Акция 6+6 при подписке на полгода. 8(800)505-86-89
Журнал "Финансовый директор"

Валовый доход: понятие, способы расчета

13 ноября 2019
178
Средний балл: 5 из 5

Рассмотрим, что представляет собой валовый доход, с чем его не следует путать, какими способами рассчитывать и как применять на практике полученные показатели.

Валовый доход и валовой доход, как правильно

Термин «валовый доход», пожалуй, один из самых неоднозначных. Не только в учебниках и литературе по экономике, но и в словарях, он пишется по-разному – валовый доход и валовой доход. Как же правильно? Эти слова употребляются в одинаковом значении, в зависимости от того, на первый слог (вАловый) или на последний слог (валовОй) ставится ударение.

В подавляющем большинстве орфографических, толковых словарях и энциклопедиях правильным считается «валовой». В экономических словарях используются оба варианта. В официальных документах (постановления Конституционного Суда РФ, методические рекомендации, инструкции и др.) чаще употребляется «валовый».

В повседневной деятельности и в документах экономисты и бухгалтеры используют чаще понятие «валовый»

Не будем углубляться в семантику, отметим лишь, что в этой статье мы будем употреблять это определение с ударением на первый слог – валовый.

Помимо написания и произношения неоднозначно и само определение «валовый доход». В повседневном, бытовом употреблении валовый доход для многих синоним выручки, нередко понятие путают с валовой прибылью. Во многих странах понятие валового дохода тождественно термину «оборот». См. подробнее, что такое валовая прибыль.

Надо посчитать суммарную выручку менеджеров, понять, кто из них лучший? Как за 10 минут подготовить отчет по выручке: сводные таблицы против формул

Валовый доход и выручка – значения не однозначные

Понятия валового дохода (ВД) и выручки не тождественны, необходимо понимать отличительные особенности, чтобы правильно оценивать показатели работы.

Выручка является составляющей ВД, но не равна ему. Их отличают каналы поступления денежных средств. В выручке учитываются только те средства, которые поступают от основной деятельности компании. Например, поступления от ренты войдут в валовый доход, а в выручку нет.

Организации, которые не ведут коммерческой деятельности, не имеют выручки, но доход у них будет - например, проценты по инвестициям или дотации от государства, благотворительные поступления.

Еще одно отличие – выручка всегда больше или равна нулю, а доход может иметь отрицательное значение.

И конечно эти понятия отличаются в бухгалтерской отчетности.

Приведем пример. Компания по ремонту электрического оборудования ООО «Рассвет» оказала услуги населению на сумму 527 000 руб. Еще 27 000 руб. получила за сдачу своего оборудования в аренду и 12 000 руб. по процентам по ценным бумагам (см. рис. 1).

ВД составил 527 000+27 000+12 000=566 000 руб.

Выручка предприятия, которая отражена в строке 2120 баланса, составила 527 000 руб.

Рис. 1. Сравнение валового дохода и выручки на примере ООО «Рассвет»

Валовый доход: понятие, способы расчета

Что входит в валовый доход

В него входят поступления от всех видов деятельности субъекта предпринимательства:

  • реализации товаров и услуг;
  • продажи недвижимости и других необоротных активов;
  • сдачи имущества в аренду;
  • доходы по ценным бумагам акционерного общества;
  • доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доход от дооценки товаров;
  • страховой резерв.

Также в ВД коммерческих и некоммерческих организаций входят все виды поступлений, не связанных с предпринимательской деятельностью:

  • банковские проценты;
  • благотворительные взносы;
  • средства, поступившие по положительному судебному решению;
  • пени и штрафы от прочих лиц;
  • поступления от страховых случаев;
  • прочие зачисления.

Таким образом, валовый доход могут иметь и некоммерческие организации, не занимающиеся реализацией товаров и услуг.

Способы расчета валового дохода

Его можно вычислять разными способами в зависимости от типа организации: занимается она предпринимательской деятельностью или нет, производит товары или услуги, есть ли торговая наценка, одинакова ли она для всех товаров и др. Рассмотрим эти способы подробнее.

