Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Проверка по трансфертному ценообразованию: чего ожидать и как готовиться

1 октября 2013
2543
Средний балл: 0 из 5
главный юрисконсульт ООО «ЛЕКС-Сервис»

У компаний, которые проводили в 2012 году сделки с взаимозависимыми лицами, остается совсем немного времени, чтобы подготовиться к налоговой проверке по трансфертному ценообразованию. До 20 ноября необходимо представить в инспекцию уведомление о сделках, а с 1 декабря налоговики уже будут вправе запрашивать необходимую им информацию. Как всегда, проверка может прийтись на самый неподходящий период. Поэтому следует заранее подумать о том, чего будут добиваться налоговики, учесть возможные сценарии поведения компании при проведении налогового контроля и, конечно, подготовить документацию.

Основные принципы работы по новым правилам

Чтобы подготовиться к проверке, в первую очередь нужно представлять, какие цели преследуют нововведения в целом. А значит, чего будут добиваться налоговики.

С крупными налогоплательщиками государство предпочитает договориться. Им предлагают уплатить «трансфертную госпошлину» в размере 1,5 млн рублей (пп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) и заключить соглашение о ценообразовании для целей налогообложения на условиях главы 14.6 НК РФ. Все остальные налогоплательщики, а также те, кто не подписал соглашение о ценообразовании, обязаны предоставлять налоговому органу информацию, которая позволит своевременно доначислить налог до «полноценного» - исходя из рыночных цен. Порядок подготовки и представления документации в целях налогового контроля регламентирован статьей 105.15 НК РФ. Кроме того, предусмотрена возможность обезопасить себя от уплаты пеней в связи с введением трансфертного ценообразования (п. 3 и 6 ст. 105.3 НК РФ). Для этого налогоплательщики самостоятельно осуществляют корректировку сумм налога (авансовых платежей) и погашают недоимку в установленный срок. Для бюджета более важно своевременно получить налог в полном размере, а не пени.

Неисполнение требований законодательства о трансфертном ценообразовании чревато последствиями. Так, за непредставление налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках предусмотрен штраф в размере 5 тыс. рублей (ст. 129.1 НК РФ). Также предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату налогов в связи с применением трансфертного ценообразования (п. 1 ст. 129.3 НК РФ). Естественно, за такие налоговые нарушения должностных лиц могут привлечь и к уголовной ответственности (ст. 198, 199 УК РФ).

При этом местом рассмотрения материалов и судебных исков по «трансфертным проверкам» является местонахождение ФНС России - г. Москва (ст. 30, 101, п. 14 ст. 105.17 НК РФ, ч. 2 ст. 189 АПК РФ). Таким образом, оспаривание решения налогового органа для компании выразится, как минимум, в существенных расходах.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что цель введения новой главы - снижение затрат государства на обеспечение налоговых поступлений. В случае если с налогоплательщиком не договариваются о применяемых для налогообложения ценах, ему вменено обеспечить «прозрачность» информации по сделкам. Фактически на налогоплательщика частично перекладывается работа по сбору налогов. И от того, как он выполнит эту работу в преддверии проверки, во многом зависит безболезненность ее прохождения.

Активная и пассивная модель поведения компании

Согласно статье 105.15 НК РФ, документация представляется на основании требования налогового органа. Нормы данной статьи позволяют выделить две возможные модели поведения компаний при подготовке к проверке. Рассмотрим их и возникающие при этом последствия.

Первую можно охарактеризовать как пассивную. Налогоплательщик предоставляет только те сведения, которые указаны в пункте 1 статьи 105.15 НК РФ — о себе и о контролируемых сделках. Отметим, что такая ситуация может сложиться и в случаях, если организация перепродает товары только взаимозависимым лицам. При этой модели поведения в налоговый орган не поступает информация о сделках, совершенных налогоплательщиком, в отношении которого производится такая проверка, с лицами, не являющимися взаимозависимыми.

При проведении налогового контроля приоритетным методом является метод сопоставимости рыночных цен (подп. 1 п. 1, п. 3 ст. 105.7, ст. 105.9 НК РФ). Однако в данном случае его применение затруднительно из-за отсутствия общеизвестной информации о сделках, которые можно считать сопоставимыми с учетом конкретных коммерческих и финансовых условий (п. 1, 2 и 4 ст. 105.6, ст. 105.8 НК РФ).

