Акция 6+6 при подписке на полгода. 8(800)505-86-89
Журнал "Финансовый директор"

Коносамент: виды и особенности

15 ноября 2019
103
Средний балл: 0 из 5

Коносамент - это товарораспорядительный документ для морской перевозки груза. В настоящее время значительная часть коммерческих организаций закупает необходимые сырье, фурнитуру, детали и другие товары в дальнем зарубежье, оформляя внешнеторговые контракты. О том как оформить документ и на что обратить внимание и пойдет речь в данной статье.

Коносамент это - ...

Коносамент – уникальный документ, имеющий свои отличительные особенности. История его возникновения уходит корнями еще в эпоху парусного флота. Длительное время он использовался только для перевозок по воде, ни один другой вид транспорта не имел подобного аналога. Сегодня отдельный вид коносамента применяется и для комбинированной перевозки. Суть такова: грузоперевозчик принимает груз от отправителя и выдает ему специальный товарораспорядительный документ в нескольких экземплярах, известный как Consignment, Bill of lading (BOL). Принимая груз к перевозке, экспедитор обязуется доставить его в нужное место и передать покупателю.

Эти документы выпускаются и утверждаются ассоциациями судовладельцев, морскими и другими судоходными предприятиями. Большинство бланков разрабатываются под руководством Балтийского и международного морского совета - BIMCO.

В типографский печатный бланк вносится вся требуемая информация. На оборотной стороне прописываются положения договора морской перевозки. Многие крупные перевозчики используют свои фирменные бланки. Бланк в качестве образца коносамента можете скачать ниже.

Образец коносаментаДокумент отражает суть сделки и имеет строгую структуру

Составляется не менее трех экземпляров документа с одинаковым содержанием и датой для каждой из сторон: отправителя или его агента, получателя и транспортной компании. Оригиналы BOL составляют так называемый полный комплект, на них ставится штамп «original». В документе должно быть указано количество изготовленных оригиналов (рис. 1). На дубликатах экспедитор ставит штамп «copy», они как правило другого цвета и отличаются от оригинала, их число не указывается в коносаменте. Дубликаты используют для проверки данных капитаном судна или другими заинтересованными лицами.

Рис. 1. Пример оригинального коносамента

Коносамент, его виды и особенности

Российская компания может сама выступать участником внешнеэкономической деятельности, а может прибегнуть к услугам внешнеторгового агента, который будет значиться получателем BOL. В таком случае отправителем будет иностранный продавец товаров, получателем фирма – внешнеторговый агент, брокер.

Функции BOL

Доказательная ценность BOL, выданного в качестве расписки, зависит от того, кто предъявляет претензии к перевозчику. Если сведения коносамента являются предметом спора между сторонами договора - отправителем и перевозчиком, они считаются надежными. Если пострадавшая сторона - получатель товара, такой спор можно считать безнадежным. Необходимо договариваться с поставщиком.

Функции коносамента:

  1. Между отправителем и транспортной компанией заключается договор морской перевозки. Коносамент служит доказательством этого договора, в нем перечислены все его существенные пункты. Важно, чтобы расхождений в этих документах не было.
  2. BOL служит доказательством получения товара перевозчиком, своеобразной квитанцией. Приняв на свой контроль груз, судовладелец обязан выдать отправителю бумагу, где описаны все его отличительные знаки – внешний вид, состояние, количество и др. С момента выдачи коносамента ответственность за товар принимает на себя экспедитор.
  3. Коносамент - правоустанавливающий документ (ценная бумага). Эта функция характеризуется тем, что операции по продаже товаров, а также другие операции с перевозимыми материальными ценностями осуществляют с использованием коносамента без физического переноса самих товаров. Иными словами, BOL можно купить, продать, заложить в банке, перепродать третьему лицу, передать и др., потому что он определяет право собственности на указанный в нем товар.

Рис. 2. Функции Коносамента

Коносамент, его виды и особенности

Основные виды коносамента

Коносаменты разделяются на виды, связанные с тем, кто обладает правом на получение товара по этой ценной бумаге.

Выделяют:

  • именные;
  • ордерные;
  • на предъявителя.

По именному коносаменту товар получает конкретно то физическое или юридическое лицо, имя которого значится в графе получателя, указан его адрес. Такой вид BOL применяется, когда сделка совершена, товар оплачен или существует гарантия оплаты, так как это необоротная ценная бумага и не передается другому лицу. Если же возникает необходимость поменять грузополучателя после того как BOL уже выписан, такая процедура хотя и возможна, но весьма затруднительна и затратна. На практике такой вид документа используется редко, поскольку не всякий получатель может лично присутствовать в порту и принимать груз.

Ордерный BOL означает, что груз будет выдан по прибытию тому лицу, которое укажет приказодатель, тот кто составляет документ. Отправитель может не указывать грузополучателя в документе, например, ожидая полной оплаты за товар. И передает свои права на груз, когда тот уже находится в пути или порту назначения. Этот вид документа можно заложить или перепродать третьим лицам, поэтому его еще называют оборотным.

Коносамент на предъявителя (bearer B/L) не содержит данных о получателе, имеющем право на груз, его может получить любой, кто предъявит оригинал документа.

В зависимости от того, кем выпускается документ, коносаменты подразделяют на линейные и домашние.

Линейный коносамент выдается непосредственно морской линией своему экспедитору и является основным документом морской перевозки.

Домашний выдается судоходством для конкретного отправителя. Его содержание полностью соответствует линейному в отношении описания характеристик груза (сведения о судне и рейсе, описание груза, количество контейнеров и т.д.). Содержимое столбца «отправитель», «получатель», «подписчик, которого необходимо уведомить» (заявитель) различно (Таблица 1).