Расчет по общему товарообороту

Этот способ подходит для тех предприятий и розничных торговцев, где установлена одна наценка на все реализуемые товары. Под надбавкой или наценкой понимается сумма, которую хозяйствующие субъекты прибавляют к себестоимости (производство) или оптовой цене (торговля) при формировании цены на товар. Формула выглядит так:

ВД = ТхР/100

Т товарооборот в рублях
Р расчетная торговая надбавка, %

Расчетная торговая надбавка это:

Р = ТН /(100 + ТН) х 100

ТН торговая надбавка, %

Например, небольшая фирма ООО «Узор» продает расписные чайные кружки, надбавка на все кружки одинаковая - 130 руб., что составляет 18,6% от цены. Товарооборот в год составляет 985000 руб.

Расчетная торговая надбавка составит:

Р = 18,6/(100+18,6) х 100 = 15,68 %, 

ВД составит: 985 000 х1 5,68 / 100 = 154 448 руб.

Эта методика подходит не многим, поскольку чаще предприятия выпускают разные виды продукции с разными затратами, наценками и реализуют по разной цене. Более того, наценка на один и тот же товар меняется в течение отчетного периода, так как меняются конкурентные условия рынка. По этой причине валовый доход рассчитывается другими способами.

Расчет по ассортименту товарооборота

Организации, которые применяют разные размеры наценки на разные группы товаров, могут рассчитать валовый доход по этому способу:

ВД = (Т1 х РН1 + Т2 х РН2 + … + Тn x PHn)/100

Т1, Т2, …, Тn товарообороты по группам товаров
РН1, РН2, …, PHn расчетные торговые надбавки по группам товаров

торговые надбавки рассчитываем по формуле:

PHn = ТHn /(100+ ТHn) х 100

ТН1, ТН2,…, ТНn торговая надбавка по группам товаров, %

Например, упомянутая выше фирма ООО «Узор» помимо кружек стала продавать блюдца (товарооборот 652 000 руб., наценка 22%) и тарелки (товарооборот 744 000 руб., наценка 28%). Расчетные торговые надбавки составят:

РН1 = 18,6 /(100+18,6) х 100 = 15,68 % для первой группы товаров (чашки),

РН2 = 22 /(100+22) х 100 = 18,03 % для второй группы товаров (блюдца),

РН2 = 28 /(100+28) х 100 = 21,87 % для третьей группы товаров (тарелки).

Валовый доход составит:

ВД = (985 000 х 15,68 + 652 000 х 18,6 + 744 000 х 21,87) / 100 = 438 432,8 руб.

Расчет по среднему проценту

Самый популярный способ расчета для производственных или торговых предприятий – по среднему проценту ВД:

ВД = Т х П / 100

ВД валовый доход
Т товарооборот в рублях
П средний процент ВД

Средний процент валового дохода рассчитывается так:

П = (Тнн + Тнп – Тнв) / (Т +Ок) х 100

Тнн торговая надбавка на начало отчетного периода, руб.
Тнп надбавка на товары, поступившие за отчетный период, руб.
Тнв надбавка на выбывшие товары (бой, порча, возврат и др.), руб.
Т товарооборот в рублях
Ок остаток товаров на конец отчетного периода, руб.

Объединив две формулы, получим:

ВД = Т х (Тнн + Тнп – Тнв) / (Т + Ок)

Этот способ прост и чаще используют потому, что данные берут из бухгалтерского учета, не нужно ничего дополнительно подсчитывать.

Пример. Фирма ООО «Узор» имеет общий товарооборот 2 381 000 руб. Другие данные для расчета приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Данные ООО «Узор» для расчета валового дохода за январь-июнь 2019 г.

 

Торговая надбавка на остатки товара на 01.01.2019, руб.

Произведено товаров, руб.

Надбавка на произведенные товары, руб.

Остатки товара на 01.01.2019, руб.

Торговая надбавка на выбывшие товары, руб.

 

Товарооборот, руб.

Кружки

4 131,6

1 008 000

158 054,4

48 900

650

985 000

Блюдца

0

830 000

149 649,0

127 800

0

652 000

Тарелки

0

801 000

175 178,7

53 700

0

744 000

Итого:

4 131,6

2 639 000

482 882,1

181 500

650

2 381 000

ВД = 2381000 х (4131,6 + 482 882,1 – 650) / (2 381 000 + 181 500) = 451 914,9 руб.

