Скидка на подписку 20% + 4 месяца бесплатно | 8(800)505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Цели и задачи разработки бизнес-плана

  • 17 марта 2017
  • 6445
канд. экон. наук

По величине реализуемого проекта и объемам привлекаемого финансирования бизнес-планы можно разделить на мелкие, средние, крупные, а по типу решаемых задач — на организационные, финансовые, экономические и т. д. Все это накладывает свой отпечаток на особенности составления бизнес-плана, его структуру, детализацию расчетов. В то же время любой бизнес-план независимо от целей его составления и особенностей является важным элементом управления бизнесом и требует тщательной проработки.

В современной деловой практике в зависимости от целей, для которых составляется бизнес-план, он может использоваться для:

  • привлечения внешнего финансирования;
  • повышения эффективности финансового менеджмента на предприятии;
  • стратегического планирования;
  • планирования реструктуризации бизнеса.

Рассмотрим особенности перечисленных типов бизнес-планов и расскажем, как составить бизнес-план.

Цель бизнес-плана: привлечение внешнего финансирования

В бизнес-плане, составленном для привлечения инвестиций, должна быть всесторонняя оценка того, как реализация данного проекта повлияет на общую стоимость компании и какую выгоду от реализации проекта получит внешний инвестор. В основе такого бизнес-плана лежит рыночно-ориентированный подход. С помощью маркетинговых исследований изучается структура спроса на товары или услуги, которые предполагается продавать, анализируется конкурентная ситуация и составляется график ожидаемых продаж. Затем рассчитываются необходимые ресурсы всех функциональных подразделений, которые требуются для достижения запланированного объема продаж на рынке. Кроме того, в бизнес-плане отражаются финансовые показатели бизнеса: рентабельность, срок окупаемости, объем внешнего финансирования, финансовые коэффициенты и т. п. В заключение приводится оценка финансовых и технических рисков.

Личный опыт

Игорь Говядкин, директор по экономике и финансам Главного информационно-вычислительного центра Москвы

Бизнес-план в России воспринимается в первую очередь именно как документ для инвестора, то есть инструмент для получения средств. Бизнес-план для стратегического планирования, реструктуризации компании и повышения эффективности финансового менеджмента обычно называют по-другому — план развития, план реорганизации или просто проект.

Бизнес-план как инструмент финансового менеджмента

При использовании бизнес-плана для внутрифирменного планирования он рассматривается как основа для управления корпоративными финансами — эффективного бюджетирования и контроллинга. При этом любая краткосрочная или долгосрочная цель (от вывода на рынок нового продукта до модернизации информационной системы) рассматривается как отдельный проект, для которого рассчитываются денежные потоки, финансовый результат и эффективность. Таким образом бизнес-план из рыночно-ориентированного документа превращается в финансово-ориентированный. В результате финансовая служба получает инструмент для планирования финансовой деятельности на среднесрочную перспективу (1—3 года). Средства, выделенные на реализацию эффективных проектов, отражаются в общем инвестиционном бюджете предприятия.

Личный опыт
Светлана Полякова, финансовый директор компании ООО «Алкоа Си-Эс-Ай Восток» (Москва)
Бизнес-планы мы используем как основу для формирования и контроля бюджета. Ежемесячно с помощью многофакторных моделей анализируются отклонения от запланированных графика и сумм. Например, отклонение от плана материальных затрат на 1000 единиц рассчитывается по нескольким составляющим: изменение цен на материалы, уровень брака, технологические факторы и т. д. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем при составлении бизнес-плана по подразделению и включении его в общий бюджет компании мы могли точнее оценивать и планировать финансовые потоки.

Структура и порядок построения бизнес-плана внутреннего пользования в целом совпадает со структурой бизнес-плана для привлечения инвестиций. Единственное различие заключается в степени обоснованности исходных данных: к внутрифирменным бизнес-планам обычно предъявляются гораздо менее жесткие требования (например, при составлении бизнес-плана для внешнего инвестора, как правило, нужно обосновывать значение используемой ставки дисконтирования, при составлении бизнес-плана для финансового менеджмента компании часто используется ставка дисконтирования, установленная на уровне минимальной отдачи от вложенного капитала, требуемой акционерами).

