Робот-пылесос + 3 мес. в подарок! 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Что поможет быстрее ставить к вычету входной НДС

31 мая 2011
6118
Средний балл: 0 из 5
начальник отдела учета реализации и расчетов с покупателями и заказчиками РРО КФ ОАО «МегаФон»

Елена Кочетова, начальник отдела учета реализации и расчетов с покупателями и заказчиками РРО КФ ОАО «МегаФон», считает, что можно ускорить процесс принятия НДС к вычету, если системно заняться управлением документооборотом и регулярно анализировать дебетовое сальдо НДС

Как правило, компании не могут принять к вычету НДС по одной простой причине: нет счета-фактуры от поставщика. Конечно же, так или иначе работа по сбору сопроводительной документации ведется на любом предприятии. Вопрос в том, насколько она эффективна, насколько отлажен документо­оборот. Поставщики забыли прислать счет-фактуру, им никто не напомнил. Прислали – документ затерялся, так в бухгалтерию и не попал. Знакомо? От этих проблем можно избавиться.

Начать можно и нужно с самого простого: распределить ответственность за сбор документов между подразделениями компании. Пожалуй, оптимальный вариант с точки зрения будущих трудозатрат – закрепить обязанность получения сопроводительных счетов-фактур за теми службами, по требованию которых приобретаются те или иные товары и услуги. А точнее, за конкретными сотрудниками, инициаторами платежей. Они должны четко понимать, что их роль в процессе закупки – не только заказ необходимых товаров и их оплата, но и сбор оправдательной документации. Так станет одной проблемой меньше. А именно: появятся конкретные люди – сотрудники компании, у которых руководство может поинтересоваться о причинах отсутствия счетов-фактур. Если не будет ответственных, все усилия по совершенствованию документооборота окажутся напрасными.

Порядок получения «первички», ответственные лица или подразделения, процедура контроля сроков представления и меры наказания за просрочку фиксируются положением о документообороте или любым другим внутренним документом компании, например приказом генерального директора. Идеальный вариант, если такие показатели, как остаток НДС и его возрастная структура, будут входить в состав отчетности для менеджмента компании наравне со сведениями о динамике выручки, дебиторской задолженности и другими важными показателями. Необходимость отчитываться перед генеральным директором послужит хорошим стимулом для исполнителей вовремя позаботиться о получении счетов-фактур.

Компании, где загрузка штатных сотрудников велика и не позволяет им отвлекаться от их ключевых обязанностей, нередко рассматривают возможность привлечь к работе по сбору закрывающих документов стороннюю организацию. Естественно, этот вариант не самый экономный. Нужно будет рассчитать соотношение «затраты – выгоды» от таких услуг. Но все же, как показывает практика, полностью перенести бремя ответственности за сбор документов на внешнего агента не удастся. Вовлечение в эту работу персонала самой компании необходимо в любом случае.

Регулярный анализ «остатков»

Распределение ответственности – лишь первый шаг, задел на будущее. Вслед за этим стоит провести анализ текущего состояния платежей по НДС, изучить ситуацию с получением счетов-фактур от контрагентов по закрытым сделкам. Для этого нужно разбить по поставщикам дебетовое сальдо счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» за последний период, а проще говоря – текущий остаток невозмещенного НДС. По каждой входящей сумме указать срок возникновения, имя контрагента, получены или нет счета-фактуры, кто ответственный за их сбор. Теперь остается лишь разобраться с причинами задержек в представлении документов. Понять, кто виноват – поставщики или исполнители внутри компании, и принять соответствующие меры.

Подобный анализ лучше проводить ежемесячно. Если поставщиков слишком много, то как минимум раз в квартал. Время «обратной связи» – период, в течение которого ответственные подразделения должны доложить о проведенной работе – также стоит регламентировать.

А дальше будет логичным выделить приоритетных поставщиков (с наибольшими оборотами) и проблемных – тех, кто регулярно «забывает» представить документы или допускает массу ошибок. И поставить задачу соответствующим специалистам компании получать от них счета-фактуры в первую очередь. Для оптимизации работы по сбору документов имеет смысл объединить в отдельную группу контрагентов, чей офис расположен недалеко от самой компании. Это позволит избежать довольно распространенной и вместе с тем нелепой ситуации, когда на конец отчетного периода компания не может принять к вычету НДС, причем на серьезную сумму, из-за отсутствия счета-фактуры от поставщика, офис которого находится в соседнем здании.

НДС с авансов

С 2009 года организациям, выплачивающим задаток поставщикам, предоставлено право принимать НДС по таким суммам к вычету. На практике этой возможностью компании нередко пренебрегают. Чаще всего это происходит лишь потому, что схема кажется им сложной в применении. Да и поставщики неохотно предоставляют счета-фактуры на полученные ими авансы. Но если уплаченные задатки носят долгосрочный характер и суммы выплат немаленькие, можно серьезно снизить платежи в бюджет в текущем налоговом периоде. В случае когда пред­оплата перечисляется контрагенту и вся сделка закрывается документами в течение короткого промежутка времени, то применение права на вычет НДС нецелесообразно. В такой ситуации, действительно, будет больше бумажной работы, чем экономический эффект от нее.

Встраивание контрольных элементов в обычную схему работы с первичными документами позволяет снизить ежемесячный переходящий остаток НДС до минимума. Причем повышенное внимание к процедуре сбора счетов-фактур отнюдь не означает стремительного увеличения рабочей нагрузки на сотрудников компании. Получение документов так или иначе входит в обязанности специалистов, вовлеченных в процессы закупок товаров и услуг.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.