Следовательно, проверяющие выбирают любой другой из перечисленных в главе 14.3 НК РФ метод - удобный для себя. Все методы, кроме приоритетного, основываются на данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности компании и третьих лиц. Таким образом, проверяемую организацию выставляют на одну линию с третьими лицами в данной отрасли, что может сильно повлиять на определение рыночной цены - она может оказаться выше или ниже цены в контролируемой сделке. Компании придется либо соглашаться с выводами налоговиков, либо нести значительные расходы, чтобы их оспорить.

Вторую модель поведения можно обозначить как активную. Она выражается в предоставлении фискальному органу иной информации, возможность чего предусмотрена пунктом 2 статьи 105.15 НК РФ. Под такой информацией понимаются дополнительные сведения, которые не могут быть истребованы у налогоплательщика. Но эти сведения могут содержать данные о самостоятельном применении методов, предусмотренных главой 14.3 НК РФ. Также они могут содержать информацию, подтверждающую правильность сравнения коммерческих или финансовых условий в контролируемых и сопоставимых сделках.

Например, компания совершала сделки с различными контрагентами, среди которых были и взаимозависимые лица. Значит, она располагает возможностью самостоятельно определить приоритетным методом интервал рыночных цен. Это позволит еще до проверки установить, попадают ли в этот интервал цены в контролируемых сделках.

Сведения обо всех заключенных сделках и о расчете интервала рыночных цен в качестве иной информации налогоплательщик и представит в налоговую инспекцию при получении требования. На основании представленных данных налоговый орган будет располагать достаточной информацией для применения метода сопоставимости рыночных цен. В этом случае налоговики не вправе использовать иную информацию для определения интервала рыночных цен (п. 6 ст. 105.6 НК РФ). То есть они применят приоритетный метод. Если налогоплательщик не допустил ошибки в расчетах или при сопоставлении коммерческих и финансовых условий сделок, то претензиям взяться неоткуда.

В 2013 году предоставление дополнительной информации, подтверждающей рыночность цен в контролируемых сделках, не имеет иных плюсов, кроме вышеназванных. Но уже в отношении сделок 2014 года все изменится.

Согласно требованиям статьи 105.3 НК РФ, налогоплательщики должны исчислять налоги по сделкам с взаимозависимыми лицами исходя из сумм, которые были бы получены, если бы сделки были заключены не со взаимозависимыми лицами. Пунктом 1 статьи 129.3 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение этого требования, о чем написано в начале статьи. Однако компании будут освобождены от ответственности по этой статье, если представят в налоговый орган документы, обосновывающие рыночный уровень применяемых цен по контролируемым сделкам (п. 2 ст. 129.3 НК РФ).

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.11 № 227ФЗ, налоговая ответственность по статье 129.3 НК РФ не применяется за налоговые периоды 2012 и 2013 годов. Но по решениям о доначислении налогов за налоговые периоды, начиная с 2014 года, налогоплательщикам уже грозит штраф. Его сумма увеличивается от 20 процентов (за 2014-2016 годы) до 40 процентов, установленных статьей 129.3 НК РФ. Значит, есть смысл заблаговременно подумать об обосновании применяемых для налогообложения цен и о том, чтобы своевременно предоставить эту информацию налоговому органу.

Как работает метод сопоставимости цен

Суть метода изложена в пунктах 2-6 статьи 105.9 НК РФ. Порядок определения интервала цен зависит от того, информацией о каком количестве сопоставимых сделок располагают компания и проверяющие. Если такая сделка одна, то цена указанной сделки может быть признана одновременно минимальным и максимальным значением интервала рыночных цен. Но только в случае, когда коммерческие и финансовые условия указанной сделки полностью сопоставимы с коммерческими и финансовыми условиями анализируемой сделки. При наличии информации о нескольких сделках применяется установленный в пункте 3 статьи 105.9 НК РФ алгоритм расчета интервала рыночных цен.

Можно предположить ситуацию, когда на этапе проведения подготовительной предпроверочной работы налогоплательщик выявил отклонение в цене контролируемой сделки от рассчитанного интервала рыночных цен. Тогда можно попытаться заблаговременно скорректировать «ценовой коридор» до необходимого размера, заключив сделку с невзаимозависимым лицом на необходимых условиях. В отдельных случаях это возможно сделать даже задним числом.