Домашний используют при сборном грузе, когда в один контейнер помещены товары для разных получателей, т.к. линейный не может выписываться на 15-20 получателей. Поэтому его выписывают на агента в порту прибытия, который значится получателем, а уже домашние коносаменты составляются на каждого фактического получателя груза. Также и с отправителями. Экспедитор собирает товары с нескольких отправителей, на каждого из которых выписывается домашний документ, упаковывает их в один контейнер и в графе «отправитель» линейного документа значится он сам.

Сборные грузы нашли широкое применение, они удобны для небольшой партии – товары помещают в контейнер вместе с другими заказами и покупателем оплачивается только фактический объем, который занимает груз. Из минусов – ошибка в бумагах одного из владельцев сборного груза задержит весь контейнер до разрешения проблемы.

Таблица 1. Виды коносамента

Коносамент: виды и особенности

Если в контейнере товары для одного клиента и он полностью оплатил товар и доставку, то выписывается линейный документ, где он значится получателем. Рассмотрим порядок оборота такого коносамента.

Российская фирма договаривается о покупке партии товара с зарубежным продавцом, оформляет международный контракт, открывает под него банковский аккредитив. Фирма продавец загружает контейнер с товаром и отправляет в порт. Судовладелец, выступающий экспедитором, выпускает коносамент и передает все три оригинала и ряд копий отправителю для заполнения. Продавец пересылает все оригиналы BOL российской фирме, которая после прибытия груза в порт сдает весь комплект документов уполномоченному (в контейнерную линию, агенту линии, представителю экспедитора). Это самая простая схема.

Рекомендации этого решения пригодятся компаниям, планирующим сделку с иностранным поставщиком и рассматривающим возможность использования для этой цели международного аккредитива. Решение поможет предусмотреть все нюансы в договоре на открытие аккредитива, подскажет, какие из его положений могут быть спорными для компании, а также как защититься от дополнительных расходов. Что проверить в договоре с банком об открытии международного аккредитива

Другие виды коносамента

Существует понятие «чистого» BOL, в котором нет никаких пометок о несоответствующем качестве товара или упаковки, несовпадении количества груза, и «нечистым» (с оговорками), если там присутствуют пометки по поводу состояния перевозимого груза. Для многих сделок необходим именно чистый документ, без поправок. Считается, если никаких пометок нет, то состояние груза хорошее, дефектов нет.

Чартерный коносамент, его еще называют фрахтовым, используется для нерегулярных перевозок. Чартер-партия - это договор на перевозку грузов трамповым судном. Трамповые суда не имеют постоянного расписания, относятся к нерегулярному судоходству, специализируются на попутных разнообразных грузах. Чартерные документы, как правило отклоняются банками.

Фрахтователь может заключить договор перевозки груза с третьей стороной. Коносамент, подготовленный для такой перевозки, должен содержать информацию «по договору фрахтования», а договор перевозки - ссылку на договор аренды судна.

Все большее значение приобретает сквозной коносамент, так как смешанные перевозки становятся популярными. Если раньше BOL выписывался только на морские перевозки, то сегодня он оформляется и в том случае, если помимо морского пути контейнеры повезут и наземным транспортом. Клиенту, конечно, удобнее получить груз быстрее по времени и с наименьшими денежными затратами.

Например, при покупке товаров из Китая, самый распространённый маршрут: по морю до Владивостока и железной дороге до нужного города. Это самый сбалансированный вариант доставки по цене и качеству, ходя долгий по времени.

Отправителю тоже удобнее подписать один сквозной BOL, а всю работу по перегрузке и согласования со всей цепочкой перевозчиков берет на себя логистическая компания.

Сквозной коносамент оформляется не только на смешанные перевозки. Если груз будет перевозиться только по мерю, но перегружаться с корабля на корабль, то тоже логичнее и удобнее выписать один документ. В BOL необходимо указывать все порты, где происходит смена транспорта.

Застрахованный коносамент включает в себя страховой полис.

Особые случаи

Оригинальные документы коносамента пересылаются покупателю и возможны случаи их утраты. Решить проблему следует так:

  • составить официальное письмо от продавца и покупателя, который должен подтвердить свои права на товар и описать ситуацию. Необходимое условие - указать в письме, что каких-либо претензий и запросов на новые накладные не будет;
  • уплатить сбор за выпуск новых бумаг.

Довольно часто встречается необходимость в дополнение к BOL использовать другой вариант – телекс-релиз. Телекс-релиз применяется исключительно в электронном виде, необходимое условие – полная оплата стоимости перевозки со всеми сборами.

Например, если товар отправлен в порт назначения, но еще не оплачен клиентом, отправитель из опасения не высылает BOL покупателю. Как только оплата поступит, отправитель оформит телекс-релиз по имеющемуся у него коносаменту. Для этого ему необходимо сдать все оригиналы BOL экспедитору, который удостоверяет их возвращение и отправляет релиз в порт выгрузки о том, что груз может быть выдан получателю.

Коносамент включает в себя обязательные пункты, оговоренные в законодательстве о морских грузоперевозках. Это Гаагские правила 1921 г., Правила Гаага-Висби, Гамбургские правила, в России – Кодекс торгового мореплавания РФ. Необходимо проверить каждый пункт BOL очень тщательно, так как исправления не допускаются и любая неточность может обернуться крупными расходами на выпуск корректирующего манифеста. Подробнее о каждом пункте коносамента на примере можно ознакомиться по ссылке.

Подведем итог. Коносамент оформляется поставщиком на бланке экспедитора морских перевозок для передачи товара покупателю в соответствии с правилами передачи ценных бумаг (заказной почтой, заказом или владельцем) и эквивалентен передаче груза. Он является одним из важнейших документов, необходимых для таможенного контроля товаров, перевозимых морем.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.