Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как улучшить платежную дисциплину дебиторов с выгодой для них

6 ноября 2019
1428
Средний балл: 0 из 5

Редакция журнала "Финансовый директор" совместно с Ассоциацией корпоративных казначеев и компанией ВТБ Факторинг провели исследование рынка финансовых инструментов России и выяснили, какими инструментами будут пользоваться компании, чтобы оптимизировать оборотный капитал в ближайшие три-четыре года.

Как улучшить платежную дисциплину дебиторов с выгодой для них

После финансового кризиса 2008 года одной из приоритетных задач финансовой службы компании было оптимизировать оборотный капитал предприятия. Одним из инструментов, которым активно пользовались финансовые директора, чтобы решить эту задачу, был факторинг.

Несколько лет назад появился новый тренд — дебиторы стали использовать факторинговые решения для управления финансированием поставок, выстраивая полноценные программы для своих поставщиков. Такие решения позволили заказчикам удлинить отсрочку платежей поставщикам и синхронизировать закупочный, производственный и коммерческий циклы с финансовыми потоками, а также значительно сократить расходы на закупки благодаря скидке за оплату по факту поставки.

Согласно результатам нашего исследования, в среднесрочной перспективе оптимизировать оборотный капитал, независимо от размера бизнеса, российские компании будут с помощью финансирования цепочек поставок — SCF (Supply Chain Finance).

В России, как и в западных странах, программы SCF появились как одна из форм реверсивного факторинга, которую практиковали немногие крупные корпорации с ограниченным кругом поставщиков. И основными провайдерами таких схем финансирования были банки и факторинговые компании. За рубежом конкуренцию банкам составляют финтех-компании. В России банки, напротив, вступают в активную коллаборацию с финтехом, предоставляя пользователям платформенные решения.

Согласно опросу, примерно половина крупных компаний уже используют решения SCF. При этом 62 процента компаний применяют только решения, предоставляемые банками, 15 процентов организаций дополняют их возможностями других провайдеров, например операторов ЭДО. Как правило, крупный бизнес использует SCF не для того, чтобы высвободить собственный оборотный капитал, а чтобы управлять стоимостью закупок и продолжительностью отсрочки платежа. На третьем месте по важности — стабилизация цепочки поставщиков.

Компании-поставщики, в свою очередь, указывают на высокую потребность во внешних заимствованиях для пополнения оборотного капитала. Порядка 63 процентов респондентов используют эту возможность, а 18 процентов делают это всегда или очень часто. Основная причина — неудовлетворительная платежная дисциплина дебиторов. Более 90 процентов компаний-поставщиков сталкиваются с задержками платежей, а половина из них характеризуют задержки платежей как частые. При этом три четверти компаний утверждают, что задержки платежей чувствительны для их бизнеса.

Чаще других с задержками сталкиваются поставщики из строительной, транспортной отрасли и оптовой торговли. Они же отметили наиболее критическое влияние платежной дисциплины контрагентов на свой бизнес.

Компании, испытывающие нехватку оборотного капитала, решают проблему комлексно: и за счет внешних заимствований, и за счет скидок дебиторам за раннюю оплату. И это ключевой драйвер развития программ SCF. Ведь, используя эту программу, поставщик своевременно получит денежные средства, а покупатель снизит стоимость закупок за оплату без отсрочки.

Также поставщик может финансировать оборотный капитал дешевле, ведь факторинговая компания определяет ставку исходя из кредитного качества дебитора, а не поставщика.

Однако российские поставщики пока редко используют возможности SCF. Девяносто шесть процентов опрошенных компаний не участвуют в программах, и треть из них даже не планируют. Для двенадцати процентов компаний SCF-финансирование интересно, но они его не используют, так как их контрагенты не готовы.

Пока российский рынок SCF-финансирования находится на первой стадии развития, когда решения доступны только крупным корпорациям и их поставщикам, а провайдерами выступают банки. Но с появлением мультифакторных платформ, когда сервис и процессную часть развивает финтех-компания, а финансирование предоставляют сразу несколько факторов и банков, каждая сторона торговой сделки получает бонус. Благодаря конкуренции факторов на одной платформе поставщики выбирают наиболее выгодные условия финансирования. А крупные дебиторы управляют цепочкой поставок, не попадая в зависимость от единственной факторинговой компании. Мультифакторность — это глобальный тренд, который определит развитие рынка SCF в нашей стране.

Платформенное решение для финансирования поставщиков поможет оптимизировать бизнес-процессы финансовой службы.

