)

Чистая прибыль (убыток)

351

1 851

Три главных управленческих отчета – особенности

В управленческом учете предостаточно различных форм отчета, составляемые в разные периоды. Однако всегда главными будут следующие три финансовых отчета:

  1. BS – управленческий баланс. Содержит информация об активах и обязательствах компании, а также об имеющемся собственном капитале. Составляется на отчетную дату (последний день месяца, квартала, года) и на основе данных финансово-результирующих счетов 99 «Прибыли и убытки» и 91 «Прочие доходы и расходы». Как правило, готовится ежемесячно, показывает, что и на какую сумму находится в собственности у компании. Особой ценности для руководства не представляет. В бухгалтерском учете, аналогичным отчетом является Бухгалтерский баланс.
  2. PL- отчет о прибылях и убытках. Для составления применяется принцип начисления, когда моментом совершения операции признается момент перехода права собственности на товар (дата подписания акта, товарной накладной или дата отгрузки), даже если деньги еще не поступили от покупателя. Как правило, составляется брутто-отчет, т.е. за основные данные берутся обороты по счетам 99 «Прибыли и убытки» и 91 «Прочие доходы и расходы». Отчет отражает все операции без учета НДС. Может существенно отличаться от Отчета о финансовых результатах, который составляется в бухгалтерской отчетности.
  3. CF – отчет о движении денежных средств. Отслеживает только операции по поступлению и расходованию денег и их эквивалентов. составляется не только по текущей производственной деятельности, но и также по финансовой и инвестиционной. Здесь применяется кассовый метод – т.е. поступление денег отмечается в момент пополнения кассы/расчетного счета, а расходование – в момент списания денежных средств со счета. Переход права собственности не играет роли. В отличие от PS, все операции проходят с учетом НДС. Если оплата (поступление или расход) прошла без учета НДС, суммы налога не учитываются. Данный отчет полностью идентичен Отчету о движении денежных средств, составляемому в бухгалтерском учета (ведь операции по кассе и расчетным счетам везде отслеживаются одинаково). Отчет легок в составлении – может составляться за любой период (например, на конец каждого дня).
logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.