Акция 6+6 при подписке на полгода. 8(800)505-86-89
Журнал "Финансовый директор"

Что включают коммерческие расходы

17 ноября 2019
309
Средний балл: 0 из 5
кандидат экономических наук, доцент

Коммерческие расходы - это часть расходов по обычным видам деятельности, которая связана с продажей продукции, товаров, работ или услуг. Чем они отличаются от издержек обращения, какие бухгалтерские приемы изменят их величину и почему такие расходы не отражаются в балансе – читайте в статье.

Что такое коммерческие расходы?

Это часть расходов по обычным видам деятельности, которая связана с продажей продукции, товаров, работ или услуг. Наряду с управленческими они участвуют в формировании прибыли (убытка) от продаж.

Обратите внимание на два важных момента в определении данного понятия.

Момент 1. Они никогда не связаны с прочей деятельностью предприятия – той, какая не относится к основному производству или торговле.

Допустим, ваша компания продает ставшее ненужным оборудование. Чтобы продажа состоялась быстрее, подается рекламное объявление в СМИ. Однако траты на рекламу связаны с выбытием основного средства, а не с обычным производственным или торговым процессом. Поэтому такие траты относят в состав прочих расходов, а не коммерческих (пункт 11 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) 10/99).

Продолжим пример. Покупатель найден, и по договору ваша организация осуществляет доставку. Ее стоимость тоже станет прочим расходом несмотря на то, что это транспортировка объекта реализации.

Момент 2. Они уменьшают финансовый результат. Может показаться, что это очевидно. Но нет. Если бы так было на самом деле, то фраза «коммерческие расходы в балансе» не являлась бы частой в поисковых запросах. В действительности есть принципиальное различие между тем, что отражается в балансе как издержки обращения, приходящиеся на остаток запасов, и термином, о котором идет речь в статье. Дальше расскажем об этом подробнее.

Что включают в себя коммерческие расходы

Перечень трат и ссылки на нормативные документы-обоснования приведены на схеме.

Рисунок 1. Коммерческие расходы – это какие расходы

Что включают коммерческие расходы

Отметим, перечень – открытый. Значит, есть и то, что не поименовано в нем, но по сути является таким расходом. Чтобы вам было легче выделить коммерческую составляющую в тратах компании, примите на вооружение три правила.

Правило 1. Это траты на продажу, а не на покупку. То есть транспортные расходы, которые связаны с доставкой основного средства или материалов, не войдут в их состав. А транспортировка покупателю готовой продукции вашей организации там окажется. Затраты на складское хранение сырья для дальнейшей переработки – производственная составляющая. То же самое, но для товаров – коммерческая.

Из правила есть исключение. Оно касается заготовки товаров и их доставки на центральный склад или базу. Действует только для торговых организаций.

Правило 2. Все расходы делятся на пять базовых элементов.

Это:

  • оплата труда;
  • социальные отчисления с нее;
  • материальные расходы;
  • амортизация;
  • все прочее, что не вошло в предыдущие группы.

Возьмите данный список за основу и подумайте: что одновременно соответствует каждому элементу и при этом связано с процессом реализации.

Например, кроме оплаты труда продавцов, к коммерческим расходам относятся страховые взносы, а также отчисления «на травматизм», рассчитанные с их зарплаты.

Сюда же включаются любые материалы, которые списали на товарный склад или склад готовой продукции для:

  • поддержания чистоты: тряпки, ведра, веники, чистящие средства;
  • выполнения санитарных норм: средства дератизации и дезинсекции;
  • обеспечения сохранности: дверные замки, огнетушители, датчики пожарной сигнализации.

Амортизация основных средств, которые задействованных в процессе реализации, – тоже из числа коммерческих расходов. Примеры «торговых» основных средств:

  • холодильные витрины;
  • магазинные стеллажи;
  • здания складов;
  • транспорт, на котором товар довозят до потребителя;
  • кассовые терминалы.

Правило 3. В торговых организациях вообще все расходы за исключением себестоимости проданных товаров могут оказаться коммерческими.

Себестоимость проданных товаров попадет в состав себестоимости продаж. Все остальные траты смело относите к коммерческим.

Из правила есть исключение. Все, что связано с административными процессами и их обслуживанием, допустимо признавать управленческими расходами. Про это следует указать в учетной политике предприятия. См. подробнее: Образец учетной политики организации на 2020 год. И тогда придется разделять зарплаты продавцов и директората, амортизацию офисных зданий и помещений магазинов и прочее по отдельным затратным счетам бухгалтерского учета.