Какую информацию будут использовать налоговики

При проведении налогового контроля налоговики используют информацию, перечисленную в статье 105.6 НК РФ. По приоритету использования ее можно разделить на основную (п. 1 ст. 105.6 НК РФ)и дополнительную (п. 2 ст. 105.6 НК РФ).

Сведения о сделках, предоставляемые налогоплательщиками, относятся к основной группе. Но они в перечне видов информации занимают последнее место. А в первую очередь законодатель выделил сведения о ценах и котировках бирж, таможенную и государственную статистику, данные информационно-ценовых агентств.
При отсутствии данных из основной группы налоговики могут использовать дополнительную. Туда входят иные общедоступные источники информации и сведения о налогоплательщике (п. 4 ст. 105.6 НК РФ).

Это надо иметь в виду, подготавливая данные для налоговой проверки. Если по заключаемым налогоплательщиком сделкам цены отличаются от котировочных, биржевых, статистических, необходимо быть готовыми обосновать их. В этом помогут условия сопоставимости сделок. Отметим, что по сравнению с пунктами 3–11 статьи 40 НК РФ начиная с 2012 года существенно расширены признаки сопоставимости коммерческих и финансовых условий сделок. Однако для обоснования отличия уровня «внешних» цен от рассчитанного налогоплательщиком интервала рыночных цен достаточно тех же аргументов, которые приводились при спорах с налоговиками о рыночности цен по статье 40 НК РФ.

К примеру, решения налогового органа о доначислении налога часто подлежали отмене, поскольку не учитывали следующие условия сопоставимых сделок:
• низкие показатели потребительских свойств товара, вызванные неправильным их складированием и хранением (постановление ФАС Поволжского округа от 11.07.12 № А57-1798/2011);
• количество (объем) товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежей (постановление ФАС Уральского округа от 07.06.12 № Ф09-4497/12);
• местоположение квартир, их состояние, планировка, благоустройство и иное (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.08.12 № А81-4740/2011);
• данные о характеристиках товара, их обременение (залог) (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.02.12 № А11-796/2011);
• характеристика и состав сходных компонентов товара, наличие товарного знака и репутация на рынке товаров (постановление ФАС Центрального округа от 20.12.11 № А14-12623/2010);
• предмет и состав арендной платы (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.11.11 № А43-29360/2010).

Возможные источники информации

Перечень источников информации, который может быть использован налогоплательщиком, Налоговым кодексом не установлен. Фактически назван только один - собственные сделки. Естественно, что в первую очередь компании стоит использовать информацию по совершенным ею сделкам с невзаимозависимыми лицами. Ведь именно на основании этих данных рассчитывается интервал рыночных цен.

Но этой информации может быть недостаточно для обоснования рыночности цен, применяемых в целях налогообложения по контролируемым сделкам. Ведь цены компании по объективным причинам могут отличаться от цен конкурентов. Значит, организация вправе обратиться к иным источникам. Можно использовать те, которые будет применять налоговый орган.

При отсутствии сопоставимых сделок налогоплательщику придется применять любые из иных методов расчета рыночных цен, названных в главе 14.3 НК РФ, помимо приоритетного. Однако легко представить ситуацию, когда для компании сделка единична, но при этом она совершена с взаимозависимым лицом. Метод последующей цены реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности, метод распределения прибыли могут оказаться бессильными. Примером такой сделки является реализация объекта основных средств или нематериального актива. Согласно пункту 9 статьи 105.7 НК РФ, если все пять методов не позволяют определить рыночность цены в контролируемой сделке, то налогоплательщик вправе привлечь независимого оценщика для определения объекта оценки в разовой сделке. Под разовой сделкой понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе.

В этом случае в уведомлении по сделке, которое нужно будет представить в налоговый орган для проверки, указывается цена, определенная экспертом. В данном случае сложно добиться сопоставимости коммерческих и финансовых условий. Поэтому налоговый орган также не сможет применить ни приоритетный метод, ни какой из иных четырех. И будет вынужден согласиться с оценкой эксперта или привлечь собственного.

Статья подготовлена по материалам журнала «Практическое налоговое планирование».
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.