Что изменилось, почему расчет по среднему проценту дал более высокий результат валового дохода (451 914,9 руб.), чем по ассортименту товара (438 432,8 руб.)? Потому что он точнее, включает в себя больше показателей. Предприятия сами могут выбирать, какой методики подсчета придерживаться.

См. также, как рассчитать оптимальную наценку на товар>>

Расчет по ассортименту остатка товара

Также используется для подсчета ВД, но более трудоемкий, так как один из показателей – торговая надбавка на остаток товара на конец отчетного периода – потребует ведения учета начисленной и реализованной наценки по каждому товару. Рассмотрим его.

ВД = (Тнн + Тнп – Тнв) - Тнк

Тнк торговая надбавка на остаток товара на конец отчетного периода

Пример. В предыдущей методике мы использовали данные по остаткам товара, но в денежном выражении, без подсчета надбавки. Теперь же необходимо посчитать надбавку на эти остатки. Занесем нужные нам значения в Таблицу 2.

Таблица 2. Данные ООО «Узор» для расчета валового дохода за январь-июнь 2019 г. по ассортименту товара

 

Торговая надбавка на остатки товара на 01.01.2019, руб.

Надбавка на произведенные товары, руб.

Торговая надбавка на остатки товара на 01.01.2019, руб.

Торговая надбавка на выбывшие товары, руб.

 

Товарооборот, руб.

Кружки

4 131,6

158 054,4

7 667,5

650

985 000

Блюдца

0

149 649,0

23 042,34

0

652 000

Тарелки

0

175 178,7

11 744,19

0

744 000

Итого:

4 131,6

482 882,1

42 454,03

650

2 381 000

ВД = (4131,6 + 482 882,1 – 650) - 42 454,03 = 473 909,7 руб.

Для многих предприятий, особенно в сфере торговли и в сфере услуг, большое влияние на валовый доход оказывает место расположения компании. Выгодно их размещать в престижных либо густонаселенных районах, там можно установить более высокую наценку на товары.

Надбавка будет выше, если предприятие торговли расположено далеко от поставщиков. Грамотное выбранное местоположение положительно скажется на валовом доходе.

График валового дохода

Мы рассмотрели понятие ВД и способы его расчета. Но как применять полученные показатели, о чем они говорят, на что следует обратить внимание?

Для ответа на этот вопрос полезен будет график ВД за определенный период работы (Рис. 2).

Отложим по горизонтальной оси полугодия, по вертикали – рубли. При конкурентоспособном рынке кривая ВД является восходящей линией, когда каждая дополнительная единица продукции, продаваемая по той же цене, увеличивает валовый доход на такую же величину, как и все прежде проданные товары.

Нисходящее значение кривой ВД указывает на вынужденное снижение цены, когда товар приносит предприятию все меньший доход, такое бывает на монополистическом рынке. Темпы увеличения валового дохода увеличиваются при этом все более медленными темпами.

Резкий взлет кривой, как на нашем графике, отражает изменение ассортимента продукции фирмы – ООО «Узор» ввело в производство новый ассортимент.

Рис. 2. Кривая валового дохода ООО «Узор»

Валовый доход: понятие, способы расчета

Валовый доход и место фирмы в рыночном сегменте

Показатель ВД можно использовать при оценке доли рынка компании. Это необходимо для определения масштаба бизнеса в конкурентной среде. Анализироваться может как узкий сегмент рынка, например, по отдельной категории продукции или определенной территории, так и крупный сегмент, например, в целом по отрасли.

Определить долю компании на рынке можно в стоимостном выражении:

Доля рынка = валовый доход компании, руб. /общий объем продаж всего рыночного сегмента в руб. х 100%

Сложность здесь может представлять закрытость информации по рынку. Допустим, на рынке автопроизводителей данные о продажах каждой марки автомобилей доступны для широкого круга и отчеты регулярно публикуются

Однако для большинства изделий найти данные по рынку, по конкурентам является сложной задачей. Заказать такой анализ у специалистов достаточно дорого.

Валовый национальный доход

Выше мы рассматривали понятие ВД на микроэкономическом уровне – для отдельного предприятия. Однако этот термин применяется и на макроэкономическом уровне для оценки экономического развития страны, речь тогда идет о валовом национальном доходе (ВНД).

ВНД – совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных на территории государства и не вывезенных за рубеж, а также доходов резидентов страны, полученных от их деятельности за границей.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.