Как улучшить платежную дисциплину дебиторов с выгодой для них

Анна Грейди
Руководитель
направления
по управлению
денежными
средствами, ПАО
«Газпром нефть»





Как улучшить платежную дисциплину дебиторов с выгодой для них

Сергей Рябов
Начальник
финансового
управления,
Сеть АЗС
Газпромнефть

ФД: Почему Вы выбрали платформенное решение для финансирования поставщиков?

АННА ГРЕЙДИ: Платформенные решения набирают все большую популярность за счет ускорения процесса финансирования и снижения трудозатрат на верификацию и обмен информацией между участниками сделки. Для нас как для компании, которая производит огромное количество закупок различных товаров, от продуктов питания до промышленных установок, затрачивать на верификацию одной поставки более 10 минут — непозволительная роскошь.

ФД: Какие решения для финансирования поставок Вы применяли ранее? Пользовались ли решениями на базе факторинга? Что хотелось бы в них улучшить?

СЕРГЕЙ РЯБОВ : Сейчас мы применяем коробочные решения банков/факторов для SCF. У подобных решений есть неоспоримый плюс в их гибкости, ведь продукт можно настроить под каждую конкретную сделку, а в некоторых случаях можно сделать их полностью кастомизированными. Но когда требуется типовое решение для массового рынка, например поставки продуктов для продажи на АЗС, основное ограничение таких решений — необходимость отдельного согласования лимитов для каждого контрагента, которое может занимать до нескольких месяцев, что в масштабах поставок по РФ приводит к значительному затягиванию процесса их финансирования, а также к росту трудозатрат у всех заинтересованных сторон. От платформенных решений мы ожидаем значительного сокращения процесса онбординга контрагентов и установления лимитов, что в совокупности даст позитивный эффект для рынка поставок в целом.

ФД: Как давно Вы рассматривали варианты платформенных решений?

СЕРГЕЙ РЯБОВ: Мы присматриваемся к различным платформенным решениям уже более 1,5 лет, но большинство из них не отвечало нашим требованиям по функционалу и скорости процесса.

ФД: Какие требования Вы предъявляете к платформам? Какие критерии для Вас определяющие?

СЕРГЕЙ РЯБОВ: Платформа должна быть удобна всем участникам сделки, предоставлять максимум сервисов онлайн, без дополнительных встреч, а также давать понятную и прозрачную аналитику по сделке.

Также на платформе должно быть достаточное количество участников банков/факторов, чтобы обеспечить максимально конкурентные условия финансирования поставок. Кроме того, безопасность платформы не должна вызывать вопросов. Ни один из участников не должен сомневаться в сохранности коммерческой информации.

ФД: Что Вы ожидаете от платформы? По каким критериям Вы будете оценивать эффективность и целесообразность продолжения работы на платформе?

СЕРГЕЙ РЯБОВ: От сотрудничества с платформой GetFinance мы ожидаем максимальной автоматизации процесса финансирования поставок, которая приведет к сокращению трудозатрат сотрудников группы «Газпром нефть» минимум на 50 процентов.

Также мы рассчитываем, что благодаря платформе наши контрагенты получат доступ к более дешевому финансированию, что позволит нам впоследствии сэкономить на закупках. Также надеемся повысить эффективность управления финансовым циклом компании за счет регулирования периода отсрочки на платформе.

ФД: Насколько, по Вашему мнению, актуальны автоматизированные решения управления финансированием цепочек поставок для предприятий Вашей отрасли?

СЕРГЕЙ РЯБОВ: Я считаю, что любая компания, независимо от сферы , заинтересована в автоматизации процесса SCF, в чем помогают платформенные решения, такие как GetFinance.

Каковы, по Вашему мнению, перспективы рынка SCF в России?

АННА ГРЕЙДИ: Я вижу, что рынок SCF в России сейчас достаточно активно развивается.

Все больше компаний-поставщиков обращаются к факторингу как к удобному инструменту управления оборотным капиталом. С развитием автоматизированных платформенных решений, которые позволят сделать процесс более цифровым и интерактивным, количество компаний, использующих факторинг, будет только расти.

ФД: Как Вы считаете, что тормозит развитие рынка SCF в России?

АННА ГРЕЙДИ: Сейчас рынок SCF по-прежнему имеет достаточно высокий порог входа, что обусловлено отсутствием удобных и прозрачных инструментов финансирования. Появление независимой мультифакторной платформы позволит максимально упростить процесс и улучшить условия финансирования.

на правах рекламы

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы ещё не знакомы?
Давайте познакомимся!

Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:
Читают статьи с закрытых материалов
Первыми узнают последние новости
Пользуются всеми возможностями сервисов

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и получить преимущества!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.