Акция 6+6 при подписке на полгода. 8(800)505-86-89
Журнал "Финансовый директор"

Инкотермс: понятие и правила 2020

25 ноября 2019
230
Средний балл: 0 из 5

Инкотермс - это правила толкования торговых терминов, которые применяют предприятия и ведомства по всему миру. Международная торговая палата уже разработала новую редакцию Инкотермс 2020, но последнего издания пока нет в свободном доступе. В статье найдете расшифровки основных понятий и обзор изменений на следующий год.

Инкотермс - это ... 

Правила толкования торговых терминов, которые применяют предприятия и ведомства по всему миру, это и есть инкотермс. В документе представлены понятия, которые часто используются в рамках внешней торговли. См. также, что такое аккредитив.

Важно! В профессиональных стандартах в качестве необходимых знаний иногда указывают основы внешнеэкономической деятельности (условия Инкотермс). Такое требование действует, например, для специалистов по логистике на транспорте (приказ Минтруда от 08.09.2014 № 616н). Разбор международных правил также может быть частью учебной программы повышения квалификации водителей (приказ Минтранса от 14.05.2015 № 172).

Кто использует

Документ применяют все, кто вовлечен в цепочку поставок для доставки товаров за рубеж. С ним обычно сталкиваются в работе:

  • трейдеры;
  • производители;
  • покупатели;
  • продавцы;
  • банки;
  • различные правительственные учреждения.

Объемы внешней торговли растут, поэтому финансовые директора все чаще сталкиваются в работе с аккредитивами. Внутри России решение не так популярно, но многие иностранные партнеры включают этот вид расчетов в контракты как обязательный, особенно если выступают в роли поставщиков. Шесть контрольных точек для проверки аккредитива

Какие темы затрагивает

Документ охватывает следующие области международной торговли:

  • задачи, связанные с доставкой;
  • содержание контракта;
  • ответственность за риск;
  • доставка продукции;
  • страховые сборы;
  • таможня и налоги.

Напротив, действие документа не распространяется на следующие области:

  • владение и передачу права собственности на продукцию;
  • любые требования безопасности;
  • требования к судну;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • прекращение договора;
  • процесс оплаты.

Цели инкотермс 

Основная цель документа – обеспечить единообразное толкование условий поставки продукции, часто используемых в международных сделках. Иными словами, главная задача - устранить любую неопределенность из-за разницы толкований. В итоге операторы из разных стран могут рассчитывать на справедливое распределение затрат и рисков, связанных с доставкой.

Что проверить в условиях доставки в договоре поставки импортируемого товара

Документ фактически отвечает на четыре вопроса:

  1. Кто оплачивает транспортировку?
  2. Где происходит доставка?
  3. Где и когда риск переходит от продавца к покупателю (см. подробнее таб. 1)?
  4. Кто несет расходы, связанные с транспортировкой, выдачей документов, выгрузкой товара в пункте назначения, таможенным оформлением при необходимости, страхованием и т. д.?
Таблица 1. Переход риска

Термин

Переход риска (когда товар…

EXW

… находится в распоряжении покупателя

FCA

… был доставлен перевозчику в оговоренное место

FAS

… был размещен рядом с кораблем

FOB/ CFR/ CIF

… находится на борту судна, в порту экспорта (происхождения)

CIP/ CIP

… доставлен главному перевозчику в порту экспорта (происхождения)

DAT

… выгружен из транспортного средства и передан в распоряжение покупателя в порту или другом месте назначения

DAP

… прибыл на каком-либо транспортном средстве и готов к выгрузке в месте назначения

DDP

… предоставлен в распоряжение покупателя, прошел таможенную очистку для импорта и готов к выгрузке в месте назначения

Термины инкотермс 

Доставка момент в транзакции, когда риск потери или повреждения товара переходит от продавца к покупателю
Пункт назначения место, до которого была оплачена перевозка
Перевозчик любое лицо, которое по договору обязуется выполнить перевозку по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским, внутренним водным путем или комбинацией таких видов транспорта
Экспедитор фирма, которая делает доставку или помогает в ее организации
Терминал любое место, покрытое или нет, например, док, склад, контейнерная площадка или автомобильный, железнодорожный, воздушный грузовой терминал

Правила инкотермс 

Важно отметить правовые ограничения документа. Правила не заменяют и не отменяют порядок, который действует в разных странах мира. Основное назначение документа – привести к единообразию терминологию.

Документ не охватывает такие вопросы, как то: кто отвечает за товары до и после процесса доставки; кто платит НДС или другие налоги с продаж. Он не описывает точный характер договора между покупателем и продавцом.

Правила также не определяют порядок действий для случаев, когда что-то идет не так и нарушаются условия договора. В договоре купли-продажи будет указано, правовая система какой страны будет применяться в этом случае.

Кроме того, нужно учитывать, что у сторон при заключении контракта есть возможность:

  • соблюдать закон страны-экспортера;
  • соблюдать закон страны-импортера;
  • соблюдать закон третьей страны.