Бизнес-план как инструмент стратегического планирования

Бизнес-план для стратегического планирования — это описание стратегии достижения глобальных целей компании на определенный период (как правило, 3—5 лет). Он включает анализ внешних изменений и соответствия уровня развития компании требованиям внешней среды по каждой функциональной области (маркетинг, производство, управление, финансы) или по структурным подразделениям (центрам ответственности) за каждый отчетный период (например, год). В идеале такой план должен составляться при открытии компании, а затем дополняться и изменяться в зависимости от этапа развития.

Стратегический бизнес-план составляется так же, как и инвестиционный, но с меньшей детализацией, и может использоваться как для внутренних целей компании (планирование, контроль), так и для презентационных функций (представление бизнеса будущим покупателям, инвесторам, партнерам).

Личный опыт

Павел Божко, финансовый директор проекта SPAR промышленно-торгового холдинга «Марта», канд. экон. наук (Москва)

Я считаю, что любой компании необходимо двухуровневое планирование:

При этом общий бизнес-план развития компании базируется на планах развития отдельных направлений бизнеса, а те, в свою очередь, могут содержать еще более частные проекты.

— первый уровень — стратегический, отражающий стратегические позиции компании относительно внешней среды. Для этого уровня разрабатываются корпоративная стратегия, а также конкурентные стратегии отдельных направлений бизнеса, которые реализуются в функциональных стратегиях (финансовая, производственная, маркетинговая и т. п.);

— второй уровень — тактический, при котором позиции (показатели) компании в будущем сопоставляются с показателями текущего периода. Для этого необходимы система перспективных (долгосрочных и среднесрочных) планов, содержащих основные количественные и качественные показатели развития компании, а также система текущего планирования (в пределах года), содержащая перечень бюджетов с максимально возможной детализацией количественных показателей, в том числе по отдельным подразделениям и видам деятельности.

Учли цель бизнес-плана - реструктуризация бизнеса

Целью бизнес-плана для реструктуризации бизнеса является описание плана перехода предприятия из неэффективного или низкоэффективного (текущего) состояния в эффективное (например, с помощью выделения непрофильных видов бизнеса или перехода от линейно-функциональной организационной структуры к дивизиональной). Такой бизнес-план является организационно-ориентированным и должен содержать ответы на следующие вопросы:

  1. Какие подразделения (направления бизнеса) будут свернуты, изменены или созданы?
  2. Какова организационная структура создаваемой компании?
  3. Как будут организованы бизнес-процессы новых структурных подразделений и как они будут скоординированы в рамках всей компании?
  4. Какие центры финансовой ответственности будут выделены в новой оргструктуре?

Для финансового директора план реструктуризации сводится прежде всего к реструктуризации финансовых потоков и разработке новой финансовой модели организации.

Личное мнение

Валерий Тёмкин, генеральный директор научно-производственного предприятия «ЛЮМЕН» (Москва)

Думаю, сейчас только на малых предприятиях бизнес-план составляется исключительно с целью привлечения долевых и долговых средств. Его функции гораздо шире. Бизнес-план — это ключевой элемент и стратегического, и финансового менеджмента. Ни один сколько-нибудь значимый проект не следует проводить без бизнес-плана, который призван убедить и руководство компании, и внешних пользователей в эффективности проекта. Реструктуризация — очень серьезный проект, и, прежде чем ее начинать, необходимо понять, в каком положении предприятие находится сейчас и чего хочет достичь. Формализованное описание того, как компании стать более эффективной (то есть перейти из сегодняшнего состояния в желаемое будущее), — это и есть бизнес-план.

Приведенная классификация бизнес-планов является лишь одним из возможных способов их ранжирования. По величине реализуемого проекта и объемам привлекаемого финансирования их можно разделить на мелкие, средние, крупные, а по типу решаемых задач — на организационные, финансовые, экономические и т. д. Все это накладывает свой отпечаток на особенности составления бизнес-плана, его структуру, детализацию расчетов. В то же время любой бизнес-план независимо от целей его составления и особенностей является важным элементом управления бизнесом и требует тщательной проработки.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.