Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Мотивация персонала в торговых компаниях: комплекс необходимых мер и бонусов

1 декабря 2014
1390
Средний балл: 0 из 5

В торговых компаниях очень важно следить за тем, чтобы не снижалась мотивация персонала. Не стоит забывать о комплексе мер и бонусах, направленных на мотивацию торгового персонала и о программе обучения работников этой сферы.

Меры, направленные на мотивацию торгового персонала, разделяют на базовые и дополнительные.

Под базовыми мерами мотивации труда персонала понимают такие, которые однозначно необходимы. Вводить или не вводить их - не обсуждается. При этом обязательно соблюдается законодательство в том, что касается чередования труда и отдыха, предусмотренной законом продолжительности рабочего дня, охраны труда.

К дополнительным мерам относят то, что компания разрабатывает и внедряет самостоятельно и добровольно. Эти меры, как правило, самые интересные.

Базовые меры мотивации торгового персонала

Эти меры должны быть в компании обязательно.

Бонусы за производительность и мастерство

Критерии для выплаты достаточно прозрачны. Если сотрудник демонстрирует высокую производительность (к примеру, успешно и вовремя выкладывает новые партии товара, когда заканчиваются предыдущие, и повышает тем самым продажи), то получает прибавку к зарплате. Бонус за мастерство de facto - это бонус за выслугу лет. И направлен он на мотивацию торгового персонала и его удержание (мотивирует долго работать в компании). Прибавку к зарплате получают те, кто проработал больше года. На ее размер влияет также то, проходит ли сотрудник профессиональное обучение, повышает ли свою квалификацию, а, следовательно, и эффективность своего труда. Обучение торгового персонала - важная составляющая бонуса.

Пример

В компании «Азбука вкуса» зарплата прибавляется только тем, кто повышает свою категорию, проходя обучение в компании. И доход высококвалифицированного линейного персонала на 30-50 процентов выше среднерыночного. Но даже для того, чтобы получить скромную третью категорию, нужно пройти 3-4 курса обучения, вторую категорию - еще две программы, первую - еще четыре.

Компенсация расходов на питание и форму

Мы исходим из простого постулата: если продавец в продуктовом гипермаркете голоден, это выйдет компании дороже. Поэтому - желательно компенсировать расходы на питание. Кроме того, введение униформы - еще одна составляющая мотивации труда персонала. Чему персонал бывает только рад. Кассиры и продавцы ценят, что они прилично выглядят, и при этом им не надо каждое утро думать, как я буду выглядеть, если надену ту рубашку и эту юбку (брюки). Опять же личная одежда сохраняется. Сотрудники могут участвовать в выборе цветов одежды.

Обучение торгового персонала

Если понятна задача, ясно, какой результат надо получить. Для каждой позиции, будь то продавец, кладовщик или кассир, должна быть разработана подробная должностная инструкция. В ней описано все пошагово, до мелочей: взять ключик там-то, открыть шкаф, взять униформу… Даже в таких простых вещах не должно быть разночтений. Если сотруднику что-то не понятно, это стресс для него.

Если человек хочет расти, мотивация торгового персонала помогает ему воспользоваться этими возможностями, но бесполезно мотивировать сотрудника, которому ничего не нужно, у которого нет самомотивации. Если руководитель демонстрирует заинтересованность в работе собственным примером - это хорошо.

Дополнительные меры мотивации персонала в торговле

Эти меры компания осуществляет, исходя из своих возможностей.

Конкурсы, кофе-брейки с руководством, статьи о лучших в журнале. Публичное чествование (празднование дней рождения, прилюдное поощрение за хорошую работу) - важный фактор мотивации персонала.

Пример

В компании «Реал» в конце каждого года награждают лучшего сотрудника. Он выбирается в рамках конкурса, который проходит в течение года и так и называется - «Лучший сотрудник». От каждого магазина выдвигается по одному претенденту. Став лучшими у себя в магазине, они завоевали право на участие в общесетевом финале. Чтобы победить в финальном конкурсе, нужно выполнить задания, показывающие профессионализм, достичь высоких производственных показателей, подготовить домашнее задание (творческая часть). Люди снимают фильмы, пишут поэмы о своей компании. Выбрать победителя очень сложно. Лучших награждают в торжественной обстановке, пишут о них в корпоративном журнале, дарят им ценные подарки.

Разновидностью поощрения являются и кофе-брейки с членами правления раз в месяц. Формат кофе-брейка - это чаепитие с участием одного из членов совета директоров и пяти-шести рядовых сотрудников одного из магазинов, показавших лучшие результаты за прошедший месяц. На встрече сотрудники могут задать вопросы топ-менеджеру. Они касаются не только зарплаты, в них содержатся предложения по улучшению производственных процессов в компании. Именно так всплывают темы, которые остаются за кадром в рабочей обстановке, но волнуют людей.

Кроме того, компания может организовать различные корпоративные праздники, командообразующие мероприятия, поддерживать общение сотрудников, формирование групп по интересам. Открытие каждого нового магазина можно превратить в большое торжественное мероприятие, на котором директор магазина произносит речь по этому случаю, поздравляет подчиненных с этим событием.

Сразу обозначьте перед сотрудниками возможности для карьерного роста и развития. Ясные карьерные перспективы придают уверенности в будущем. Люди остаются в компании, если видят положительный пример карьерного продвижения.

Пример

Анализ анкет увольняющихся сотрудников проводится в компании «Шоколадница». На вопрос «Почему вы уходите из компании?» в 60 процентов случаев люди отвечают: потому что нет перспектив карьерного роста. Крупная международная компания может предложить лучшим сотрудникам работу за границей. Но бывает, что люди с удовольствием переезжают из Москвы в другой регион. Нередки случаи, когда человек вырастает до топ-уровня со стартовой позиции - продавца.

Что мотивирует сотрудников, соглашающихся на переезд? Повышение по должности, а также дополнительные возможности, которые предоставляет компания: оплата нового жилья, возможность приезжать на родину минимум раз в месяц.

Пример

В компании Salamander человек, пришедший 15 лет назад на должность продавца, сделал головокружительную карьеру - стал заместителем директора магазина, затем директором московского магазина. На этих постах он уделял большое внимание такому вопросу, как обучение торгового персонала. И в итоге был назначен тренинг-менеджером компании. По мнению Натальи Беляевой, руководителя службы персонала Salamander, это наилучший вариант, ведь, вырастив специалиста, компания получает, во-первых, практика, знающего все аспекты работы и передающего свой опыт другим, и, во-вторых, за годы работы этот человек стал авторитетом для сотрудников.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.