Это позволит выбрать наиболее комфортные условия сотрудничества.

Важно! В некоторых странах документ имеет обязательную силу и получил статус закона. Этот пункт важно учитывать при заключении договоров поставки с резидентами.

Редакции документа 

Впервые понятие «инкотермс» появилось в обращении в 1936 году, его ввела Международная торговая палата. Первое издание значительно отличалось от последующих. Оно представляло собой свод правил взаимоотношений между продавцом и покупателем и словарь терминов.

С тех пор документ обновляют примерно каждые десять лет. Так, документ корректировали сначала в 1990, а затем в 2000 году. Сейчас, уже на протяжении девяти лет, компании используют издание 2010 года.

Инкотермс 2010Полный текст с комментариями

Последние две редакции довольно сильно различаются между собой. Так, например, в варианте от 2000 года было 13 терминов, в следующей редакции два из них убрали. Но вместо этого появились два новых понятия.

Также в интернете можно встретить запрос «инкотермс 2019». При этом отдельной редакции за текущий год не существует. Тем, кто имеет дело с международной торговлей, следует руководствоваться изданием 2010 года.

Но уже со следующего года редакция 2010 года устареет. Стало известно, что правила хотят поменять. Подробнее об этом расскажем далее в этой статье.

Как поставщику согласовать открытие аккредитива

Инкотермс: расшифровка 

Таблица 2. Деление на группы

Группа

Расшифровка

Характеристика

Какие термины входят в группу

E

Место отправки

Продавец отгружает товары на своем складе или складе производителя. При этом он не обязан производить таможенную очистку (прохождение иностранного товара через таможню, он включает в том числе заполнение таможенной декларации) поставленной продукции и грузить ее на транспортное средство покупателя.

EXW

F

Основная перевозка не оплачена

Главная задача продавца - доставить товар перевозчику, указанному покупателем. Перевозку товара покупатель оплачивает самостоятельно. Переход обязательств о продавца к покупателю происходит у терминалов отправления для основной перевозки.

FCA инкотермс/ FAS/ FOB

C

Основная перевозка оплачена

Обязанность заключить контракт с перевозчиком лежит на продавце. При этом ответственность за повреждение товара он не несет. Переход обязательств о продавца к покупателю происходит у терминалов прибытия для основной перевозки.

CFR/ CIF инкотермс/ CPT/ CIP

D

Доставка

Продавец несет все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения. Перевозку также осуществляет продавец.

DAP инкотермс/ DAT/ DDP

Основное последствие с точки зрения налогообложения касается операций, связанных с EXW и DDP. В этих двух случаях продавец, а также покупатель должны уметь обосновать сделку и выгоду от режима, который к ней относится.

Что важно знать 

Перечислим случаи, когда понадобится документ:

Ситуация первая. Уведомление о контролируемых сделках

В разделе 1Б уведомления о контролируемых сделках нужно показать код условия поставки, если предмет сделки – товар. Выберите код, который соответствует Инкотермс. Если вы не используете правила толкования торговых терминов, поле можно не заполнять.

Ситуация вторая. Экспорт товаров за пределы ЕАЭС

Компании нужно составить внешнеторговый контракт, чтобы экспортировать товары за пределы Евразийского экономического союза. В нем нужно показать существенные условия сделки, в том числе условия поставки. Чтобы заполнить информацию, компании нужно будет обратиться к положениям международных правил.

Ситуация третья. Оприходование импортных товаров

При оприходовании импортных товаров важно учесть момент перехода права собственности к покупателю. Обычно за него принимают дату исполнения продавцом обязательства по поставке, то есть момент перехода риска от продавца к покупателю. Как происходит переход риска от одной стороны к другой, мы показали в таблице 1.

Это лишь некоторые случаи, когда компании может понадобиться документ. В целом, характеристику каждого Инкотермс важно знать, чтобы иметь четкое представление о том:

  • когда использовать то или иное понятие;
  • как будет происходить передача риска между вами и другой стороной;
  • кто будет нести ответственность за различные расходы в процессе.

Без четкого понимания термина, который вы хотите использовать, есть риск заключить договор, не зная, каким образом посылка будет передана из одного пункта в другой.

Перед тем, как подписать контракт, стоит обратить внимание на следующие основные правила:

Правило первое. Место отправления или порт следует расписать как можно подробнее.

Если стороны договариваются об использовании определенного порта или места отправления, очень важно назвать его как можно точнее. Это позволит избежать потенциальных споров в результате двусмысленности относительно места.

Правило второе. Не забудьте использовать терминологию в договоре купли-продажи.

Условия не будут работать, если стороны не включат их в договор купли-продажи. Оговорить их допустимо также в отдельном соглашении.

Правило третье. Необходимо выбрать термин, подходящий к условиям.

Он должен соответствовать товарам, которые будут импортировать или экспортировать. При выборе также стоит учитывать транспортное средство, которое будут использовать для поставки продукции. Например, некоторые изделия нельзя доставить по воздуху из-за большого веса.

Правило четвертое. Помимо правил Инкотермс нужно прописать дополнительные условия.