Коммерческие расходы: счет бухгалтерского учета

В Плане счетов бухгалтерского учета нет специально выделенного для них счета. Кто-то из читателей может подумать: «Это утверждение – ошибочно, ведь есть же счет 44 "Расходы на продажу"». Давайте разберемся, почему 44-й – только первая ступень для сбора информации о тратах на сбыт и по какой причине правильнее было бы его называть «Затраты на продажу».

Действительно, в течение месяца по дебету 44-го обобщаются все те траты на процесс реализации, о которых шла речь выше. Однако пока числятся на данном счете, они представляют собой затраты или издержки обращения, но не расход. Почему? Потому что не оказывают никакого влияния на финансовый результат. Напомним: влиять на финансовый результат – ключевая характеристика расходов вообще и коммерческих в частности.

В конце месяца информация со счета 44 передается на счет 90. Только в этот момент затраты на продажу становятся коммерческими расходами и потому уменьшают операционную прибыль. Если брать за основу стандартные номера и названия субсчетов, то 44-ый закрывается на 90-2 «Себестоимость продаж». Если ориентироваться на разработку специалистов фирмы 1С, то для этой цели применяется одноименный к 44-му субсчет 90-07.

Обычно с 44-го на 90-й списывается вся сумма, которую накопили за месяц. Однако есть ситуации, когда часть затрат на продажу на конец отчетного периода так и останется «висеть» на 44-м. Это бывает для трат на:

  • упаковку и транспортировку в производственных организациях;
  • транспортировку в торговых и посреднических предприятиях.

Когда в организации выбирают второй вариант бухгалтерского учета затрат на продажу, то:

  • фиксируют его в учетной политике;
  • общую сумму дебетового оборота по счету 44 дробят на две части в конце месяца между проданной продукцией (товарами) и той, что осталась на складе;
  • остаток счета 44, который соответствует непроданным запасам, отражают в балансе, а его кредитовый оборот в корреспонденции со счетом 90 – в отчете о финансовых результатах.

Посмотрите на рисунке ниже, как движется информация по бухгалтерским счетам. А если вам нужны схемы бухгалтерских записей по счету 44, то скачивайте наш файл. В нем также найдете варианты формулировок для учетной политики по теме статьи.

Рисунок 2. Коммерческие расходы и издержки обращения: какая связь

Что включают коммерческие расходы

Коммерческие расходы в балансе и в отчете о финансовых результатах

Описанная логика движения информации по счетам находит свое отражение и в бухгалтерской отчетности.

Поскольку остаток на счете 44 – это затраты, то, как любые текущие затраты предприятия, он оседает в балансе. Отдельной строки для счета нет. Он приводится по комплексной статье 1210 «Запасы». Кроме того, в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах делается расшифровка в строках 5400 и 5420.

Та сумма, которая в конце месяца «ушла» с 44-го на 90-й – то есть собственно коммерческие расходы организации, – отражается в отчете о финансовых результатах. Для этого есть одноименная строка 2210.

Выходит, в балансе коммерческих расходов действительно нет. Они присутствуют только во «второй форме». Расшифровка по элементам для вообще всех расходов по обычным видам деятельности, в том числе для коммерческих и управленческих, приводится в пояснениях к бухгалтерской отчетности в строках 5600. Кроме того, некоторые компании дополнительно раскрывают состав строки 2210 там же в пояснениях.

И еще один важный момент, который касается отражения информации в отчетности. Пункт 9 ПБУ 10/99 разрешает организациям не показывать отдельно данные в части трат на сбыт и управление.

Конечно, такой подход снижает степень раскрытия данных и ухудшает восприятие показателей финансовой отчетности ее пользователями. Однако он не нарушает нормативные требования. Например, в ПАО «Ростелеком» поступают именно таким образом.

Посмотрите два примера отражения информации в годовой отчетности компаний.

Пример ПАО «ГМК «Норильский никель»

Отчет о финансовых результатах

Что включают коммерческие расходы

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Что включают коммерческие расходы

Пример ПАО «Ростелеком»

Отчет о финансовых результатах

Что включают коммерческие расходы

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Что включают коммерческие расходы

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы ещё не знакомы?
Давайте познакомимся!

Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:
Читают статьи с закрытых материалов
Первыми узнают последние новости
Пользуются всеми возможностями сервисов

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и получить преимущества!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.