Проверьте, что другие обязательства тоже есть в договоре купли-продажи, например, условия оплаты, передачи права собственности на товары, а также последствия нарушения уговора. Если компания будет руководствоваться лишь правилами Инкотермс, ее могут ждать негативные последствия.

Распространенные ошибки в использовании

Из-за недостаточного знания терминологии допустимы промахи в контрактах. Ниже мы привели наиболее частые ошибки, которые допускают импортеры и экспортеры в работе с документом.

  1. Применяют термины для морских перевозок FOB или CIF при отправке воздушным или автомобильным транспортом.
  2. Вовсе не используют понятия из Инкотермс в контрактах. Это затрудняет распределение обязанностей между покупателем или продавцом.
  3. Используют устаревшие понятия. С появлением новой редакции в следующем году эта проблема может стать актуальнее. Ведь обновленное издание будет отличаться от предыдущего.
  4. Неправильно показывают аббревиатуру. Например, вместо EXW пишут Ex-works. Обратите внимание, что правильный вариант – это показать только три заглавные буквы.
  5. Ставят в контрактах непризнанные понятия. Использование этих условий может привести к тому, что компания не сможет обратиться за помощью в случае возникновения спора.
  6. Не учитывают вид транспорта. Не забудьте обновить инкотермс в договоре, если способ, которым перевозится груз, изменился.
  7. Выбирают неверный вариант. Часто компании ставят понятие, которое не подходит конкретно для их ситуации.

Важно! Некоторые компании сейчас применяют свод правил 2010 года не только для внешней торговли, но и для внутренней. Это не будет ошибкой. Такой подход допустим, если стороны подробно пропишут условия сотрудничества.

Как избежать недоразумений

  • Согласуйте пункт назначения как можно более четко и укажите в договоре купли-продажи.
  • Договоритесь о сроках доставки.
  • Продавец должен заранее уведомить о прибытии заказа.
  • Продавец должен предоставить всю необходимую документацию за несколько дней до прибытия.
  • Согласуйте, кто будет оплачивать расходы по разгрузке.
  • Заранее назначьте таможенного брокера и договоритесь о разумном сроке оформления.
  • Заранее договоритесь, кто будет платить за простой, задержку и хранение в случае возникновения спора.

Инкотермс 2020

В сентябре стало известно, что в следующем году появится новая редакция правил. Об этом рассказала Международная торговая палата. Создатели обещают, что пользоваться документом станет еще удобнее. Появится даже специальное мобильное приложение Incoterms 2020.

В целом можно выделить пять ключевых изменения в правилах для следующего года:

  1. DAT изменят на DPU. Функции терминов одинаковые, переименование носит технический характер.
  2. Затраты и их структуру уточнят. Все расходы соберут в одном разделе «Распределение затрат» с описанием для каждого правила.
  3. Безопасность в отношении транспорта четко детализируют.
  4. Покупатели и продавцы смогут больше не передавать доставку на аутсорсинг, а будут использовать свои собственные транспортные средства. Сейчас для перевозки нужно заключать договор с третьим лицом.
  5. Наиболее существенное изменение относится к термину «Франко перевозчик» (FCA). В соответствии с этим условием покупатель может теперь поручить своему перевозчику выдать коносамент с бортовой отметкой продавцу, чтобы он мог удовлетворить условия аккредитива.

Другие поправки мы показали в виде таблицы.

Таблица 3. Обзор изменений

Что изменится

Причина изменения и его суть

понятие EXW уберут

редакция 2010 года противоречит обновленному изданию Таможенного кодекса ЕС; условия поставки EXW редко применяют для международной торговли

понятие FAS удалят

редко используется: обычно применяют для экспорта чего-то сыпучего, например, зерна

термин FCA разделят на два базиса поставки

появилась необходимость разделить термин для наземной доставки и для морских контейнерных поставок

поменяют условия поставок FOB и CIF для контейнерных перевозок

сейчас FOB и CIF нельзя использоваться для транспортировки контейнеров, хотя в редакции 2000 года это было возможно

появится новые термин

необходимо устранить пробел между терминами FCA и CFR / CIF. Эту задачу выполнит новый термин CNI (стоимость и страхование). Продавец-экспортер будет нести ответственность за международное страхование груза

введут два новых правила

DTP  «доставка на терминале с оплатой пошлин» и DPP  «доставка до места с оплатой пошлин». Первый термин означает, что продавец отвечает за любые транспортные расходы, связанные с оплатой таможенных пошлин и доставкой. В первом случае речь идет о доставке до терминала, во втором – до любого другого места.

Новая редакция заработает через полтора месяца, с начала следующего года. Пока нового издания нет в общем доступе, хотя Международная торговая палата уже разработала его. Единственная доступная опция сейчас – это купить документ. Издание 2020 года доступно на 29 языках.

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы ещё не знакомы?
Давайте познакомимся!

Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:
Читают статьи с закрытых материалов
Первыми узнают последние новости
Пользуются всеми возможностями сервисов

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и получить преимущества!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.